Понятие сукцессивных и симультанных процессов в психологической науке. Особенности анализа и синтеза у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 09.03.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Хасанова, К. М. Понятие сукцессивных и симультанных процессов в психологической науке. Особенности анализа и синтеза у младших школьников / К. М. Хасанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111781/ (дата обращения: 28.04.2024).



Сукцессивные и симультанные процессы находятся в поле изучения психологов уже длительное время, поскольку напрямую относятся к темпу и динамике протекания психических процессов. Термин сукцессивный обозначает последовательное, поэтапное протекание какого-либо процесса. Симультанный, в свою очередь, представляет одновременность, синхронность и автоматизированность.

Сукцессивное протекание психических процессов значительно отличается от симультанного прежде всего, по характеру и последовательности его возникновения и динамике протекания.

В случае сукцессивного протекания психических процессов, одна мысль или состояние появляется, обрабатывается, а затем передается на следующую стадию. В это время прочие мысли или состояния могут выступать скорее, как отвлекающие факторы, а продуктивность изучения конкретного материала повышается, если он обособлен от других сфер знаний. К примеру, при чтении книги, мы сначала видим слова на странице, затем распознаем их как знаки и соединяем в слова, а потом строим предложения и понимаем их смысл. В этом случае каждый этап происходит последовательно, поочередно и может дополняться полученными на прошлых этапах результатами.

В ином случае, при симультанном протекании психических процессов, несколько этапов или состояний происходят одномоментно. Например, во время разговора, мы обрабатываем информацию, которую слышим, занимаемся формулированием и высказыванием речи, и одновременно сохраняем и дополняем контекст диалога. В таком случае несколько процессов происходят одновременно.

Также сукцессивное протекание психических процессов более характерно для последовательных, поэтапных задач, где каждый этап требует завершения предыдущего. Это можно отследить на практике, например, при изучении математической задачи, где сначала нужно прочитать условие, затем проанализировать информацию, а уже после этого применять соответствующие математические формулы и алгоритмы, чтобы прийти к ответу. В каждый момент времени активно работает только один этап, который затем полностью сменяется на последующий.

Изучая терминологию, становится очевидно значительное влияние сукцессивных и симультанных процессов на все сферы жизни человека, особенно на этапах активного формирования и становления личности, а также включения индивида в социальную среду. Рассмотрим на примере младших школьников как проблемы с данными процессами могут проявляться на практике и с чем из этого может работать психолог.

Если сукцессивные процессы у ребенка будут плохо развиты, это может негативно сказаться на его способности к обучению и развитию в различных областях школьных дисциплин, таких как чтение, письмо или математика. Рассмотрим несколько наиболее типичных последствий:

  1. Затруднения в чтении и письме: Ребенок может испытывать трудности с распознаванием букв, формированием слов, пониманием текстов и выражением своих мыслей на письме.
  2. Замедленное развитие речи: Ребёнок может испытывать затруднения в усвоении, распознавании и использовании звуков, речевых структур, формировании слогов и слов.
  3. Проблемы с координацией движений: Ребенок может иметь трудности с выполнением сложных движений, требующих высокого уровня координации рук, характерна неуклюжесть.
  4. Трудности с организацией и планированием: Ребёнок может иметь проблемы с планированием своих действий, организацией своего времени, выполнением поставленных целей. Общая неорганизованность.
  5. Ограниченная способность к самоконтролю: у ребёнка могут возникать проблемы в понимании и контроле своих эмоций, сложности с регулированием поведения, а также характерно возникновение импульсивных реакций.
  6. Проблемы с концентрацией: Ребенок может испытывать затруднения с удержанием внимания и выполнением инструкций, требующих методичных действий.

Все эти проблемы могут привести к тому, что ребенок будет испытывать значительные трудности в процессе обучения в школе. Рассмотрим какие упражнения психолог может использовать для развития сукцессивных процессов у младшего школьника или занятия, которые может порекомендовать родителям ребёнка. В первую очередь это задания, требующие длительной концентрации внимания, например, рисование конкретно заданного предмета, чтение текста, составление рассказа. Также, хорошим способом развития мелкой моторики и выступают пазлы и объёмные головоломки.

Симультанные процессы включают в себя способность обрабатывать и объединять информацию из разных источников одновременно, например, слушать учителя и записывать важную информацию, анализировать и выделять главное из сложных текстов, решать задачи, которые требуют одновременного использования нескольких когнитивных навыков и т. д.

Если же у ребенка плохо развиты симультанные процессы, это может привести к следующим последствиям:

  1. Затруднения в усвоении учебного материала, особенно в случаях, когда требуется одновременно обрабатывать и объединять информацию из разных источников.
  2. Низкая устойчивость внимания и высокая отвлекаемость из-за необходимости удерживать в поле внимания сразу несколько блоков информации для решения какой-либо задачи.
  3. Затруднения в осуществлении комплексной деятельности, которая требует одновременной обработки нескольких информационных потоков и применения различных когнитивных стратегий.

Для того чтобы помочь ребенку развить симультанные процессы, психолог может предложить следующие упражнения:

  1. Задания на параллельную обработку информации, например, чтение и одновременное записывание важных деталей, слушание аудиозаписи и составление пересказа услышанного.
  2. Развитие навыков устной и письменной коммуникации, чтобы ребенок мог одновременно слушать и выражать свои мысли.
  3. Тренировка в решении сложных задач, которые требуют одновременного использования различных когнитивных навыков, например, задачи с несколькими операциями или предметами одновременно.
  4. Постепенное увеличение информационной нагрузки, а также использование таймера, чтобы ребенок мог постепенно развивать свои симультанные процессы.

Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и для эффективного развития сукцессивных и симультанных процессов психологу необходимо провести ряд диагностик, позволяющих оценить их актуальное состояние до начала работы, а также чтобы подобрать наиболее актуальные методики.

Литература:

  1. Пиаже, Ж.О психологии ребенка. М.: Академия, 2007.
  2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2016.
  3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Мысль, 1981.
  4. Гальперин П. Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов гуманитарных специальностей М., 2002
  5. Головина, О. В. Становление саморегуляции младших школьников. М.: ЧеРо, 2013.
  6. Зайцев, Д. В. Развитие когнитивных процессов у младших школьников. М.: Просвещение, 2009.
  7. Запорожец А. В. Психология личности и деятельности дошкольника / под редакцией Д. Б. Эльконина и А. В. Запорожца М., 1965
  8. Дружинина, Е. В. Познавательные процессы у младших школьников: диагностика и развитие. М.: ВЛАДОС, 2012.
  9. Швырев, А. А. Структура познавательных процессов у младших школьников. М.: Институт практической психологии, 2004.
  10. Петерсон, Э.Р., Херриот, П. К. Теории развития ребенка: от Сигмунда Фрейда до Жана Пиаже. М.: Аспект Пресс, 2011.
  11. Бебишева, Т. В. Психологические особенности речи младших школьников. М.: Издательство Московского университета, 2008.
  12. Андреева, Л. А. Развитие мышления и речи у младших школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): процесс, ребенок, динамик протекания, затруднение, информация, одновременное использование, проблема, этап.


Похожие статьи

Задать вопрос