Роль возрождённого естественного права в эволюции прав и свобод человека в Новейшее время | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 76 раз

Библиографическое описание:

Терехин, Я. Л. Роль возрождённого естественного права в эволюции прав и свобод человека в Новейшее время / Я. Л. Терехин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 279-286. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111611/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье представлено исследование роли возрождённого естественного права в эволюции прав и свобод человека в Новейшее время. Была выявлена необходимость обращения должного внимания к теоретическим конструкциям, разработанным представителями возрождённого естественного права с целью определения процесса последовательного развития прав и свобод человека. Права человека достаточно долгое время не находили своего выражения в том или ином государственного образовании, но в ходе развития как материальной стороны жизни, так и идеальной, то есть духовной, постепенно становилось всё более и более необходимо обратиться к юридическому закреплению прав человека. С момента крупных переворотов XVIII века, когда французские революционеры провозгласили принцип «свобода, равенство и братство» и создали знаменитую Декларацию прав и свобод человека, а американские борцы за независимость сформировали свою Конституцию, представлявшую собой фактически договор, закрепляющей права и свободы, шёл необратимый, активный процесс эволюции и, вместе с тем, постоянной борьбы человека за признание государством его прав. Теория естественного права, зародившаяся ещё в Древней Греции, несмотря на наличие большого количество разнообразных трактовок, создала не только основу для признания и закрепления за человеком неотъемлемых, от природы данных прав, которые ни один субъект не должен подвергать разрушению, но и на долгие годы вперёд сформировала ценный материал для развития, пересмотра и дополнений. В Новейшее время, когда прогресс и развитие вышли на новый уровень теоретические концепции, декларации и принципы, разработанные естественно-правовым течением, требуют определённой переработки и дополнения, причиной этому является беспрерывный процесс эволюции прав и свобод человека. Теория возрождённого естественного права стала не просто течением, призванным обеспечить сопротивление режиму тоталитаризма и угнетения, но и помогла осмыслить происходящее в сфере существования прав и свобод человека в Новейшее время. Нельзя не отметить, что базовые документы, сформировавшие набор прав и свобод человека, которые были приняты на международном уровне, стали выражением мыслей и идей представителей течений возрождённого естественного права, таких как неотомизм, неокантианство, неогегельянство. Таким образом, права человека, постоянно развивающаяся и эволюционирующая категория, под воздействием вначале течения обычного естественного права, а затем уже существенно изменившего его подход, возрождённого естественного права, стала видоизменятся, соотносясь и сообразуясь с развитием миропорядка, что представляется особенно важным в контексте необходимости своевременного обеспечения человека защитой от непроизвольного нарушения.

Ключевые слова: государство, право, свобода человека, поколение, идея, учение.

Актуальность данного исследования выражается прежде всего в том, что разработке и анализу подвергается тематика прав человека, а это универсальная категория, изучение, которой уже долгое время волнует умы учёных в сфере юриспруденции, политологии, философии потому и в Новейшее время ажиотаж вокруг данной тематики, ввиду постоянных изменений, эволюционных процессов, обусловленных прогрессом культурным, технологическим, историческим до сих пор не угасает, но наоборот приобретает всё большую форму.

В каждую отдельную эпоху вырабатывалось и формулировалось своё собственное, аутентичное понимание того, что подразумевать под правами человека. Однако, сложно не отметить тот факт, что именно с момента зарождения теории естественного права и вплоть до возрождения естественного права в Новейшее время и впоследствии, происходил процесс постепенного совершенствования системы закрепления и признания за человеком тех или иных прав.

Эпоха Новейшего времени стала периодом, когда произошёл кардинальный переворот в мировом пространстве, абсолютно поменявший подход к определению и пониманию прав человека. Ключевую роль в совершенствовании систематизации и эволюции прав человека в Новейшее время, сыграла теория возрождённого естественного права, именно поэтому актуальным представляется исследовать, то, что из себя представляет данная теория и каково её действительное влияние на видоизменение подхода к правам человека.

