Интеграция мультимодальных технологий в системе пассажирских перевозок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 05.03.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Гвозденко, В. С. Интеграция мультимодальных технологий в системе пассажирских перевозок / В. С. Гвозденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111703/ (дата обращения: 03.05.2024).



Актуальность выбранной темы обусловлена спросом пассажиров на инновационное развитие систем пассажирских перевозок в России, охватывающих междугородние, межрегиональные транспортные потоки.

Ключевые слова: единый билет, различные виды транспорта, общественный транспорт, вид транспорта, Россия, маршрут.

Введение

Современный мир транспортной индустрии переживает период радикальных трансформаций, обуславливаемых стремительным внедрением инновационных технологий. В контексте постоянно растущей глобальной мобильности и разнообразия видов транспорта, понятие мультимодальных технологий становится важным фактором улучшения эффективности и удобства пассажирских перевозок.

Мультимодальные технологии представляют собой интегрированный подход к совмещению различных видов транспорта в унифицированную сеть, оптимизируя процессы планирования, бронирования и осуществления поездок. С этим подходом пассажиры могут не только эффективно перемещаться от одной точки к другой, но и воспользоваться наиболее подходящими видами транспорта в зависимости от ситуации, выбирая наиболее подходящий уровень комфорта передвижения.

Осмысление сущности и характера мультимодальных технологий становится важным шагом в понимании транспортных тенденций будущего. Развитие этой темы позволит не только обогатить знания о современном транспортном ландшафте, но и способствует выявлению практических рекомендаций для улучшения транспортных систем с учетом мультимодальных технологий.

Основная практическая и теоретическая часть

В современном городском окружении, насыщенном разнообразными транспортными средствами, термин «мультимодальные технологии» характеризует стратегию управления перемещениями, предоставляя пользователям возможность эффективно комбинировать различные виды транспорта для достижения конечной цели. Это включает в себя не только физический процесс передвижения на автомобиле, велосипеде или другом транспортном средстве, но и включает также цифровые технологии, средства оплаты, и мобильные приложения, предоставляющие информацию о различных транспортных вариантах [1]. Следует отметить, что не всегда перевозка груза, осуществляемая в несколько этапов, будет являться мультимодальной. Например, экспедитор (может выступать и перевозчик), по указанию грузоотправителя может заключить несколько отдельных контрактов на перевозку, которая может осуществляться скажем в три этапа: рre саrriаgе (доставка до пункта основной отправки: порта, аэропорта), main сarriаge (основная перевозка), on саrriаgе (доставка от пункта прибытия (порта, аэропорта, ж/д станции) до конечного получателя. [2]

Корни мультимодальных технологий можно проследить в истории интеграции транспортных средств. Начиная с традиционных мегаполисов и процессов развития общественного транспорта, такие системы стали эволюционировать с появлением новых технологий. Однако, с развитием информационных технологий в последние десятилетия, мультимодальные технологии получили новый импульс, став более доступными и эффективными благодаря интеграции в единую цифровую среду.

Эффективность мультимодальных технологий основывается на ряде ключевых принципов. Во-первых, это интеграция различных транспортных решений в единую систему, обеспечивающую пассажирам непрерывность переходов между видами транспорта. Во-вторых, цифровые технологии играют решающую роль, предоставляя информацию в реальном времени о расписаниях, маршрутах, задержках и других важных аспектах. Кроме того, принцип единой системы оплаты содействует удобству использования мультимодальных технологий для пассажиров.

Мультимодальные технологии оказывают значительное влияние на облик пассажирских перевозок, в первую очередь, повышая доступность и гибкость для конечных пользователей. Этот подход также способствует оптимизации использования транспортных средств, уменьшению проблем перегруженности и снижению экологического воздействия.

В современном мире системы пассажирских перевозок сталкиваются с рядом вызовов и возможностей. С одной стороны, технологические инновации, развитие общественного транспорта и внедрение цифровых решений создают потенциал для улучшения доступности и эффективности. С другой стороны, рост городского населения, увеличение транспортных потоков и экологические проблемы представляют вызовы для существующих систем. На пассажирском транспорте в настоящее время существует ряд серьезных проблем, которые требуют своего решения. Одной из них является необходимость проведения изменения по совершенствованию и развитию пассажирских услуг, так как транспорт имеет большое значение для развития экономического состояния страны. Благодаря хорошо развитой транспортной системе происходит развитие производственной структуры деятельности государства [3].

Тенденция к увеличению городского населения ставит под угрозу традиционные методы транспортных перевозок. Плотность населения в мегаполисах приводит к проблемам перегруженности общественного транспорта и автотранспортных средств, что снижает эффективность систем пассажирских перевозок.

