Модернизация государственной политики в сфере расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации в Республике Казахстан | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 06.03.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Оспанов, Д. Е. Модернизация государственной политики в сфере расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации в Республике Казахстан / Д. Е. Оспанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 254-256. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111777/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор исследует вопрос реализации государственной политики в сфере расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской авиации Республики Казахстан.

Ключевые слова: Международная организация гражданской авиации, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, полномочный орган по расследованию авиационных происшествий и инцидентов.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО), является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации [1].

Авиационное происшествие свидетельствует о наличии опасностей или недостатков в авиационной системе. Поэтому грамотно проведенное расследование должно выявить все основные и непосредственные системные причины происшествия и рекомендовать надлежащие меры по обеспечению безопасности полетов, направленные на то, чтобы избежать опасностей или устранить недостатки.

В ходе расследования могут быть также обнаружены другие опасности или недостатки в рамках авиационной системы, которые не были непосредственно связаны с причинами этого происшествия. Поэтому надлежащим образом проведенное расследование авиационного происшествия является одним из важных средств предотвращения авиационных происшествий.

Окончательный отчет, который представляется по завершении расследования, содержит официальные выводы и информацию о происшествии.

В соответствии со статьей 26 Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО) государство, на территории которого произошло авиационное происшествие, должно назначить расследование обстоятельств этого происшествия. Это обязательство можно выполнить лишь при наличии надлежащего законодательства о расследовании авиационных происшествий. Таким законодательством необходимо учредить полномочный орган по расследованию авиационных происшествий (или комиссию, совет или иной орган) для расследования авиационных происшествий.

Полномочный орган по расследованию авиационных происшествий должен быть совершенно объективным, абсолютно беспристрастным и восприниматься как таковой. Его необходимо сформировать таким образом, чтобы он мог противостоять политическому или другому вмешательству или давлению. Для достижения этой цели многие государства создали полномочные органы по расследованию авиационных происшествий в виде независимых уставных органов или учредили организации по расследованию авиационных происшествий за рамками администраций гражданской авиации. В таких государствах полномочный орган по расследованию авиационных происшествий подотчетен непосредственно конгрессу, парламенту или правительству на уровне министров [2].

После провозглашения независимости Республика Казахстан в 1992 году вступила в данную организацию и приняла на себя обязательства по соблюдению утвержденных стандартов и рекомендаций.

В результате аудита 2009 года Республика Казахстан была включена в «черный список» ввиду низкого показателя внедрения стандартов и рекомендуемой практики ИKАО на уровне 47 %, в результате чего казахстанским авиакомпаниям запретили совершать полёты в Европейские страны, за исключением Air Astana [3].

На момент аудита одним из многочисленных нарушений было отмечено отсутствие независимости в сфере авиарасследований как на законодательном, так и на практическом уровне.

Потребовалось 7 лет и лишь в 2016 году после проведения колоссальной работы в сфере гражданской авиации Казахстанским властям удалось вывести авиационную отрасль из «черного списка» ИКАО.

В 2021 году инспекторами ИКАО проводилась валидационная миссия гражданской авиации Республики Казахстан, где общий уровень обеспечения безопасности полетов составил 84 %, что является высоким общемировым показателем.

Тем не менее, в результате валидационной миссии уровень расследования авиационных происшествий и инцидентов на соответствие стандартам и рекомендуемой практики ИКАО составил 53 %, где были отмечены такие замечания как: отсутствие независимости проведении расследований авиационных происшествий и инцидентов, малочисленность штата, отсутствие ежегодных курсов по расследованию авиационных происшествий в международных аккредитованных учебных центрах, отсутствие технической оснащенности, лаборатории, специальной одежды, несопоставимость заработной платы расследователей авиационных происшествий и экспертов, осуществляющих свою трудовую деятельность в организациях гражданской авиации.

