Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 24.02.2024

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Куликова, О. Е. Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе / О. Е. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 88-90. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111533/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся и их восприятии собственной роли в обществе.

Авторы анализируют, как образовательная система и отношение к службе в армии влияют на формирование идентичности учащихся. Они рассматривают различные аспекты этого процесса, включая воспитательную работу, психологические особенности, а также социальные и культурные факторы.

Статья предлагает углубленное исследование взаимосвязи между образованием, гражданственностью и идентичностью в современной России. Она представляет огромный интерес для специалистов в области образования, социологии и психологии, а также для всех, кто интересуется вопросами гражданской идентичности в современном обществе.

Ключевые слова: формирование, гражданская идентичность, кадеты, современное российское общество, довузовские организации, Министерство обороны Российской Федерации.

Формирование гражданской идентичности личности становится ключевой задачей образования в сoциoкультуpнoй модернизации России. B Концепции модернизации образования отмечается, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеурочного педагогического действия, a необходимой органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в единый процесс обучения и развития. Происходящие в последнее время события в политике, экономике и культуре подтверждают очевидность всё более зримой потери современным обществом традиционного гражданского воспитания. B связи с этим значение воспитания обучающихся патриотизма и гражданственности значительно возрастает, a наметивший процесс позитивных преобразований во всех областях развития общества требует возрождения его духовных основ, глубокого познания исторических ценностей и героического прошлого Отечества, самодисциплины, воли и гражданского мужества. [3, c. 532–534]

Различные аспекты гражданского воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е. В. Бондаревская, О. С. Богданова, Б. С. Гершунский, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Т. Н. Мальковская, Т. А. Стефановская, А. Н. Тубельский, Г. Н. Филонов, М. И. Шилова, Е. А. Ямбург и др.). B числе задач общественного воспитания обучающихся в Российской Федерации особое место занимает задача воспитания ответственного и сознательного гражданина. Гражданское воспитание реализуется средствами всех социальных институтов, ключевая роль в этом процессе принадлежит довузовским образовательным организациям МО РФ [4].

«Выстраивание» гражданской позиции y кадет проходит постепенно и требует внимательного, педагогически грамотного подхода с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, их малого социально-нравственного опыта [4, с. 38].

В современном, постоянно меняющемся российском обществе концепция гражданской идентичности, в частности ее формирование у кадет, в довузовских организациях Министерства обороны, стала одной из важнейших областей внимания. Процесс формирования этой идентичности сложен и многослоен, на него оказывает глубокое влияние более широкая социально-политическая среда России. Имея значительные последствия для общественного устройства и национальной идентичности России, эта тема заслуживает всестороннего, глубокого анализа. В данной статье мы попытаемся разобраться в этом сложном вопросе и пролить свет на различные факторы, динамику, вызовы и возможности, которые возникают в процессе формирования гражданской идентичности.

Прежде всего, важно понять термин «гражданская идентичность». По сути, «гражданская идентичность» символизирует чувство принадлежности к определенному обществу или нации. Это не единичный, статичный термин, а динамичная концепция, включающая такие элементы, как национальность, гражданство и активное участие в гражданской жизни. Формирование гражданской идентичности имеет большое значение для человека, поскольку она формирует его понимание общественных норм и ценностей, а также его роли в обществе.

Для кадет довузовских организаций Министерства обороны формирование гражданской идентичности является неотъемлемой частью их личностного и профессионального роста. Этот процесс выходит за рамки простого патриотизма и обязательств перед нацией, формируя глубокую, прочную связь с Родиной. Он влияет на их интерпретацию общественных норм и ценностей, направляя их поведение и действия в соответствии с этими стандартами. Этот путь формирования идентичности — не просто глава в их образовательном пути, а процесс, который длится всю жизнь и формирует их этику, мировоззрение и взаимодействие с обществом в целом.

В этом контексте роль довузовских организаций Министерства обороны, таких как кадетские училища, приобретает решающее значение. Данные учреждения обеспечивают не только структурированную среду и акцент на дисциплине и лидерстве. Они служат литейной мастерской, где выковывается, оттачивается и шлифуется гражданская идентичность кадет. Знакомя кадет с богатой историей и ценностями страны, прививается чувство принадлежности и гордости за свою страну.

