В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Алиев, Д. А. В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона / Д. А. Алиев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111607/ (дата обращения: 06.05.2024).



В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона

Алиев Джаббар Агали Оглы, историк-талышевед (г. Санкт-Петербург)

В статье рассматривается выдающаяся личность и заслуги Владимира Афанасьевича Рюмина в формировании и развитии краеведения Талышского региона Азербайджанской ССР.

Решение о преподавании истории союзных и автономных республик в общеобразовательных школах было принято СНК и ЦК ВКП(б) в 1934 году. Несмотря на слабую материально-техническую базу и нехватку специалистов, советская власть, используя опыт предыдущих лет и расширяя практику по всей империи, в том числе и в Азербайджанской ССР, с энтузиазмом взялась за создание высших школ, краеведческих профильных организаций и историко-краеведческих музеев. На тот момент общие перспективы развития советской науки еще не были четко определены, и формирование модели советской региональной науки только начинало обретать свои очертания.

Знаменитый кавказовед и исследователь Владимир Афанасьевич Рюмин в первые годы советской эпохи стал одним из ключевых организаторов исследований и изучения Талышского края в Азербайджанской ССР. Его вклад в культурно-просветительское наследие региона оказался непреходящим, и его биография стала неотъемлемой частью истории этого уникального края.

Исследователь из Кабардинского пединститута С. А. Тютюнина, проводившая исследования [1] по биографии [1] Рюмина, пришла к выводу, что даты его жизни не установлены. Согласно ее исследованиям [2], Рюмин мог родится около 1894 года. Его семья переехала в Баку из городов Белгорода и Тбилиси.

После окончания Восточного факультета Азербайджанского Государственного Университета В. А. Рюмин приступил к активной общественной и научной деятельности. В период советизации Азербайджана он занимал должность инспектора в отделе народного образования Ленкоранского уезда. Но его влияние простиралось далеко за рамки служебных обязанностей. Рюмин с легкостью делился своими знаниями и опытом, читая лекции по истории, этнографии и культуре Талышского края в молодежных секциях городских клубов и на курсах повышения квалификации работников культуры в Ленкоране.

В 1923 году он выпустил книгу под заглавием «Талышский край (Ленкоранский уезд) (краткий географический и этнографический очерк)», основанную на его лекциях. Эта публикация не только заполнила пробел в учебных материалах для учителей по родиноведению, но и сыграла важную роль в формировании краеведческого движения в Ленкоране и в дальнейшей научной деятельности В. А. Рюмина. Погружение в содержание этой книги позволяет лучше понять масштаб и глубину его интересов [3].

В своем скромном, но важном «компилятивном труде» Владимир Афанасьевич Рюмин уделяет особое внимание посвящению Председателю Исполнительного Комитета Ленкоранского уезда Муталлиму Калантарову. Это посвящение не только выражает благодарность за поддержку, но и заключается в надежде на активное участие Калантарова в создании Общества по изучению Талышского края. Рюмин видит в этой организации не только научный проект, но и фактор, определяющий светлое будущее этого региона.

Начиная свой очерк с географического описания Талышского края, Рюмин кратко представляет читателям границы региона, его климатические особенности, рельеф, а также природные богатства, включая термальные источники и целебные грязи. Он не обходит вниманием проблему малярии, связывая ее с санитарно-эпидемиологическим состоянием уезда, субтропическим климатом и характером сельского хозяйства, в частности, культивацией риса.

Следующие разделы очерка посвящены историческому обзору Талышского ханства, включая события вокруг Ленкоранской крепости и передачу ханства России в 1813 году согласно Гюлистанскому мирному договору. Отмечается интересный момент — употребление автором терминов «Ленкоранский уезд» и «Талышский край» как синонимов, что может свидетельствовать о важности данного региона.

Рюмин также предоставляет статистические данные о населении уезда в начале XX века, особенно подробно останавливаясь на этническом составе. Он отмечает, что в уезде сосредоточены различные этносы, включая талышей, тюркские народы, русских и другие национальные меньшинства. В этом разделе автор стремится создать обширный и многогранный образ многонациональной ткани Талышского края, что служит основой для дальнейшего изучения и сохранения этнического многообразия региона.

