Правовое регулирование порядка отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 04.03.2024

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Воронина, И. В. Правовое регулирование порядка отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства / И. В. Воронина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111688/ (дата обращения: 03.05.2024).



Статья содержит анализ законодательства, регулирующего порядок отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: преимущественное право выкупа, арендуемое имущество, государственная собственность, субъекты малого и среднего предпринимательства.

В Российской Федерации особое внимание уделяется поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в целях развития малого и среднего предпринимательства [2].

Правовое регулирование реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности осуществляется Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 159-ФЗ) [1].

Услуга по предоставлению недвижимого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность включена в перечень типовых государственных и муниципальных услуг [5].

Для реализации преимущественного права приобретения арендованного государственного или муниципального имущества необходимо соблюсти следующие условия, установленные статьей 3 Закона 159-ФЗ:

– арендуемое недвижимое имущество не должно быть включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;

– арендуемое движимое имущество должно быть включено в перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства;

– на день подачи заявления о реализации преимущественного права выкупа арендуемое недвижимое имущество должно находиться в аренде непрерывно в течение 2 лет и более, движимое имущество — 1 год и более;

– на день подачи субъектом малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права отсутствует задолженность по арендной плате за движимое и недвижимое имущество, неустойкам (штрафам, пеням), либо в случае включения арендуемого имущества в план (программу) приватизации и согласия арендатора на предложение о выкупе имущества на день заключения договора купли-продажи не должно быть задолженности по арендной плате за движимое и недвижимое имущество, неустойкам (штрафам, пеням);

– сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества должны содержаться в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, отличиями при реализации преимущественного права приобретения арендуемого движимого имущества от приобретения арендуемого недвижимого имущества являются: срок аренды имущества — один год для движимого имущества и два года для недвижимого; обязательность включения в перечни государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение субъектом малого и среднего предпринимательства движимого имущества, в отличие от недвижимого имущества, которое в указанный перечень не включается [1], [5].

Следует отметить, что не любое арендуемое движимое имущество подлежит выкупу, так как распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.03.2023 № 632-р [4] утверждены состав и виды движимого имущества, которое не подлежит отчуждению.

Заявителем для получения услуги по предоставлению имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, в собственность являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, у которых в аренде находится государственное или муниципальное имущество.

Документы для получения услуги предоставляются в бумажном или электронном виде. Результатом оказания услуги является подписанный договор купли-продажи имущества или мотивированный отказ от оказания услуги. Отчуждаемое имущества приобретается по цене, равной рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [3].

Важным моментом является то, что оплата имущества может проводиться как единовременно, так и в рассрочку на срок не менее 5 лет.

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на то, что процедура приобретения в частную собственность арендуемого государственного и муниципального имущества законодательно постоянно совершенствуется, остается ряд проблемных моментов:

  1. отсутствие регулирования на федеральном уровне общего срока оказания услуги, единого порядка предоставления услуги;
  2. отсутствие единого утвержденного перечня документов для получения услуги;
  3. отсутствие единого административного регламента оказания услуги.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 158, 25.07.2008;
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.07.2007, N 31, ст. 4006;
  3. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3813;
  4. Распоряжение Правительства РФ от 18.03.2023 № 632-р «Об утверждении состава и видов движимого имущества, не подлежащего отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ» // «Собрание законодательства РФ», 27.03.2023, N 13, ст. 2315;
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.09.2019 № 2113- р «О Перечне типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов Российской Федерации, государственными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления» // «Собрание законодательства РФ», 30.09.2019, N 39, ст. 5457/
Основные термины (генерируются автоматически): субъект малого, муниципальное имущество, арендуемое имущество, арендуемое недвижимое имущество, движимое имущество, муниципальная собственность, недвижимое имущество, предпринимательство, Российская Федерация, среднее.


Похожие статьи

Задать вопрос