Игнорирование вопроса, связанного с эволюцией прав человека, может привести к пагубным последствиям, таким как отсутствие своевременной правовой защиты слабой стороны ввиду упущения наличия зародившейся потребности в правовом закреплении и регулировании того или иного права человека. Игнорирование роли естественно-правового учения, как ключевого фактора в процессе развития и эволюции общечеловеческих ценностей таких как права и свободы человека, может стать причиной нивелирования ценного опыта, выработанного за такое большое количество времени развития и совершенствования непосредственно учения естественного права, а также к упущению из виду действенного способа достижения такой цели правового регулирования как своевременной ликвидации пробелов в закреплении прав человека, которые постоянно дополняются и разрастаются.

Исследование эволюции процесса постепенного совершенствования системы прав человека, актуально и необходимо потому что данные полученные в результате могут позволить сделать определённый теоретический и практический вывод о закономерности и корреляции совершенствования и прогресса общества относительно видоизменения и преобразования ранее функционировавшей традиционной системы прав человека, что особенно важно в эпоху Новейшего времени, когда темп развития достиг наивысшей мобильности. Подобного рода вывод о закономерности развития прав человека может стать полезным инструментом в руках законодателя и правотворца, задача которых видится в формировании более точного и своевременного определения и последующей ликвидации пробелов в регулировании прав человека и других социальных негативных явлений.

При подготовке и разработке данного исследования использовались общенаучные методы такие как исторический, системный, формально-логический, а также частнонаучный метод такой как формально-юридический.

Посредством обращения к историческому методу удалось установить и проследить закономерность совершенствования, эволюции прав и свобод человека относительно последовательного развития истории, культуры и цивилизации от одной эпохи к другой, а также отметить историческую взаимосвязь между деятельностью представителей учения естественного права и развитием теоретических аспектов, а также научных представлений о правах человека, их изменчивости, подвижности.

Системный метод позволил провести анализ и синтез классификаций прав человека, разработанных представителями возрождённого естественно-правового учения и тем самым установить среди них общие и частные положения, касающееся последовательного и поступательного развития прав и свобод человека.

Формально логический метод использовался с целью привести путём дедуктивных и индуктивных умозаключений стройное объяснение закономерности развития прав человека, а также привести к единству разнообразные теоретические аспекты, представителей идеи возрождённого естественного права и тем самым подчеркнуть незыблемые общие цели данного учения выступившие качестве основы и обоснования необходимости признания развития и эволюции прав и свобод человека.

Посредством формально-юридического метода было произведено изучение в правовом контексте такого явления, как закрепление и развитие системы прав человека, происходящего при непосредственном теоретическом воздействии учения возрождённого естественного права.

Целью данного исследования является раскрытие особенностей, значения и специфики проявления возрождённого естественного права в эволюции прав и свобод человека в Новейшее время.

Задачи, которые ставятся перед настоящим исследованием, представляются следующими. Во-первых, раскрыть понятие и характерные черты возрождённого естественного права. Во-вторых, выявить особенности эволюции прав и свобод человека. В-третьих, дать оценку воздействия возрождённого естественного права на права и свободы человека первого и второго поколений. В-четвёртых, определить влияние возрождённого естественного права на права и свободы третьего поколения.

Для начала важно отметить то, что развитие технологий, промышленности, электроники, прикладной науки в эпоху Новейшего времени, безусловно, расширили способности и возможности человека, однако, нельзя пройти стороной тот факт, что исключительное внимание к подобному положению, составляющему сферу исключительно мира материального, к тому, что обладает лишь формой, внешним выражением, стало в итоге во многом причиной пагубных последствий таких как забвение духовной стороны жизнедеятельности, которая, безусловно, имеет особенную ценность в процессе построения взаимодействия между представителями человечества.

Порой, в ситуации, когда активная деятельность, направленная на преобразование материальной среды и не имеющая под собой основания, в виде духовности, затмевает собой нравственность и мораль, порождаются необратимые отрицательные процессы, связанные с уничтожением культурного общения между людьми, падением внимания к исключительной ценности прав и свобод человека.

Высокая мысль о необходимости сведения поступков и поведения неоднородных субъектов, обладающих различными мнениями, позициями, интересами, к единому, общему мнению не могла произойти исключительно из материальных концепций, для её появления необходимо было обратится к идеалистическим теориям, развиваемым теорией естественного права, которое в основе содержало правило о ценности неотъемлемых человеческих правах. Естественное право развивалось в рамках юридических и политических учений, а также философских наук, достаточно долгое время, и каждый отдельный учёный, в той или иной из перечисленных сфер, делал определённый вклад в общее дело формирования понимания важности влияния духовного состояния общества на признание неотъемлемости естественных прав.