Раздел, посвященный хозяйственной деятельности, выделяет сельское хозяйство как основное направление экономики Талышского края. В этом контексте Рюмин подробно описывает различные сферы хозяйственной деятельности, включая рисоводство, зерновое хозяйство, рыболовство и скотоводство. Он также обращает внимание на благоприятные природные условия для строительства гидроэлектростанций в регионе, что является потенциальным источником развития и процветания.

Напоследок, Рюмин предоставляет ценные сведения о системе образования в уезде, подчеркивая недостаток учебных заведений. Предоставление данных о количестве школ, их распределении по языкам преподавания, а также планах по расширению образовательной сети в ближайшем будущем отражает заботу автора о развитии образования в регионе.

В контексте древней истории региона, Рюмин высказывает неотложную необходимость проведения археологических раскопок для детального изучения процессов упадка Муганской цивилизации. Автор ссылается на арабоязычные труды Аль-Мукаддаси, Масуди и Ибн Хейкала, подчеркивая влияние нашествий кочевых племен и разрушительных походов в разные периоды на местную культуру.

Не упоминая археологические исследования, проведенные французским археологом, инженером, нумизматом и лингвистом Ж. де Морганом в обоих предгориях Талышских гор в 90-х годов XIX-начале ХХ веков и опубликованную по этому поводу иследовании [5] в Париже, по мнению автора, согласно плану Археологической комиссии созданным в 1921 году в Баку, предстоит проведения систематические археологические раскопки и исследования.

В приложенном к тексту Уставе Общества изучения Талышского края, датированном 20 марта 1923 года, указаны члены-учредители, включая Муталлима Калантарова, Ага Мамедли, В. А. Рюмина и других. Целью общества было научное исследование и изучение различных аспектов Талышского края, включая историю, этнографию, фольклор, традиции, экономику, язык и литературу. Общество проводило археологические исследования, направляя полученные результаты в музеи и университет для дальнейшего изучения и сохранения.

Для решения данных задач общество проводит археологические и иные изыскания, причем все добытое поступает в соответствующие отделы Ленкоранского музея имени тов. Ага Мамедли [2] , в Азербайджанский государственный Музей и в Восточный факультет Азербайджанского государственного университета.

Бюджет Общества формируется за счет членских взносов членов, личных пожертвований и средств, выделяемых уездным исполнительным комитетом, Азербайджанским археологическим обществом, Наркомпросом и другими бюджетными организациями. Это свидетельствует о широкой поддержке, как со стороны населения и членов общества, так и со стороны органов власти и бюджетных институтов.

Общество обладает своей печатью и штампом с надписью «Общество изучения Талышского края», что придает ему официальный статус и подчеркивает его цель — научное изучение региона.

Из-за недоступности архивных материалов данная тема почти не исследована. На этот счет есть одна газетная заметка [6], и одно упоминание доктора исторических наук Эльнура Агаева, в котором он замечает об самостоятельном функционирование этого общества [7].

Читая статью [8] профессора Зифельда, оказавшего значительные заслуги в подготовке научных кадров в первые годы советизации Азербайджанa, можно убедиться в правильности мнения на этот счет Э. Агаева.

Зифельд подчеркивает, что несмотря на одобрение Устава в 1923 году, практический запуск организации связан с его личными усилиями. Инициативное учредительное собрание под руководством Зифельда состоялось в ноябре 1923 года в Баку, где должность секретаря в организации занял В. А. Рюмин, обладавший значительным опытом в данной области.

В. А. Рюмин, следуя истинным традициям краеведа, обращается к населению Талышского края в своей книге. В этом обращении он призывает жителей края предоставлять информацию об историко-этнографических событиях, археологических находках, культурно-исторических памятниках, этимологии географических названий, племенной генеалогии, народных легендах и других аспектах. Это обращение свидетельствует о стремлении к созданию обширной базы данных и о важности вовлечения общественности в процесс сохранения исторического наследия региона.

