В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона
Алиев Джаббар Агали Оглы, историк-талышевед (г. Санкт-Петербург)
В статье рассматривается выдающаяся личность и заслуги Владимира Афанасьевича Рюмина в формировании и развитии краеведения Талышского региона Азербайджанской ССР.
Решение о преподавании истории союзных и автономных республик в общеобразовательных школах было принято СНК и ЦК ВКП(б) в 1934 году. Несмотря на слабую материально-техническую базу и нехватку специалистов, советская власть, используя опыт предыдущих лет и расширяя практику по всей империи, в том числе и в Азербайджанской ССР, с энтузиазмом взялась за создание высших школ, краеведческих профильных организаций и историко-краеведческих музеев. На тот момент общие перспективы развития советской науки еще не были четко определены, и формирование модели советской региональной науки только начинало обретать свои очертания.
Знаменитый кавказовед и исследователь Владимир Афанасьевич Рюмин в первые годы советской эпохи стал одним из ключевых организаторов исследований и изучения Талышского края в Азербайджанской ССР. Его вклад в культурно-просветительское наследие региона оказался непреходящим, и его биография стала неотъемлемой частью истории этого уникального края.
Исследователь из Кабардинского пединститута С. А. Тютюнина, проводившая исследования [1] по биографии [1] Рюмина, пришла к выводу, что даты его жизни не установлены. Согласно ее исследованиям [2], Рюмин мог родится около 1894 года. Его семья переехала в Баку из городов Белгорода и Тбилиси.
После окончания Восточного факультета Азербайджанского Государственного Университета В. А. Рюмин приступил к активной общественной и научной деятельности. В период советизации Азербайджана он занимал должность инспектора в отделе народного образования Ленкоранского уезда. Но его влияние простиралось далеко за рамки служебных обязанностей. Рюмин с легкостью делился своими знаниями и опытом, читая лекции по истории, этнографии и культуре Талышского края в молодежных секциях городских клубов и на курсах повышения квалификации работников культуры в Ленкоране.
В 1923 году он выпустил книгу под заглавием «Талышский край (Ленкоранский уезд) (краткий географический и этнографический очерк)», основанную на его лекциях. Эта публикация не только заполнила пробел в учебных материалах для учителей по родиноведению, но и сыграла важную роль в формировании краеведческого движения в Ленкоране и в дальнейшей научной деятельности В. А. Рюмина. Погружение в содержание этой книги позволяет лучше понять масштаб и глубину его интересов [3].
В своем скромном, но важном «компилятивном труде» Владимир Афанасьевич Рюмин уделяет особое внимание посвящению Председателю Исполнительного Комитета Ленкоранского уезда Муталлиму Калантарову. Это посвящение не только выражает благодарность за поддержку, но и заключается в надежде на активное участие Калантарова в создании Общества по изучению Талышского края. Рюмин видит в этой организации не только научный проект, но и фактор, определяющий светлое будущее этого региона.
Начиная свой очерк с географического описания Талышского края, Рюмин кратко представляет читателям границы региона, его климатические особенности, рельеф, а также природные богатства, включая термальные источники и целебные грязи. Он не обходит вниманием проблему малярии, связывая ее с санитарно-эпидемиологическим состоянием уезда, субтропическим климатом и характером сельского хозяйства, в частности, культивацией риса.
Следующие разделы очерка посвящены историческому обзору Талышского ханства, включая события вокруг Ленкоранской крепости и передачу ханства России в 1813 году согласно Гюлистанскому мирному договору. Отмечается интересный момент — употребление автором терминов «Ленкоранский уезд» и «Талышский край» как синонимов, что может свидетельствовать о важности данного региона.
Рюмин также предоставляет статистические данные о населении уезда в начале XX века, особенно подробно останавливаясь на этническом составе. Он отмечает, что в уезде сосредоточены различные этносы, включая талышей, тюркские народы, русских и другие национальные меньшинства. В этом разделе автор стремится создать обширный и многогранный образ многонациональной ткани Талышского края, что служит основой для дальнейшего изучения и сохранения этнического многообразия региона.
Раздел, посвященный хозяйственной деятельности, выделяет сельское хозяйство как основное направление экономики Талышского края. В этом контексте Рюмин подробно описывает различные сферы хозяйственной деятельности, включая рисоводство, зерновое хозяйство, рыболовство и скотоводство. Он также обращает внимание на благоприятные природные условия для строительства гидроэлектростанций в регионе, что является потенциальным источником развития и процветания.
Напоследок, Рюмин предоставляет ценные сведения о системе образования в уезде, подчеркивая недостаток учебных заведений. Предоставление данных о количестве школ, их распределении по языкам преподавания, а также планах по расширению образовательной сети в ближайшем будущем отражает заботу автора о развитии образования в регионе.
В контексте древней истории региона, Рюмин высказывает неотложную необходимость проведения археологических раскопок для детального изучения процессов упадка Муганской цивилизации. Автор ссылается на арабоязычные труды Аль-Мукаддаси, Масуди и Ибн Хейкала, подчеркивая влияние нашествий кочевых племен и разрушительных походов в разные периоды на местную культуру.
Не упоминая археологические исследования, проведенные французским археологом, инженером, нумизматом и лингвистом Ж. де Морганом в обоих предгориях Талышских гор в 90-х годов XIX-начале ХХ веков и опубликованную по этому поводу иследовании [5] в Париже, по мнению автора, согласно плану Археологической комиссии созданным в 1921 году в Баку, предстоит проведения систематические археологические раскопки и исследования.
В приложенном к тексту Уставе Общества изучения Талышского края, датированном 20 марта 1923 года, указаны члены-учредители, включая Муталлима Калантарова, Ага Мамедли, В. А. Рюмина и других. Целью общества было научное исследование и изучение различных аспектов Талышского края, включая историю, этнографию, фольклор, традиции, экономику, язык и литературу. Общество проводило археологические исследования, направляя полученные результаты в музеи и университет для дальнейшего изучения и сохранения.
Для решения данных задач общество проводит археологические и иные изыскания, причем все добытое поступает в соответствующие отделы Ленкоранского музея имени тов. Ага Мамедли [2] , в Азербайджанский государственный Музей и в Восточный факультет Азербайджанского государственного университета.
Бюджет Общества формируется за счет членских взносов членов, личных пожертвований и средств, выделяемых уездным исполнительным комитетом, Азербайджанским археологическим обществом, Наркомпросом и другими бюджетными организациями. Это свидетельствует о широкой поддержке, как со стороны населения и членов общества, так и со стороны органов власти и бюджетных институтов.
Общество обладает своей печатью и штампом с надписью «Общество изучения Талышского края», что придает ему официальный статус и подчеркивает его цель — научное изучение региона.
Из-за недоступности архивных материалов данная тема почти не исследована. На этот счет есть одна газетная заметка [6], и одно упоминание доктора исторических наук Эльнура Агаева, в котором он замечает об самостоятельном функционирование этого общества [7].
Читая статью [8] профессора Зифельда, оказавшего значительные заслуги в подготовке научных кадров в первые годы советизации Азербайджанa, можно убедиться в правильности мнения на этот счет Э. Агаева.
Зифельд подчеркивает, что несмотря на одобрение Устава в 1923 году, практический запуск организации связан с его личными усилиями. Инициативное учредительное собрание под руководством Зифельда состоялось в ноябре 1923 года в Баку, где должность секретаря в организации занял В. А. Рюмин, обладавший значительным опытом в данной области.
В. А. Рюмин, следуя истинным традициям краеведа, обращается к населению Талышского края в своей книге. В этом обращении он призывает жителей края предоставлять информацию об историко-этнографических событиях, археологических находках, культурно-исторических памятниках, этимологии географических названий, племенной генеалогии, народных легендах и других аспектах. Это обращение свидетельствует о стремлении к созданию обширной базы данных и о важности вовлечения общественности в процесс сохранения исторического наследия региона.