Серьёзные вызовы эпохи Новейшего времени, связанные с войнами и проявлениями тоталитарных режимов, устраняющих права человека по различным причинам, потребовали возрождение стройной системы учения о естественных, неотъемлемых правах человека, присущих всем от роду и составляющих, в связи с этим основу поступков каждого без исключения.

Поэтому, не приходится удивляться особому интересу к возрождению естественного права уже в Новейшее время, так как именно в этот период, после абсолютного краха свободной деятельности человека, павшего под гнётом тоталитаризма, и зародилась необходимость в создании учения, способного противостоять тому, что уничтожало и разрушало свободу и нравственность.

Возрождённое естественное право явилось обновлённой концепций обычного естественного права, призванного решить проблемы, связанные с падением внимания к правам человека, к духовной стороне жизни общества, к развитию и эволюции прав человека.

Важно отметить, что идея возрождённого естественного права разрабатывалась в том числе и российскими учёными-философами, правоведами. К примеру, один из виднейших представителей российской религиозной правовой мысли Николай Александрович Бердяев в своей обширной статье о неотомистах отмечал, что: «латинская католическая мысль в лице неотомизма испугалась разрушения религиозных реальностей, испугалась разрыва с классической античностью, столь помогающей повсюду установить формы, различения и границы, испугалась гибели естественного разума и погружения в иррациональный хаос». [1, с. 169–171]

Ещё один российский дореволюционный учёный и правовед И. А. Покровский в 1909 году посвятил своё произведение «Естественно-правовые течения в истории гражданского права» теме возрождения естественного права в Новейшее время. И. А. Покровский справедливо отмечал в своём труде, что: «дать мощный импульс общественной воле, внушить ей, что она должна и может — в этом истинная цель всякого естественно — правового учения, в этом великое социальное значение идеи естественного права и в этом смысл, эта идея является одной из могущественнейших». [2, с. 48]

Таким образом, исходя из вышесказанного можно отметить, что к идеям возрождённого естественного права в Новейшее время обращались не только представители западного мира, но и отечественные учёные, в этом выражается, как можно предположить, транснациональный характер естественного права, содержащего в себе общемировой призыв к изменению подхода относительно значения прав человека в процессе общественного прогресса.

Следует отметить, что идея возрождённого естественного права в странах запада, в Новейшее время трактовалась различными политико-правовыми деятелями по-разному, было создано большое количество разнообразных учений на основе возрождённого естественного права.

Тем не менее, характерные черты теории возрождённого естественного права, несмотря на различия в некоторых аспектах толкования, существенным образом не отличались, это отражалось и на цели всех течений возрождённого естественного права, которая была одна, поставить во главу наличие неотъемлемых прав человека, поддерживающих существование противовеса позитивному праву, которое порой ставит заслоны к проявлению индивидуальной свободы и исключает из сферы своей деятельности обязанность защиты личность от непроизвольного вмешательства в её дела.

Возрождённое естественное право представляло собой концепцию развития идей, ранее предложенных представителями обычного естественного права, с опорой на высшие человеческие ценности, незыблемость и подвижность прав человека, их постоянную изменчивость и эволюцию.

Возрождённое естественное право, как теория, стало одной из причин признания эволюционных процессов в контексте прав человека. Вклад в процесс борьбы человека за права и свободы представителей возрождённого естественного права, как деятелей осуществивших обоснование взаимосвязи между развитием формы деятельности человека, развитием технологий и закреплением, укрупнением прав человека, сложно переоценить.

Одним из учений, сформулировавших оригинальную теологическую концепцию, основанную на идеях естественного права в Новейшее время, является неотомизм. Благодаря развитию идей неотомизма, произошёл значительный рывок в процессе эволюции прав и свобод человека.

Важно уделить определённое внимание историческому аспекту возникновения неотомизма, так как данный аспект подчёркивает роль, специфику и логическую обусловленность возрождения естественного права в учении неотомизма в Новейшее время.