Более того, кадетские училища способствуют развитию чувства товарищества и единства среди кадет, укрепляя их связь со своей страной и согражданами. Создавая среду, в которой личный путь формирования идентичности совпадает с коллективным нарративом национальной идентичности, эти учреждения играют ключевую роль в формировании гражданской идентичности кадет. [1, c. 13–33]

Тем не менее, процесс формирования гражданской идентичности не лишен трудностей. Быстро меняющийся социально-политический ландшафт России в сочетании с влиянием глобальных тенденций и идеологий может периодически приводить к путанице и конфликтам в процессе формирования идентичности. Кадетам бывает трудно примирить свою национальную идентичность с глобальными ценностями и нормами, с которыми они сталкиваются. В эпоху глобализации противоречие между местным и глобальным, национальным и международным может привести к кризису идентичности [2, c. 22–28].

Однако эти проблемы не следует воспринимать как непреодолимые препятствия. Напротив, они представляют собой возможности для роста и эволюции. Создавая атмосферу, способствующую критическому мышлению и открытому диалогу, кадетские училища помогают кадетам справиться с этими сложностями, формируют сильную, всесторонне развитую гражданскую идентичность, глубоко укорененную в их национальных ценностях и в то же время способную адаптироваться к глобальным изменениям [5, c. 128–136].

В заключение следует отметить, что формирование гражданской идентичности у кадет в современном российском обществе — сложный, но крайне необходимый процесс. Довузовские организации Министерства обороны играют в этом контексте важнейшую роль. Однако роль этих организаций выходит за рамки простого создания структурированной среды или обучения дисциплине и лидерским качествам. Они служат ареной, где пересекаются личное и национальное, где индивидуальная идентичность формируется в соответствии с коллективным национальным нарративом.

В то же время очень важно признать и решить проблемы, возникающие в ходе этого процесса. Динамичный социально-политический сценарий России, наряду с влиянием глобальных тенденций, создает целый ряд проблем в процессе формирования идентичности. Однако эти вызовы также открывают возможности для эволюции, для развития гражданской идентичности, которая не статична, а динамична, не изолирована, а адаптируема. Признавая и решая эти проблемы, мы сможем добиться того, что кадеты станут ответственными, целеустремленными гражданами, которые будут гордиться своей национальной идентичностью, а также смогут внести позитивный вклад в развитие российского общества и всего мира в целом [6, c. 54–56].

Динамичное взаимодействие локального и глобального, личного и общественного, вызовов и возможностей делает процесс формирования гражданской идентичности интригующим предметом изучения. Лучше понимая этот процесс, мы сможем укрепить наши усилия по воспитанию поколения граждан, не только глубоко связанных со своей национальной идентичностью, но и способных ориентироваться в сложностях глобализированного мира.

Литература:

  1. Егоров И. В. Индивидуально-психологические характеристики студенческой молодёжи со схожими аттитюдами патриотизма: кросс-культурный аспект / И. В. Егоров, Д. В. Наумова // Актуальные проблемы психологического знания. -2020.-№ 1–2(53).-С.13–33.
  2. Егоров И. В., Наумова Д. В., Содержание гражданского мировосприятия молодёжи разных регионов России (на примере студентов Крыма и Дальнего Востока)// Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. -№ 3(40). –Москва, 2016. –С. 22–28.
  3. Ефимова, М. В. Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании / М. В. Ефимова, А. В. Васильев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 23 (470). — С. 532–534. — URL: https://moluch.ru/archive/470/103796/ (дата обращения: 22.02.2024).
  4. Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А., Хабнер М. И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы, Москва: ВАКО, 2011.
  5. Наумова Д. В. Взаимосвязь авторитарного синдрома и карьерных ориентаций студенческой молодёжи// Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 52. С. 128–136
  6. Наумова Д. В. Эмпирическое исследование отношения к государству у молодых людей в контексте их гражданского мировосприятия// Ежегодник научно-методологического семинара «Проблемы психолого-педагогической антропологии»: Сборник научных статей. Шестой выпуск. / Отв. ред. Егоров И. В., Мартьянова Г. Ю., Филонов Л. Б. — СПб.: Изд-во «НИЦ АРТ», 2016г. — 108 с. — С. 54–60.
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская идентичность, процесс формирования, довузовская организация Министерства обороны, национальная идентичность, гражданская идентичность кадет, кадет, Россия, гражданское воспитание, ключевая роль, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос