Исследование причин и меры устранения недопустимых токовых перегрузок в линии электропередачи, питающей тяговую нагрузку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Научный руководитель:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №9 (508) март 2024 г.

Дата публикации: 27.02.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Кольцов, М. И. Исследование причин и меры устранения недопустимых токовых перегрузок в линии электропередачи, питающей тяговую нагрузку / М. И. Кольцов, В. И. Кольцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 9 (508). — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/archive/508/111584/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает причины и способы устранения недопустимых токовых перегрузок в линии электропередачи, питающей тяговую нагрузку.

Ключевые слова: система тягового электроснабжения, несимметрия тока, воздушная линия, недопустимые длительные токовые перегрузки.

Электрифицированные железные дороги являются крупным потребителем электрической энергии, поэтому предъявляют к системе электроснабжения серьезные требования по энергообеспечению, так как от надежности системы тягового электроснабжения зависит безопасность и соблюдение скоростного режима, а также интервальность движения. В настоящее время остро стоит проблема в росте объема перевозок, которая приводит к увеличению массы электроподвижного состава и уменьшению интервала движения поездов. Кроме этого, электрифицированная железная дорога переменного тока является специфическим потребителем электрической энергии. Это заключается в том, что электротяговая нагрузка является несимметричным нелинейным потребителем с переменной нагрузкой, которая оказывает влияние на качество электроэнергии в системе внешнего электроснабжения (СВЭ). Однофазная тяговая нагрузка подключается через тяговые подстанции к трехфазной линии электропередачи (ЛЭП), вызывая в ней неравномерное потребление токов [1]. А такие условия как сложный профиль пути, увеличение массы подвижного состава и переход на ремонтные схемы СВЭ приводит к увеличению несимметрии тока и напряжение в ЛЭП. Это сопровождается недопустимыми длительными токовыми перегрузкам в одной из фаз ЛЭП, что снижает надежность электроснабжения. Причиной возникновения недопустимой длительной токовой перегрузки в большинстве случаев является несимметрия тока. Таким образом, чтобы решить вопрос устранения токовой перегрузки, нужно рассмотреть способы снижения несимметрии тока.

К мероприятиям по снижению несимметрии тока можно отнести: перенос фидеров контактной сети; использование устройств продольной компенсации в тяговой сети; установка трансформаторов с симметрирующим эффектом, например, трансформатор с обмотками, соединенными по схеме Скотта; использование управляемого статического тиристорного компенсатора в тяговой сети. Каждое из этих мероприятий имеет свои достоинства и недостатки. Ниже опишем каждый вариант.

  1. Перенос фидеров контактной сети

Данное мероприятие сводится к переводу фидеров с перегруженного плеча на недогруженное, тем самым достигается более равномерная загрузка фаз. Также это приводит к существенному уменьшению потерь электрической энергии во внешней сети [2]. Учитывая резко-переменный характер тяговой нагрузки, можно отметить, что данное мероприятие позволяет снизить максимальное значение тока в наиболее загруженной фазе питающей подстанцию ЛЭП на 10 %, но не всегда способно решить проблему токовой перегрузки.

  1. Применение установки поперечной емкостной компенсации

В настоящее время для отечественных железных дорог проектируются установки поперечной ёмкостной компенсации с плавным и ступенчатым регулированием мощности. Их использование позволяет снизить значение несимметрии тока и напряжения. Это приводит к уменьшению максимальных значений тока в наиболее загруженной фазе линии электропередачи, питающей тяговую подстанцию, на 7 %. Однако, существует ограничение, вызванное максимальным значением уровня напряжения на шинах тяговой сети. То есть, при использовании компенсирующего устройства повышается уровень напряжения в тяговой сети. Поэтому дополнительно необходимо следить, чтобы напряжение не превышало 29 кВ. Но в то же время преимуществом использования конденсаторных установок является их простота и экономичность.