Неотомизм, возник отчасти, как противопоставление серьёзному упадку нравов в середине двадцатого века, когда тоталитарные режимы, обладающие обширными карательными средствами, всё чаще и чаще захватывали умы избирателей и подавляли любое сопротивление, путём применения насилия и террора. [3]

Уничтожение ценности прав человека, принижение морали и нравственности в эпоху фашистской и нацисткой диктатуры, не могли не вызвать ответную реакцию со стороны сторонников такого государства, которое было бы, основано на свободе личности и в котором признавались бы общечеловеческие ценности, закреплённые за всеми без исключения гражданами.

Именно неотомизм, провозглашавший превосходство личности над безликой государственной машиной, сделал многое для того, чтобы привести к падению и уничтожению идей превосходства той или иной части населения земли над другой, исключительно по внешним признакам.

Неотомизм, появившийся как средство рационального обоснования необходимости веры в Бога, как «интегральный гуманизм», придал мощный толчок формированию сознания особенной ценности прав человека. А потому, стоит сказать, что рост внимания к правам человека в Новейшее время обусловлен во многом активной деятельностью представителей неотомизма.

Видными представителями учения неотомизма, были Жак Маритен, Кост-Флоре, И. Месснер, В. Катрайн, Р. Гарригу-Лагранж.

Одним из ярчайших представителей идеи возрождённого естественного права являлся Жак Маритен, француз по национальности, католик по вероисповеданию, он решил совместить идеи религии и права воедино, дабы произвести на свет собственную оригинальную концепцию, опирающуюся на базис естественно-правового учения.

Маритен был сторонником идеи того, что отсутствие, основанных на духовном начале, должных правовых механизмов, которые могли бы привести к сглаживанию конфликтов между отличными друг от друга по разнообразным показателям лиц, является прямой предпосылкой к росту конфликтности, преступности, агрессивности. Жак Маритен видел в неотомизме возможность преодоления разногласий между разными по теоретическим, идеологическим и иным воззрениям индивидов, так он писал, что: «люди, противостоящие друг другу по своим теоретическим воззрениям, могут прийти к практическому согласию относительно перечня прав человека». [4]

По мнению Маритена религия и правопорядок не взаимоисключающие вещи, они должны сосуществовать и более того, порой одно без другого, часто находит своё выражение в неправильной форме и перестаёт исполнять подобающую функцию в обществе.

Жак Маритен развивал идеи не только прав и свобод личности, но и затрагивал вопросы связанные с политической сферой деятельности человека. Так, в своём произведении «От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики» [5], Маритен поднимает весьма актуальную и поныне, тему упадка политики, как деятельности, переставшей быть направленной на установление нормальных, здоровых отношений в обществе.

Жак Маритен делает упор на то, что формирование тех или иных программ действия по управлению со стороны государства, должно иметь какую-либо опору, духовный или идеалистическим стержень, посредством которого происходило бы достижение сочетания гуманизма, рационализма и законности при осуществлении политики.

По мнению неотомистов, стержень, который мог бы сделать из политики и права истинно высоконравственные категории, отвечающие общим интересам, не отклоняющиеся от задачи восполнения нарушенных прав и свобод, заложен внутри католической религии, способной дать духовную опору для материальных процессов, связанных с производством технологий.

Деятельность Жака Маритена, направленная на возрождение естественного права в общемировом формате, во многом поспособствовала более бурному оживлению внимания к эволюции прав человека.

Жак Маритен не только выступил в роли исследователя естественно-правовой теории, но и внёс неоценимый вклад в реформирование и преобразование данной теории в контексте Новейшего времени.

Программа неотомизма, сформулированная во многом благодаря деятельности Жака Маритена, стала в Новейшее время, основой для принятия на международном уровне ряда нормативно-правовых документов, которые оказали впоследствии существенное влияние на процессы регулирования и осуществления прав и свобод человека практически по всему миру.

Как активный представитель неотомизма, Жак Маритен повлиял своей деятельностью на формирование и закрепление положений «Всеобщей декларации прав человека», принятой ООН в 1948 г. Тем самым была доказана не только теоретическая польза неотомизма в деле обоснования эволюции прав человека, но и практическая.

На основании выработанных всеобщих прав человека, Маритен развил свою теорию существования единых для всех, но постоянно эволюционирующих, правил поведения, основанных на принципах, отвечающих интересам каждого, независимо от пола, возраста, политический и религиозных предпочтений.