Особое внимание следует уделить списку книг и брошюр В. А. Рюмина, представленному в его труде. Этот список является важным источником для изучения историографии периода, когда советская историческая методология только формировалась, а термины и понятия еще не были полностью установлены. Приведенные примеры, такие как «Колонизация тюрками территории современного Азербайджана (Кавказского)» и «Колонизация русскими Восточного Закавказья», отражают принятые на тот момент термины и подходы.
Следует отметить, что данные о дальнейшей библиографической судьбе этих произведений отсутствуют, что может свидетельствовать о сложностях, с которыми сталкивались исследователи в то время, связанных с издательскими и организационными вопросами.
Особый вклад В. А. Рюмина в области социально-экономических и культурных проблем Ленкоранского уезда проявляется через публикации статей в центральных газетах, таких как «Труд» и «Захмат». Его озабоченность развитием курортов, особенно Миянку и Анжи, свидетельствует о его широком взгляде на вопросы благосостояния и здравоохранения региона. Эти материалы оставили след в публичном мнении и способствовали обсуждению важных аспектов развития Ленкоранского уезда в то время.
В роли сотрудника уездного отдела народного образования В. А. Рюмин принимал активное участие в борьбе с неграмотностью и проведении культурно-массовых мероприятий. Его вклад в образовательные и культурные инициативы был значительным, и его участие в улучшении образовательной среды региона заслуживает высокой оценки.
Заслуги В. А. Рюмина простираются за пределы Ленкоранского уезда. Его работа в различных регионах, таких как Нальчик, Хакасия и Москва, свидетельствует о его преданности науке и готовности принимать вызовы, связанные с изменениями в политической обстановке того времени. Его широкий географический охват деятельности подчеркивает его профессиональную мобильность и готовность вносить свой вклад в различные области.
В. А. Рюмин остается важной фигурой для истории и культурного наследия Талышского края. Его страсть к науке, любовь к родному краю и активное участие в культурных и образовательных инициативах делают его не только основоположником Талышского краеведения, но и вдохновителем для будущих поколений исследователей и ценителей этого уникального региона.
Литература:
- Е. С. Тютюнина. Исторический факультет Кабрдинского Педагогического института в 1848–1950 гг. Российская государственность в судьбах Кавказских народов. - Х. Материалы научно-практической конференции. Нальчик. 2017
- Е. С. Тютюнина. Кавказовед В. А. Рюмин. II Виноградовские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции. Отечественная и региональная история (1917–2017) Армавир, 2018. Стр. 118
- В. А. Рюмин. Талышский край (Ленкоранский уезд) (краткий геопрофический и этнографический очерк.Ленкоран, 1923, стр. 61
- J. De Morgan. Mission scientifique en Perse. Tome quatrieme. Recherches archéologiques. Première partie.Paris 1896.
- J. De Morgan. Mission scientifique en Perse. Paris. Recherches au Talyche persan, M. D. P. VIII, 1905
- İmran Məmmədov.Talış Mahalını Öyrənən Cəmiyyət.˝Tolışi sədo˝,20.02.1993
- E. Ağayev.Bir iclasın protokolundan… «Aləm» журналь. Февраль 2020-го г. № 3.стр.16–19)
- Деятельность Общества Обследования и Изучения Азербайджана за два года (02 ноября1923–08 ноября 1925). Известия Общества Обследования и Изучения Азербайджана. Баку, 1925.стр 107–112.
[1] Странно, что Е. С. Тютюнина не коснулась Талышского периода деятельности В. А. Рюмина.
[2] Интересен тот факт, что имя Ага Мамедли не упоминается в изданной в 2007 году в Баку Ленкоранской энциклопедии, составленной М. Талышлы и Э. Ахадовым. Возможно, Рюмин перепутал его с именем Али Мамедова (1900-1938), занимавшем в тот период в Ленкоране, напоследок и в правительстве Азербайджанской ССР и Закавказской Федерации высокие должности в партийных и советских органах, ставшего в конечном итоге жертвой политических репрессий.