ИКАО утвердила свой перечень стандартов, в одном из которых изложено, что комиссия по расследованию или назначенный государственный орган по расследованию авиационных событий учреждается за рамками (т. е. отдельно) от авиационных властей страны.

При аудиторской проверке особое внимание уделяется на соответствие законодательства, затем практические кейсы при расследовании, где первое является основополагающим аспектом.

Уполномоченным органом в сфере гражданской авиации является центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации, в задачи которого также входит организация работы по расследованию авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации [4].

Полномочный орган по расследованию авиационных происшествий и инцидентов на территории Республики Казахстан — это структурное подразделение уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, осуществляющее деятельность и ответственное за организацию и проведение расследования авиационных происшествий и инцидентов [5].

При данной трактовке уже наблюдается конфликт интересов и несоответствие международным стандартам ИKАО.

1 сентября 2023 года Президент Республики Казахстан выступил с посланием к народу, в котором объявил об реорганизации Министерства индустрии и инфраструктурного развития путём создания двух государственных органов Министерства транспорта и Министерства промышленности и строительства.

В структуре Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан находились Комитет гражданской авиации, который осуществляет руководство в деятельности гражданской авиации и Департамент по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте, который осуществляет государственную политику в сфере расследования авиапроисшествий [6].

Такая трактовка законодательства не обеспечивала принципа независимости и беспристрастности при проведении расследований, а наглядно показывала конфликт интересов.

Руководство в лице министра, вице-министра и руководителя аппарата осуществляет руководство в деятельности гражданской авиации (администрация) и параллельно проводя расследования авиационных происшествий и инцидентов, т. е. при каком-либо происшествии или инциденте сотрудники одного структурного подразделения будут проверять работу другого структурного подразделения, при этом докладываться одному и тому же руководству.

В должностных инструкциях указано, что сотрудники Департамента по расследованию происшествий и инцидентов на транспорте и Комитета гражданской авиации выполняют поручения руководства.

По завершению процесса реорганизации государственных органов в отдельное Министерство транспорта Республики Казахстан функции по расследованию и общее руководство гражданской авиацией вошли в её структуру [7], что наглядно показывает картину о том, что не были сделаны выводы по опыту предшествующего государственного органа, в части выявленных замечаний валидационной миссии.

Ведущие европейские страны, кто по уровню соответствия стандартам занимают лидирующие позиции (США, Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды) создали специализированные организации «Бюро», которыми проводятся расследования происшествий всех видов транспорта. Бюро не является государственным учреждением, процесс расследования проходит независимо от государственных органов, имеет собственный бюджет и подотчетны разным политическим институтам.

Опыт и знания, полученные в результате извлеченных уроков предыдущих крушений, аварий написан человеческими жизнями, и государству следует стремиться использовать его в целях недопущениях аналогичных крушений и аварий в будущем.

Литература:

1. Официальный информационный ресурс Организации объединенных наций. — https://www.un.org/ru/еcosoc/icao/.

2. Doc 9756 AN/965 Руководство по расследованию авиационных происшествий и инцидентов//Часть 1 Организация и планирование. Издание первое — 2000. С.1–2-1; 1–2-2; 1–2-3.

  1. Официальный информационный ресурс РГП «Казаэронавигация». — https://www.ans.kz/ru/news/article/16173.
  2. Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 339-IV «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z100000339.

5. Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 июля 2017 года № 505 «Об утверждении Правил представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V1700015597.

6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 936 «О некоторых вопросах Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан» // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000936.

7. Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 862 «О некоторых вопросах Министерства транспорта Республики Казахстан // Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет». — URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2300000862#z16.

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская авиация, Казахстан, происшествие, полномочный орган, расследование, авиационное происшествие, инцидент, расследование происшествий, структурное подразделение, уполномоченный орган.


Ключевые слова

Международная организация гражданской авиации, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, полномочный орган по расследованию авиационных происшествий и инцидентов

Похожие статьи

Задать вопрос