Систематизируя и классифицируя права человека, Жак Маритен выстраивает чёткую параллель между сменой эпох и потребностями личности: «каждая эпоха, полагал он, имеет свой “исторически конкретный идеал”. В связи с этим Маритен оценивал как бесплодные попытки составить полный каталог естественных прав индивида на все времена». [6] Так в Новейшее время особое внимание по мнению учёного следует обратить на социальные права (права трудящегося). «Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма». [6]

В век стремительного развития рыночной экономики, когда отношения между рабочими и предпринимателями выходят на новый уровень, невозможно было пройти мимо закрепления таких важных прав трудящихся как: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату. [7]

Таким образом к фундаментальным и политическим правам, являющимся основой и базисом классификации, разработанной Жаком Маритеном, он добавляет ещё и права социальные, тем самым фактически подтверждая и подчёркивая изменчивость естественных прав их подвижность и динамизм. [3] Маритен в некотором роде воспроизводит идею одного из других значимых представителей теории естественного права в Новейшее время Р. Штаммлера, представитель неокантиантского концепции естественного права.

В своей работе «Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории» [8] Штаммлер отстаивал теорию, в соответствии с которой естественные права имеют «меняющееся содержание».

Правило, определяющее соотношение формы и содержания, сформулированное Гегелем: «содержание есть ни что иное, как переход формы в содержание, а форма — переход содержания в форму. Этот переход есть одно из важнейших определений». [9] практически положено в основу учения Р. Штаммлера. Данное учение стало настоящим прорывом для естественно-правовой теории, которая после провозглашённых Штаммлером положений вновь захватила умы философов, мыслителей, правоведов по всей Европе. В том числе работа Штаммлера послужила материалом для разработки идей и концепции Жака Маритена, который сделал также существенный вклад в популяризацию идей естественного права.

Неокантиантское учение Р. Штаммлера представлет собой ещё одну трактовку возрождённого естественного права. Основание своего учения Р. Штаммлер черпает из теории, выработанной Иманнуилом Кантом, тем самым развивает теории мобильности прав человека.

К примеру, Штаммлер, как убеждённый представитель эволюционного подхода к правам человека утверждал, что «естественное право» представляет собой метод, «посредством которого можно было бы направлять и определять меняющийся материал исторически обусловленного права, чтобы он приобрел свойства объективно справедливого». [10]

Одним из виднейших представителей идеи неотъемлемости прав человека, присущих всем и каждому, независимо от тех или иных различий, является чешский и французский правовед, дипломат К. Васак, данный научный деятель продолжил деятельность начатую Р. Штаммлером и продолженную Жаком Маритеном, а также другими представителями теории возрождённого естественного права в сфере развития классификации прав человека, в основе содержащей идею эволюции и изменчивости обусловленной прогрессом сознания индивидов.

К. Васак развивал не только теоретические посылки, обосновывающие его теорию системы прав человека, но и занимался разбором, классификацией этих прав, таким образом пытаясь прийти к выводу о том, что каждой отдельной эпохе, вехе развития общества, соответствует своё определённое поколение прав.

Более того К. Васак не только дополнил предлагаемую Жаком Маритеном классификацию прав человека, но и выдвинул свою собственную оригинальную теорию, состоящую в том, что со временем появятся такие новые потребности человеческой личности как экологическая безопасность, информационная безопасность.

Для проведения систематизации данных, касающихся прав человека К. Васак пользовался историческим материалом, явно дающим понять, что права человека, в зависимости от того или иного периода общемировой истории, видоизменялись и дополнялись. Так, разделяя права человека на поколения, можно прийти к выводу, что первое поколение начало развиваться ещё в эпоху Просвещения, когда господствовала обычная теория естественного права. Второе поколение начало развиваться в девятнадцатом веке. А третье поколение относиться к середине двадцатого века.

К. Васак считал, что к первому поколению прав относятся в основном гражданские и политические права, в том числе право на жизнь, свободу слова, свободу вероисповедания, право на судебную защиту прав и свобод, равенство прав граждан, которые ограничивали либо не допускали вмешательство государства в осуществление прав и свобод человека. [11]

Ко второму поколению отнесены экономические, социальные, культурные права. Перечисленные сферы деятельности граждан долгое время подвергались непроизвольную вмешательству со стороны государства, зачастую обрекая частную инициативу, проявление активности личности на бездействие и разрушение. Важность принятия во внимание как экономической, так и культурной сферы деятельности, а также социальной безопасности индивида, нашла своё отражение в отдельных правовых актах принятых ООН.

