Планирование и порядок осуществления аудиторской проверки учета запасов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 05.03.2024

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Дедюкина, М. В. Планирование и порядок осуществления аудиторской проверки учета запасов / М. В. Дедюкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111790/ (дата обращения: 02.05.2024).



В данной статье рассматривается вопрос планирования и порядка осуществления аудиторской проверки учета запасов. Авторы подробно анализируют основные этапы проведения аудита, включая предварительное планирование, изучение и оценку системы внутреннего контроля, проведение аудиторских процедур и подготовку аудиторского заключения. Особое внимание уделяется особенностям проверки учета запасов, включая оценку запасов, инвентаризацию, контроль за движением запасов и оценку возможных рисков. В целом, статья представляет собой ценный источник информации для аудиторов, бухгалтеров и специалистов в области учета запасов.

Ключевые слова : материально-производственные запасы, учет, аудит, планирование аудиторской проверки.

This article discusses the issue of planning and the procedure for conducting an audit of inventory accounting. The authors analyze in detail the main stages of the audit, including preliminary planning, study and evaluation of the internal control system, conducting audit procedures and preparing an audit opinion. Special attention is paid to the specifics of checking inventory accounting, including stock assessment, inventory, inventory movement control and assessment of possible risks. In general, the article is a valuable source of information for auditors, accountants and specialists in the field of inventory accounting.

Keywords: inventory, accounting, audit, audit planning.

Под аудитом понимается независимая проверка организации с целью выражения достоверности ее бухгалтерской и финансовой отчетности. В современных экономических реалиях остро стоит вопрос достоверности финансовой отчетности и оценки имущества организации, что позволяет говорить об аудите как о неотделимой части рыночной экономики каждой страны и возвышает роль аудиторской деятельности в системе финансового контроля. Аудиторские проверки помогают руководству предприятия узнать об имеющихся недостатках в системе учета и управления организацией, а государственным службам выяснить, насколько честно та или иная организация ведет свой бизнес.

Аудит запасов имеет очень важное значение для деятельности коммерческих организаций. Для предприятий, занимающихся производством или дистрибуцией товаров, товарно-материальные запасы играют решающую роль в их операционном цикле. С финансовой точки зрения они представляют собой важный актив, поскольку объединяют значительный капитал и влияют на ликвидность, прибыльность и способность компании выполнять свои финансовые обязательства. Следовательно, надлежащее управление запасами и эффективная отчетность о них в бухгалтерском балансе имеют первостепенное значение как для внутренних заинтересованных сторон, таких как руководство и инвесторы, так и для внешней аудитории, такой как кредиторы и регулирующие органы.

Планирование аудита учета операций с материально-производственными запасами предполагает составление общего плана и программы аудита. Стадия планирования установлена МСА 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [4]. В общем виде планирование включает в себя составление программы аудита, включающей характер, сроки и объем намеченных аудиторских процедур, необходимых для исполнения общего плана аудита [1].

Значение аудиторской проверки операций с товарно-материальными ценностями организации велико. Первичные документы по поступлению и расходу производственных запасов играют важную роль в организации материального учета, так как являются его основой. Непосредственно по первичным документам осуществляют предварительный, текущий и последовательный контроль за движением, сохранностью и последующим использованием материальных ресурсов. Первичные документы по движению материалов должны тщательно оформляться, обязательно содержать подписи лиц, совершивших операции и коды соответствующих объектов учета. Контроль за соблюдением правил оформления движения материальных ресурсов возложен на главного бухгалтера и руководителей соответствующих подразделений рассматриваемого предприятия.

Приступая к проверке, аудитору необходимо изучить все нормативные документы, касающиеся порядка приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей, в частности, положения по учету материалов, тары, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, о порядке выдачи доверенностей материально-товарных ценностей и другие.

В программу аудита включаются проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

При составлении плана аудита аудиторы должны принимать во внимание:

— виды деятельности коммерческой организации;

— риск и существенность;

— результаты прошлых периодов работы с данным клиентом;

— релевантный опыт проверок иных юридических лиц;

— объем аудиторских процедур;

— значительность операций с материально-производственными запасами;

— влияние программного обеспечения на ведение учета запасов;

— наличие внутреннего аудита и его функций в отношении производственных запасов;

— сроки предоставления аудиторского заключения.

Важным моментом аудита запасов является аудит плана поступления запасов в исследуемую организацию.

Нельзя не отметить, что планирование времени проведения проверки и объема глубины аудиторских процедур относительно секции запасов зависит от процедуры оценки рисков искажения, присущих учету данного вида активов у каждого конкретного предприятия. Также запланированные аудиторские процедуры могут быть скорректированы уже в непосредственно время проведения самой проверки по мере погружения в предоставленную аудируемым лицом информацию.

Аудит материально-производственных запасов предлагается проводить в четыре этапа:

1) анализ положений учетной политики бухгалтерского учета запасов;

2) исследование соответствия фактического учета положениям учетной политики;

3) проведение аналитических процедур;

4) подготовка выводов по результатам аудита данного конкретного участка учета.

Аудиторская проверка материально-производственных запасов организаций включает в себя следующие этапы:

1. Этап сбора информации (совокупность общего изучения и предварительного ознакомления с деятельностью предприятия). Ознакомление с деятельностью начинается с изучения основных документов предприятия, которые включают в себя: свидетельство о присвоении статуса; устав организации, договора и контракты на поставку продукции и т. д.

Далее сотрудники аудиторской фирмы изучают основные показатели деятельности предприятия, масштабы его производства, наличие производственных ресурсов и перспективное развитие предприятия.