  1. Применение на тяговой подстанции силовых трансформаторов с обмотками, соединенными по схеме Скотта

Питание тяговой сети при соединении вводов двух силовых однофазных трансформаторов («базисного» и «высотного») по схеме Скотта является одной из самых популярных схем с симметрирующими трансформаторами. Данная схема интересна тем, что угол сдвига между векторами напряжений обмоток низшего напряжения «базисного» и «высотного» трансформаторов составляет 90 градусов [2], что в случае, когда правое и левое плечи тяговой подстанции одинаково загружены, приводит к практически равномерной загрузке фаз линии электропередачи, питающей тяговую подстанцию. В среднем, максимальный ток в фазе ЛЭП снижается на 13 %. Реализация схемы Скотта на тяговых подстанциях, подобна использованию схемы открытого треугольника, но неприменима на территории России для существующей системы электроснабжения.

  1. Использование управляемого статического тиристорного компенсатора

Управляемый статический тиристорный компенсатор (СТК) представляет собой последовательно включенную батарею конденсаторов и встречно-параллельные тиристоры, объединенные в схему треугольник.

Автоматическое регулирование реактивной мощности производится импульсно-фазовым методом согласно специальному алгоритму, который позволяет регулировать угол открытия тиристоров в рабочих фазах и устанавливать необходимые значения емкости и соответственно величину реактивной мощности, выдаваемой СТК [3]. Так же, как и в случае с однофазным компенсирующим устройством, необходимо следить за уровнем напряжения на шинах тяговой сети, чтобы не превышать 29 кВ. Но применение управляемого СТК позволяет в более широком диапазоне производить регулирование. Это приводит к более равномерной загрузке фаз питающей ЛЭП, тем самым снижая коэффициент несимметрии тока по обратной последовательности, и, как следствие, устранению недопустимой токовой перегрузки питающей ЛЭП. Максимальное значение тока в загруженной фазе ЛЭП снижается на 30 %. Недостатком использования СТК является его высокая стоимость.

Отдельно хочется выделить мероприятие по увеличению сечения кабеля линии электропередачи [4]. Данное мероприятие позволяет увеличить значение недопустимой длительной токовой перегрузки ЛЭП. При этом на несимметрию тока данное мероприятие не влияет, и значение тока в одной фазе ЛЭП остается больше, чем в двух других. Что при увеличении загрузки тяговой сети в дальнейшем приведет к повторному превышению допустимых значений.

Таким образом, сложный профиль железнодорожного пути, переход на ремонтные схемы СВЭ при введении тяжеловесного движения приводят к возникновению недопустимых длительных токовых перегрузок в одной фазе ЛЭП. Для их устранения рассмотрены такие мероприятия, как перенос фидеров контактной сети, установка устройства продольной компенсации, использование трансформаторов с обмотками, соединенными по схеме Скотта, установка управляемого статического тиристорного компенсатора. Установка СТК является самым эффективным и в то же время самым дорогим вариантом, но при этом устраняется значительная несимметрия тока. Мероприятие по замене фазного кабеля ЛЭП устраняет недопустимую длительную токовую перегрузку, но никак не влияет на несимметрию тока.

Литература:

  1. СП 224.1326000.2014 Тяговое электроснабжение железной дороги. — Текст: электронный // Строительные нормы и правила РФ: официальный сайт. — 2014. — URL: http://sniprf.ru/sp224–1326000–2014 (дата обращения 12.12.2023)
  2. Киселев, М. Г. Исследование и разработка методов симметрирования токов в трехфазных системах электроснабжения на основе силовых электронных устройств компенсации неактивной мощности — Москва, ФГБОУ ВО НИУ «МЭИ», 2017–16
  3. Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. Учебник для вузов ж д. трансп. — М.: Транспорт, 1982 — с. 528.
  4. Геркусов, А. А. Анализ методик для выбора сечений проводов воздушных линий электропередачи / А. А. Геркусов // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. — 2014. — № 3(202). — с. 131–138. — EDN SUFIML.
Основные термины (генерируются автоматически): тяговая сеть, несимметрия тока, схема Скотта, тяговая подстанция, управляемый статический тиристорный компенсатор, фаза ЛЭП, контактная сеть, максимальное значение тока, недопустимая длительная токовая перегрузка, электрическая энергия.


Ключевые слова

воздушная линия, система тягового электроснабжения, несимметрия тока, недопустимые длительные токовые перегрузки

Похожие статьи

Задать вопрос