Со второй половины двадцатого века стало формироваться третье поколение прав человека. Как отмечал К. Васак, задачу его изучения ставил А.-М. Мбоу — генеральный секретарь ЮНЕСКО в 1974–1987 гг. К этому поколению Васак отнёс «солидарные» права человека: на развитие, право на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду, право на мирное существование, право на общее наследие человечества, указывая, что они могут быть осуществлены только объединёнными усилиями международного права, государства, общества. [13]

Классификация, предложенная К. Васаком, развивает теорию наличия прав человека с «меняющимся содержанием», которая находит своё подтверждение также в историческом развитии и последовательном изменении поколений прав человека. Каждое поколение последовательно сменяло другое, в этом кроется главная сущность и вместе с тем специфика, отражённая представителями возрождённого естественного права. Жак Маритен, Р. Штаммлер, К. Васак, данные деятели обосновали необходимость признания процесса корреляции развития миропорядка и разрастания, разветвления системы прав человека.

Исходя из вышесказанного, необходимо сказать о том, что идея подвижности прав человека, существенно дополненная представителями учения неотомизма, нашла своё отражение в работах видных учёных Новейшего времени, тем самым получила стройное и логическое обоснование, отвечающее потребностям реальной жизни, а потому данная идея остаётся и в нынешнее время актуальной, ввиду своей теоретической разработанности и исторической обусловленности.

Нужно сказать, что у классификации представленной К. Васаком и воспринятой на международном уровне была подвергнута анализу со стороны российских учёных. Так авторитетный российский учёный в сфере теории государства и права, С.С Алексеев заявлял по поводу процесса роста поколений прав человека «Такого рода нарастающий, идущий волна за волной процесс «обогащения» и расширения категории неотъемлемых прав человека и вызывает тревогу и с интеллектуально-мировоззренческой и с практической точки зрения». [12]

С. С. Алексеев, развивая свою программу критики расширения поколений прав человека, аргументировал свою позицию тем, что словесное выражение идей гуманизма, справедливости, нравственности зачастую не носит практического характера и представляет собой исключительно декларацию, не имеющую ничего общего с происходящим в реальном мире. При регламентации в рамках конкретного государства идеальных, естественных прав признанных на международном уровне, безусловно, происходит их видоизменение применительно к каждому частному, национальному случаю.

С. С. Алексеев для обоснования своей позиции приводит в пример деятельность Советского Союза в конце 1940-х годов, когда у советских идеологических стратегов получилось на практике осуществить процесс лишения категории прав человека её духовной и юридической силы.

Однако С. С. Алексеев отмечал вместе с тем и значимость естественного права в качестве метода достижения наилучшего пути развития прав человека, который «со всей очевидностью раскрывается и “от противного”, — в том, что без широкой естественно-правовой трактовки права коммунистическая доктрина и коммунистический строй так и не были поняты как исконно-антиправовые, бесчеловечные, враждебные свободе и прогрессу». [12]

Переходя к анализу понимания личности, как основы любого цивилизованного государства, отражённой в работах Маритена и других представителей возрождённого естественного права важно отметить, что данный автор, весьма справедливо высказывался против государственного гнёта, противодействующего становлению и признанию прав человека. Жак Маритен достаточно справедливо отмечал, что: «Не человек существует для государства; наоборот — государство существует для человека». [4]

Жак Маритен развивал идею интегрального гуманизма, в её основу было положено сочетания человеческого начала, материального, с началом духовным. Интегральный гуманизм стал средством для теоретического обоснования эволюционной обусловленности развития прав человека, зависящей от духовного состояния общества, от его прогресса и развития.

Решая вопрос, связанный с ролью отдельного человека в существовании государства, Жак Маритен идёт по пути разделения начал человеческого существа на две части «личность» и «материальный индивидуум». Во-первых, Жак Маритен выделяет именно личность как наивысшую форму проявления свободы от материальных благ, как то, что более всего приближено к божественному началу. Во-вторых, выделяя такое начало в человеке, как материальный индивидуум, Маритен подчёркивает, что подобное начало полностью входит в гражданское общество и подчиняется политическим процессам государства, живёт исключительно в мире вещей и не абстрагируется от происходящего. Для материального индивидуума необходима связь с духовным, ибо сфера его интересов ограничена действительной жизнью, не выходящей за грани осязаемого. Исключительно черпая высокоморальные конструкции из своего духовного, более высокого начала, такого как «личность», материальный индивидуум может плодотворно созидать в государстве, руководствуясь идеалом прав человека, не предаваясь гневу и разрушению.