Особое внимание следует уделить списку книг и брошюр В. А. Рюмина, представленному в его труде. Этот список является важным источником для изучения историографии периода, когда советская историческая методология только формировалась, а термины и понятия еще не были полностью установлены. Приведенные примеры, такие как «Колонизация тюрками территории современного Азербайджана (Кавказского)» и «Колонизация русскими Восточного Закавказья», отражают принятые на тот момент термины и подходы.

Следует отметить, что данные о дальнейшей библиографической судьбе этих произведений отсутствуют, что может свидетельствовать о сложностях, с которыми сталкивались исследователи в то время, связанных с издательскими и организационными вопросами.

Особый вклад В. А. Рюмина в области социально-экономических и культурных проблем Ленкоранского уезда проявляется через публикации статей в центральных газетах, таких как «Труд» и «Захмат». Его озабоченность развитием курортов, особенно Миянку и Анжи, свидетельствует о его широком взгляде на вопросы благосостояния и здравоохранения региона. Эти материалы оставили след в публичном мнении и способствовали обсуждению важных аспектов развития Ленкоранского уезда в то время.

В роли сотрудника уездного отдела народного образования В. А. Рюмин принимал активное участие в борьбе с неграмотностью и проведении культурно-массовых мероприятий. Его вклад в образовательные и культурные инициативы был значительным, и его участие в улучшении образовательной среды региона заслуживает высокой оценки.

Заслуги В. А. Рюмина простираются за пределы Ленкоранского уезда. Его работа в различных регионах, таких как Нальчик, Хакасия и Москва, свидетельствует о его преданности науке и готовности принимать вызовы, связанные с изменениями в политической обстановке того времени. Его широкий географический охват деятельности подчеркивает его профессиональную мобильность и готовность вносить свой вклад в различные области.

В. А. Рюмин остается важной фигурой для истории и культурного наследия Талышского края. Его страсть к науке, любовь к родному краю и активное участие в культурных и образовательных инициативах делают его не только основоположником Талышского краеведения, но и вдохновителем для будущих поколений исследователей и ценителей этого уникального региона.

Литература:

  1. Е. С. Тютюнина. Исторический факультет Кабрдинского Педагогического института в 1848–1950 гг. Российская государственность в судьбах Кавказских народов. - Х. Материалы научно-практической конференции. Нальчик. 2017
  2. Е. С. Тютюнина. Кавказовед В. А. Рюмин. II Виноградовские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Отечественная и региональная история (1917–2017) Армавир, 2018. Стр. 118
  3. В. А. Рюмин. Талышский край (Ленкоранский уезд) (краткий геопрофический и этнографический очерк.Ленкоран, 1923, стр. 61
  4. J. De Morgan. Mission scientifique en Perse. Tome quatrieme. Recherches archéologiques. Première partie.Paris 1896.
  5. J. De Morgan. Mission scientifique en Perse. Paris. Recherches au Talyche persan, M. D. P. VIII, 1905
  6. İmran Məmmədov.Talış Mahalını Öyrənən Cəmiyyət.˝Tolışi sədo˝,20.02.1993
  7. E. Ağayev.Bir iclasın protokolundan… «Aləm» журналь. Февраль 2020-го г. № 3.стр.16–19)
  8. Деятельность Общества Обследования и Изучения Азербайджана за два года (02 ноября1923–08 ноября 1925). Известия Общества Обследования и Изучения Азербайджана. Баку, 1925.стр 107–112.

[1] Странно, что Е. С. Тютюнина не коснулась Талышского периода деятельности В. А. Рюмина.

[2] Интересен тот факт, что имя Ага Мамедли не упоминается в изданной в 2007 году в Баку Ленкоранской энциклопедии, составленной М. Талышлы и Э. Ахадовым. Возможно, Рюмин перепутал его с именем Али Мамедова (1900-1938), занимавшем в тот период в Ленкоране, напоследок и в правительстве Азербайджанской ССР и Закавказской Федерации высокие должности в партийных и советских органах, ставшего в конечном итоге жертвой политических репрессий.

Основные термины (генерируются автоматически): Талышский край, Ленкоранский уезд, активное участие, Азербайджанский государственный университет, Восточный факультет, дальнейшее изучение, народное образование, особое внимание, сельское хозяйство, Талышский регион.


Похожие статьи

Задать вопрос