Особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 28.02.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Алибекова, У. З. Особенности правотворческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / У. З. Алибекова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 213-215. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111652/ (дата обращения: 03.05.2024).



В данной статье рассматриваются особенности правотворческой деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и иных органов внутренних дел. Анализируется содержание правил подготовки нормативных и иных правовых актов в центральном аппарате МВД России и территориальных подразделениях.

Ключевые слова: правотворчество, органы внутренних дел, нормативные правовые акты, законодательство.

This article discusses the features of law-making activities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and other internal affairs bodies. The content of the rules for the preparation of normative and other legal acts in the central apparatus of the Ministry of Internal Affairs of Russia and territorial divisions is analyzed.

Keywords: law-making, internal affairs departments, regulatory legal acts, legislation.

Органы внутренних дел Российской Федерации осуществляют правоохранительные, правоприменительные и контрольные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В связи с выполнением своих профессиональных задач органы внутренних дел реализуют правотворческие полномочия, цель которых — формирование правового инструментария деятельности органов внутренних дел, а также регламентация их работы.

Федеральным органом внутренних дел является Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее — МВД России). Как центральный орган, МВД России реализует правотворческую функцию в наиболее полном спектре, а именно осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел [2]. Правотворчество МВД России заключается в принятии подзаконных нормативных и ненормативных правовых актов.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, можно объединить полномочия МВД России в следующие категории:

1) Разработка мер по реализации государственной политики в сфере внутренних дел, в т. ч. разработка государственных программ;

2) Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

3) Подготовка по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов отзывов и заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

4) Осуществление нормативно-правового регулирования вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

5) Разработка и утверждение порядков и форм документов, необходимых для реализации полномочий МВД России, а также используемых при предоставлении государственных услуг и выполнении государственных функций в сфере внутренних дел, утверждение которых нормативными правовыми актами Российской Федерации отнесено к компетенции МВД России, и требований к этим документам;

6) Определение порядка реализации прав и обязанностей территориальных органов внутренних дел, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации [2].

Приказом МВД России от 27.06.2003 № 484 утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России (далее — Правила). Согласно Правилам, нормативным правовым актом является письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме должностным лицом МВД России в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, рассчитанных на многократное применение и относительно неопределенный круг лиц. Правом издания нормативных правовых актов в МВД России обладает Министр внутренних дел Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности. Кроме того, МВД России может издавать нормативные правовые акты совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями.

Издаваемые МВД России нормативные правовые акты имеют форму приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов. Все указанные формы, кроме директив, утверждаются приказами МВД России [3].

Порядок планирования нормотворческой деятельности МВД России также утвержден Правилами и включает в себя различные факторы внутренней и внешней политики. В целом, можно сказать, что планирование подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляется с учетом:

— приведения нормативных правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и иным законодательством;

— приоритетности нормативного урегулирования основных видов деятельности органов внутренних дел и внутренних войск законодательными, президентскими и правительственными нормативными правовыми актами;

— сосредоточения усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов, сведения до минимума количества частных нормативных правовых актов;

— устранения пробелов и других выявленных недостатков, имеющихся в правовом регулировании организации и деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Правилами регламентируется порядок подготовки проектов нормативных правовых актов [3].

Порядок подготовки проектов нормативных правовых актов органами внутренних дел

Рис. 1. Порядок подготовки проектов нормативных правовых актов органами внутренних дел

Исходя из формулировки нормативного правового акта, к ненормативному правотворчеству МВД России можно отнести принятие Министром внутренних дел России правовых актов, не содержащих правовых норм и не нуждающихся в последующей государственной регистрации, о признании утратившим силу нормативного правового акта МВД России (в случае отказа в государственной регистрации нормативного правового акта министерства), а также о признании утратившим силу ранее изданного нормативного правового акта МВД России (в случае возврата нормативного правового акта Минюстом России в МВД России без государственной регистрации в связи с нарушением порядка представления акта на государственную регистрацию).

Приказом МВД России от 26 декабря 2018 г. № 880 утверждены Правила подготовки правовых актов в территориальных органах МВД России, закрепившие основы их правотворчества. Нормотворческие полномочия у территориальных органов внутренних дел отсутствуют. Все правовые акты, принятые на уровне субъекта РФ, приводятся органами внутренних дел в соответствие с нормативно-правовыми актами центрального аппарата МВД России [4].

Данный документ был разработан с учетом современных тенденций электронного правительства, поскольку отражает различия бумажной и электронной форм документов. Также Правила подготовки правовых актов в территориальных органах МВД России отражают особенности правовой экспертизы, порядок подготовки проектов правовых актов и его согласования с вышестоящими органами.

Литература:

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) //СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.consultant.ru/.
  2. Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 17.07.2023) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.consultant.ru/.
  3. Приказ МВД России от 27.06.2003 N 484 (ред. от 01.08.2022) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России» //СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.consultant.ru/.
  4. Приказ МВД России от 26.12.2018 N 880 (ред. от 04.09.2023) «Об утверждении Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации» //СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: // www.consultant.ru/.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, акт, дело, МВД России, орган, порядок подготовки проектов, Правило подготовки, приказ МВД России, центральный аппарат МВД России, государственная политика.


Похожие статьи

Задать вопрос