2. Этап планирования и составления программы аудита.

На этапе планирования сотрудниками аудиторской фирмы разрабатываются: общая программа аудиторской проверки (разрабатывают как общую программу аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита). Определяется % риск необнаружения ошибки объекта аудита.

На данном этапе также составляется общий план и программа аудиторской проверки учета материально-производственных запасов. В программе аудиторской проверки указывается последовательное осуществление необходимых аудиторских процедур и их исполнителей.

В методике проверки основных комплексов работ по учету материально-производственных запасов прежде всего необходимо проверить положения учетной политики по учету товарно-материальных ценностей (ТМЦ), которые отражены в документе «Учетная политика». При этом особое внимание следует обратить на то:

— как учитываются материальные ценности — по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или по учетным ценам;

— какой метод используется для списания материальных ценностей на затраты производства;

— какой метод применяется для учета движения материальных ценностей на складе.

Основные элементы учетной политики, относящиеся к организации учета товарно-материальных ценностей, приведены в таблице 1.

Уточнив выполнение положенной учетной политики, можно приступать к проверке соответствующих комплексов задач по учету материальных ценностей. К таким комплексам относятся:

— учет поступления материальных ценностей;

— аналитический учет движения материальных ценностей на складах предприятия;

— учет использования материальных ценностей по направлениям затрат списания недостач, потерь и хищений материальных ценностей;

— сводный учет материальных ценностей;

— анализ использования материальных ресурсов.

Таблица 1

Основные методические вопросы учета МПЗ, отражаемых в учетной политике

п/п

Элементы учетной политики предприятия

Вариант выбора

1

Форма бухгалтерского учета

Упрощенная

Мемориально-ордерная

Журнально-ордерная

Компьютеризованная

2

Способ оценки материалов при отпуске в производство и ином выбытии

1. По себестоимости каждой единицы запасов

2. По средней себестоимости

3. По себестоимости первых по времени закупок (ФИФО)

3

Приобретение материальных ценностей

1. С использованием счетов 15, 16

2. С использованием только счета 10

4

Оценка материалов в текущем учете

По фактической себестоимости

По учетным ценам

Следующей ключевой областью является проверка состояния учета и документооборота по движению материальных запасов. Среди документов, подлежащих проверке, были выделены следующие первичные документы, регистры учета, формы финансовой отчетности, отражающие состояние учета наличия и движения материальных запасов:

  1. Приказ об учетной политике предприятия;
  2. Первичные документы: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акты о приемке-передаче товарно-материальных запасов, акты о выявленных недостачах
  3. Аналитические документы: карточки складского учета, инвентарные описи, количественно суммовые карточки, журналы-ордера № 6, № 7, № 10.
  4. Оборотные ведомости, Главная книга;
  5. Бухгалтерский баланс организации.

Обобщив всю полученную информацию, аудитор формирует свое мнение о достоверности отчетности и выражает его в форме аудиторского заключения — безусловно положительного, условно положительного или отрицательного, либо отказывается от выражения своего мнения в аудиторском заключении.

По итогам проведенной аудиторской проверки годовой бухгалтерской отчетности аудиторская фирма представляет «Письменную информацию аудитора руководству экономического субъекта по результатам аудита». В отличие от аудиторского заключения она имеет более ограниченный круг пользователей — руководство (собственников) экономического субъекта.

По форме в отчете или выводе должен быть адресат, заголовок, подпись и дата, а в его содержании следует отразить цели и масштаб, полноту, предмет аудита, нормативную базу, соответствие стандартам, своевременность. При формулировании вывода или отчета аудитор должен обращать внимание на значимость вопроса, характер деятельности проверяемого предприятия.

По окончании аудиторской проверки вся рабочая документация, аудиторский отчет и заключение комплектуются в отдельную папку в порядке идентификационных номеров, которая сдается на хранение ответственному работнику аудиторской организации, назначенному приказом руководителя. При этом необходимо убедиться, что все рабочие документы оформлены аккуратно, на бумажных носителях и средствами, обеспечивающими сохранность записей не менее 5 лет, а информация, содержащаяся в них, легко читаема, однозначна [3].

Сведения, содержащиеся в рабочей документации, являются конфиденциальными и не подлежат разглашению. Рабочая документация, созданная в процессе аудита, является собственностью аудиторской организации, а аудиторская организация не обязана предоставлять рабочую документацию клиенту и не имеет права и не обязана предоставлять рабочую документацию другим лицам, включая налоговые и иные государственные органы, кроме случаев, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред.от 08.07.2021 N 33-П) // СПС КонсультантПлюс.

2. Приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы». Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2020 г. / Информационно-правовая система «Гарант». — [Электронный ресурс]. — URL: https://base.garant.ru/73798403/ (дата обращения: 22.02.2023).

3. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 09.01.2019 № 2н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации».

4. Международный стандарт аудита 300 «Планирование аудита финансовой отчетности» [Электронный ресурс]: введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 09.01.2019 N 2н // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http: //www.consultant.ru.

5. Потылицына А. А. Теоретические аспекты планирования аудита материально-производственных запасов // StudNet. 2020. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-planirovaniya-audita-materialno-proizvodstvennyh-zapasov (дата обращения: 22.02.2024).

Основные термины (генерируются автоматически): аудиторская проверка, аудиторское заключение, рабочая документация, учетная политика, ценность, запас, финансовая отчетность, аудиторская организация, аудиторская фирма, документ.


Ключевые слова

учет, аудит, материально-производственные запасы, планирование аудиторской проверки

Похожие статьи

Задать вопрос