Таким образом в представлении Маритена для того, чтобы сообразовать и сделать человека цельным, высоконравственным существом, необходимо сотворить соединение двух начал, религиозного и гражданского, тогда все политические, правовые процессы внутри государства пойдут по пути достижения блага и процветания. В указанных выше положениях просматривается, разработанная Жаком Маритеном идея интегрально гуманизма, основанная для того, чтобы обосновать более стройно существование, как уже было отмечено выше естественных прав, выражаемых им как нечто духовное, стоящее над человеческой индивидуальностью и уходящее за грани материального мира.

Однако следует отметить, что развиваемые Маритеном идеи не являются ортодоксией и не предполагают сохранение существующего порядка, во благо всего общества, напротив, он отмечает подвижность, рост и постоянное изменение человеческого существа, а потому параллельно объявляет необходимость постоянного изменения и дополнения, расширения прав и свобод человека.

Помимо идей развиваемых Жаком Маритеном, в контексте эволюции и развития прав и свобод человека, хотелось бы отметить также своеобразную концепцию, выработанную Австрийским неотомистом Й. Месснером.

Й. Месснер вывел положение согласно которому естественные права человека соответствуют его потребностям и напрямую от них зависят.

Чтобы лучше понять теорию Месснера, следует обратиться к примеру, иллюстрирующему взаимосвязь влечений человека, его потребностей и естественных прав, так «человеку присущ инстинкт самосохранения, — значит, он обладает естественным правом на физическую неприкосновенность; человеку жизненно необходимы питание, одежда, жилище, — значит, неприкосновенная частная собственность». [13]

Среди идей Месснера, особенно выделяются те, которые касаются прав человека, в данном случае он со всей, присущей ему энергией обрушивается на узурпаторов власти, позитивистов, пытающихся своими неоправданными действиями вмешаться в сферу регулирования естественного права.

Определяя цели позитивного законодательства и устанавливая тем самым его рамки, Месснер подчёркивал, что «закон должен соответствовать нравственной сущности права и «экзистенциальным целям» человека».

Ещё одним представителем возрождённого естественного права, также активно отстаивающего идею неотъемлемости прав человека, во Франции являлся Пол Кост-Флоре, активный участник французской католической партии, политический деятель, долгое время занимавший ряд важных государственных постов, правовед и учёный.

Пол Кост-Флоре в своей работе «Основные проблемы права», вышедшей в свет в 1946 году, утверждает, что нормы положительного права опираются на нормы естественного права — это нормы верховные, установленные богом. Они познаются либо интуитивно, либо путём выводов из принципов разума». [10]

Таким образом, Пол Кост-Флоре, также как и Жак Маритен видел решение вопроса единения и устранения преград между человечеством в приобщении к религии, в вере в возможность совершенствования посредством познания божественного.

На основании вышеизложенного можно сделать определённые выводы. Во-первых, актуальность идей возрождённого естественного права в трактовке неотомистов находит своё выражение в том, что до сих пор не было найдено достаточно эффективное средство, призванное к единению общества, его сплочению не только внутри государства, но и на международном уровне.

Способы, связанные с использованием идеологии или фальшивым нагромождением императивных норм, заставляющих двигаться в исключительно одном русле, постоянно сообразуясь с тем, что государство как механизм, обладающий карательным аппаратом, считает наиболее правильным, не представляют теперь, в эпоху большей доступности информации, открытости, расширения потребностей и желаний отдельной личности чего-то устойчивого.

Правовые и политические фикции, используемые в качестве лозунгов к объединению не способны выиграть конкуренции у реальных свойств, заложенных в природе человека.

Отмечая необходимость признания за каждым индивидом, за каждой личностью особой ценности, представители учения возрождённого естественного права, пытались сделать шаг вперёд на пути к становлению спокойствия и благоденствия в мире.