Исключительно высокие уровни выбросов загрязняющих веществ от транспортных средств оказывают негативное воздействие на экологическую устойчивость городов. Решение проблемы требует перехода к более экологичным видам транспорта и снижение использования индивидуальных автомобилей.

Недостаточная эффективность и задержки в системах пассажирских перевозок часто вызывают недовольство у пользователей. Отсутствие координации между различными видами транспорта и нерегулируемое движение транспорта приводит к неоптимальному использованию ресурсов и времени.

Неравномерное распределение транспортных ресурсов может создавать преграды для доступа к транспорту для некоторых социальных групп, что приводит к проблемам социальной инклюзии.

Транспортные передвижения в условиях нашей страны сопровождаются негативными факторами, некоторые из которых представлены в таблице 1.

Таблица 1

Проблематика отсутствия единого комплектного решения при организации единого маршрута передвижения

Проблема

Пояснения

Неудобство для пассажиров

Путешественники вынуждены покупать отдельные билеты для каждого сегмента своего путешествия. Это увеличивает сложность и время, затрачиваемое на планирование и оплату транспортных услуг

Дополнительные расходы

Покупка отдельных билетов может привести к дополнительным расходам, так как пассажиры могут упустить возможность использовать скидки или специальные предложения для интегрированных перевозок.

Ожидание и потери времени

Пересадки между разными видами транспорта требуют дополнительного времени для приобретения новых билетов и прохождения через кассы или турникеты.

Сложности в планировании маршрута

Путешественники могут сталкиваться с трудностями при планировании сложных маршрутов с использованием различных видов транспорта, особенно если нет единого и удобного инструмента для этого.

Низкая конкурентоспособность общественного транспорта

Неспособность предоставить удобные и интегрированные услуги может сделать общественный транспорт менее конкурентоспособным по сравнению с другими видами транспорта

В связи с этим предлагается рассмотреть идею «сквозного» транспортного билета, действующего по единым правилам на территории всей России.

Идея единого билета на транспорт по России представляет собой концепцию унификации и упрощения оплаты перевозок на различных видах транспорта в пределах страны. Этот подход может стать значимым шагом в обеспечении удобства и доступности для пассажиров, а также в оптимизации использования транспортных ресурсов. К преимуществам такого подхода стоит отнести:

— Пассажиры смогут приобретать один билет, позволяющий им использовать различные виды транспорта (поезда, автобусы, самолеты) в течение определенного периода времени.

— Единый билет уменьшает необходимость в многократной покупке отдельных билетов при пересадках между разными видами транспорта.

— Внедрение единого билета может способствовать лучшей координации и сотрудничеству между различными транспортными операторами, что может привести к оптимизации маршрутов и улучшению общей эффективности системы.

— Единый билет может стать стимулом для развития внутреннего туризма, поскольку облегчит перемещение туристов между разными регионами России.

— Единый билет может быть интегрирован с цифровыми технологиями, предоставляя пользователям возможность планирования и оплаты поездок через мобильные приложения и онлайн-платформы.

— Введение единого билета может сделать транспорт более доступным для различных слоев населения, включая тех, кто предпочитает использовать разные виды транспорта.

К вариантам единого маршрута с использованием единого билета по России можно отнести следующие:

«Золотое Кольцо» туристическое путешествие

Маршрут, объединяющий исторические города Золотого Кольца, такие как Сергиев Посад, Ярославль, Суздаль, Ростов Великий и др. Пассажиры могут использовать единый билет для поездок на поездах, автобусах и других видах транспорта между этими городами.

«Сибирский маршрут» через Сибирский регион

Маршрут, проходящий через различные города Сибири, такие как Новосибирск, Омск, Красноярск. Единый билет может включать поездки на поездах и автобусах, а также внутригородский транспорт.

«Южный тур» по Кавказу

Маршрут, связывающий города Кавказского региона, такие как Сочи, Ростов-на-Дону, Краснодар. Единый билет может включать поездки на поездах, автобусах и, возможно, даже внутренние авиарейсы.

«Московский метрополитен и общественный транспорт»

Интегрированный маршрут внутри столицы, который позволяет использовать единый билет для поездок на метро, автобусах, трамваях и маршрутках в пределах города.

«Транссибирская железнодорожная артерия»

Маршрут, охватывающий весь перегон Транссибирской железной дороги. Пассажиры могут использовать единый билет для путешествия от Москвы до Владивостока или других конечных пунктов.

«Северный маршрут»

Маршрут, связывающий города Северо-Запада, такие как Санкт-Петербург, Великий Новгород, Псков. Единый билет может включать в себя поездки на поездах, автобусах и других видах транспорта.

Так, исследуя возможности и потребность на рынке пассажирских перевозок, можно предположить важной и приоритетной задачей для холдинга ОАО «РЖД» в кратчайший период выходить на новый уровень оказания транспортных услуг. В основе заложено представление о совместной реализации комплексной туристической услуги, совместно с компаниями, предлагающими соответствующий вид сервиса

ОАО «РЖД» сейчас уже на отдельных участках реализует схожие услуги. Например, «Уральский экспресс», «Графский поезд», туры с посещением красивейших уголков нашей Родины — Алтай, Карелия, Байкал, Золотое Кольцо России и многие другие. Но это мизерные периметры, которые имеет незначительный синергетический эффект в контексте действующего объёма пассажирооборота. Однако спрос и рынок возможностей здесь очень велик.

Данное решение предлагает железнодорожному транспорту через механизм правовых взаимоотношений заключить с участниками рынка соглашения, в том числе и с главными конкурентами железнодорожных перевозок — автотранспортными перевозчиками. Таким образом, создается не просто мультимодальность перевозки, а более широкий и качественный ассортимент для пассажира. Через единые сервисные порталы потенциальный клиент приобретает так называемый единый билет на весь спектр услуг. При этом, необходимо развивать смешанные услуги на среднесрочный временной период и на более дальние расстояния перевозок. Соединяя расстояния и города России появится возможность реализовать главную идеологию государства — единство населения.

Холдинг РЖД, развивая и поглощая новый вид услуги, позволит не только увеличить объём производства и доходность, но и внести новые экономические законы между всеми участниками, генерирующими предложения потребителю. Здесь же вчерашние конкуренты на рынке услуг, становятся и выступают единым продавцом. Помимо ОАО «РЖД» здесь выступать организации, относящиеся к сектору среднего и малого бизнеса.

Вместе с тем стоит понимать, что внедрение такого подхода требует согласованности между различными транспортными операторами, стандартизации тарифов и интеграции цифровых технологий для управления билетами и информирования пассажиров.

Заключение

Система единого билета и интегрированных маршрутов представляет собой потенциально значимый шаг в развитии транспортной инфраструктуры России. Этот подход направлен на улучшение мобильности граждан, обеспечение более эффективного использования транспортных средств и создание удобной среды для пассажиров. В ходе работы по внедрению единого билета и маршрутов по России были выявлены ряд перспективных аспектов и проблем, которые требуют пристального внимания.

Внедрение системы единого билета предоставляет ряд заметных преимуществ. Пассажиры получают возможность путешествовать по всей стране, используя один билет, что увеличивает уровень удобства и устраняет неудобства при пересадках между различными видами транспорта. Интегрированные маршруты создают новые возможности для туризма, бизнес-путешествий и повседневного движения граждан.

Таким образом внедрение системы единого билета и маршрута в России представляет собой значимый шаг в сторону создания современной, удобной и интегрированной транспортной инфраструктуры. Реализация этой идеи требует коллективных усилий, сотрудничества между различными структурами и внимания к потребностям пассажиров. Подход, ориентированный на удобство и доступность, может стать ключевым элементом улучшения качества транспортного обслуживания и способствовать развитию городов и регионов в России.

Литература:

  1. Домке, Э. Р. Мультимодальные транспортные технологии: Учебное пособие по направлению подготовки 23.03.01 «Технология транспортных процессов» / Э. Р. Домке, С. А. Жесткова. — Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2018. — 136 с.
  2. Сатова, Р. К. Мультимодальные перевозки в системе транспортных технологий / Р. К. Сатова, М. С. Изтелеуова, Н. К. Игембаев // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. — 2018. — № 4(107). — С. 173–181.
  3. Чаплинскис, Е. Г. Проблемы развития пассажирских перевозок / Е. Г. Чаплинскис // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 10(22). — С. 52–56.
  4. Жаков, В. В. Современные технологии управления конкурентоспособностью мультимодальных перевозок / В. В. Жаков // Современные проблемы управления экономикой транспортного комплекса России: конкурентоспособность, инновации и экономический суверенитет: Международная научно-практическая конференция, посвящается 85-летию института экономики и финансов МИИТа, Москва, 28–29 мая 2015 года / Московский государственный университет путей сообщения, Институт экономики и финансов. — Москва: Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, 2015. — С. 102–105.
Основные термины (генерируются автоматически): единый билет, вид транспорта, различный вид транспорта, общественный транспорт, Россия, маршрут, пассажир, перевозка, значимый шаг, городское население.


Похожие статьи

Задать вопрос