Неслучайно Жак Маритен отмечает: «следует сказать, что естественное право представляет собой нечто онтологическое и вместе с тем идеальное. Оно есть нечто идеальное, поскольку основывается на человеческой сущности, на её неизменной структуре и на жёсткой необходимости, которая в ней заключена». [4] в этой идее заключена основа теории возрождённого естественного права.

Во-вторых, стоит сказать, что сейчас, спустя большое количество времени момента разработки теории возрождённого естественного права, это учение, теория, которая была выработана и сформулирована, продолжает во многом играть важную роль в современном мире, безусловно, в несколько преобразованном и дополненном виде.

Жак Маритен, Р. Штаммлер, Й. Месснер, Пол Кост-Флоре, К. Васак последовательно отстаивали идею постоянного углубления и расширения сферы деятельности человека, что является естественным процессом, вызванным постоянной потребностью повышения уровня знаний, а расширение сферы деятельности тем самым необходимо подразумевает образование новых, ранее незащищённых прав и свобод.

Так, к примеру, было с социальными правами, о которых начали задумываться только в Новейшее время, не уделяя им внимание в другие исторические периоды, так было с экологическими правами, о которых начали говорить только в конце 20 века.

Мир не стоит на месте, постоянное изменение окружающей среды, появление технологий, ставящих под угрозу нормальное существование человека, всё это требует постоянного образования нового, подстраивающегося под происходящее подхода к формулированию правовых положений, имеющих своей целью привести к своевременной защите, находящихся в опасном положении интересов личности.

В XXI веке на первый план выходят проблемы, связанные с информационной безопасностью, защитой от непроизвольного вмешательства в личную жизнь посредством специальных технологий и устройств и потому остаётся и по сей день необходимость в особенном внимании к правотворческой деятельности, которая должна подмечать и переносить события реальной жизни в правовую материю.

Литература:

1. Неотомизм. (Garigou-Lagrange, O. P. “Le sens commun. La philosophie de l’être et les formules dogmatiques” и Jacques Maritain. “Réflexions sur l’intelligence et sur sa vie propre”) / Николай Бердяев. — 1925. — № 1 (сентябрь). — С. 169–171. — В разделе «Из западной духовной жизни».

2. Покровский И. А. Естественно-правовые течения в истории гражданского права // Цивилистическая практика. Выпуск № 1 (22), 2007. С. 38–67.

3. Нерсесянц, В. С. История политических и правовых учений: учебник для вузов / В. С. Нерсесянц. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 704 с.

4. Маритен Жак. Человек и государство. Пер. с англ. Т. Лифинцевой. М: Идея-Пресс, 2000. — 196 с.

5. От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики / Пер. с франц. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. — 216 с.

6. История политических и правовых учений: [учеб. для вузов] / [Воротилин Е. А. и др.]; отв. ред. О. Э. Лейст; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. — Москва: Зерцало, 2006 (Ульяновск: Ульяновский Дом печати). — XII с., 556 с.

7. Марченко, М. Н. Теория государства и права. Часть 2. Теория права: учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — Москва: Зерцало-M, 2011. — 336 с.

8. Штаммлер, Рудольф. Хозяйство и право с точки зрения материалистического понимания истории. Т. 1–2 [Электронный ресурс] / Рудольф Штеммлер; пер. со 2 нем. изд. [М. К. Покровского, А. А. Мейера и И. А. Давыдова] под ред. и с вступ. ст. И. А. Давыдова. — Электрон. текстовые дан. — Санкт-Петербург: Начало, 1907 (2016). — 406; 347 с.

9. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Москва; Ленинград, 1933. Т. 1.

10. История политических учений [Текст]: учебник для юридических институтов и юридических факультетов государственных университетов / [П. Н. Галанза, М. П. Карева, С. Ф. Кечекьян и др.]; под редакцией проф. С. Ф. Кечекьяна и доц. Г. И. Федькина. — Москва: Госюриздат, 1955. — 770

11. Лафитский, В. И. Концепция поколений прав человека / В. И. Лафитский // Общенациональный интерактивный энциклопедический портал «Знания». — 2022. — № 7.

12. Алексеев С. С. Философия права: История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. — М., 1997.

13. Четвернин В. А. Современные концепции естественного права.— М.: Наука, 1988.—144 с.

Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, время, идея, долгое время, международный уровень, поколение, теория, том, учение, двадцатый век.


Похожие статьи

Задать вопрос