Особенности защиты прав потребителей в европейских странах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 26.02.2024

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Белозерцева, Д. А. Особенности защиты прав потребителей в европейских странах / Д. А. Белозерцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 143-145. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111519/ (дата обращения: 05.05.2024).



Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время весьма популярным способом приобретения товаров и услуг стал Интернет и расположенные там интернет-магазины и прочие продавцы товаров народного потребления и услуг. Коммерция, осуществляемая посредством информационно-коммуникационных систем, также приобретает популярность и привлекает все больше и больше субъектов, заинтересованных в получении прибыли при наименьшем стартовом капитале. В свою очередь, государство предпринимает меры правового регулирования таких процессов, в том числе и защиту прав потребителей. Однако интернет-пространство служит полем деятельности недобросовестных продавцов, мошенников и других элементов, которые используют слабые позиции системы и законодательства.

Государство ограничивает продажу некоторых товаров и услуг (ограниченных в гражданском обороте) путем блокировки сайтов, страничек интернет-магазинов, запретов и санкций в отношении недобросовестных продавцов, поставщиков и лиц, предоставляющих некачественные услуги.

Кроме того, в статье приводятся рекомендации по совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей.

Ключевые слова: защита прав потребителей, законодательство европейского союза, обязательства, коммерция, дистанционные продажи, интернет-магазины, ответственность продавца.

Методика проведения исследования

Методика заключается в последовательном изучении исследований ученых-юристов, таких как: Р. Р. Абдурахманов, Н. Г. Гордеев, О. В. Моисеева, В. Б. Романович, О. Солонарь, Л. А. Головина, Л. А. Шашкова, О. Ю. Малкин, М. В. Некотенева, А. Б. Храмцов.

Исследование работ ученых-юристов позволяет сделать ряд выводов и умозаключений по поводу правового регулирования защиты прав потребителей в Европе. Предоставление товаров и услуг с использованием Интернет-площадки требует тщательного регулирования со стороны государства не только техническими средствами и устройствами противодействовать недобросовестным поставщикам товаров и услуг, но и на законодательном уровне, используя карательные санкции. Анализ работ М. В. Некотеневой «Электронная коммерция и некоторые особенности защиты прав потребителей в соответствии с правом ЕС», Храмцова А. Б. «Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей», показали, что защита прав потребителей имеет ряд проблем, связанных с развитием интернет-технологий, техники и альтернативных площадок для ведения бизнеса и привлечения прибыли, путем использования Интернета. Для раскрытия темы особенностей защиты прав потребителей за рубежом, с использованием Интернета и дистанционных продаж товаров и услуг необходимо исследовать законодательную базу, регулирующую данный вид правоотношений и связанных с ней проблем. Настоящее исследование проводилось на основе принципов объективности, комплексности и системности.

Результаты исследований

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения в жизни современного общества. Информационные технологии позволили не только человечеству общение без границ, но предоставили широкие возможности иного использования сети Интернет. Информационно-коммуникационные системы предоставили возможность использовать сеть, как широкое поле для предпринимательской деятельности. Купля-продажа с использованием сети интернет получила большую популярность не только среди предпринимателей, но и среди потребителей. Интернет-магазины, предоставляя товары и услуги размещают информацию, которая доступна для потребителя, тем самым привлекают аудиторию. Наибольший интерес представляет опыт европейских государств в регулировании подобных правоотношений.

«Потребитель, согласно праву Европейского Союза, — это физическое лицо, которое при заключении контракта действует в интересах удовлетворения его личных, бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» [5].

«Праву потребителей получать интересующую их информацию» [6], «в том числе и до момента заключения договора, посвящаются положения как потребительских программ Союза, актов вторичного права, так и учредительных договоров» [4]. Таким образом, европейское законодательство признает потребителем того, кто не только приобрел какой-либо товар, но и того, кто проявил желание это сделать.

Современные технологии позволяют широко рекламировать товар, предоставлять полную информацию о товаре или услуге, информировать покупателей с данными продавца, однако, ознакомиться воочию с товаром не представляется возможным. Законодатель обязал предпринимателей размещать данную информацию для ознакомления потребителей. На практике, предъявляемая информация не всегда соответствует действительности, создаются сайты «двойники», которые своей неправомерной деятельностью наносят ущерб деловой репутации продавца, но и материальный ущерб покупателю.

Европейский союз разделяет нормы защиты прав потребителей на первичное право и вторичное право. Первый случай предусматривает право потребителя получать определенный блок информации до заключения договора купли-продажи, второй случай предусматривает объем информации, предоставляемый потребителю при заключении договора.

Информация, которая должна быть предоставлена покупателю до момента заключения договора, в соответствии с положениями гл. II, III Директивы о правах потребителей включает в себя целый ряд данных. К ним относятся, в частности, «сведения об основных характеристиках товаров либо услуг; о торговом наименовании, об адресе регистрации, о номере телефона и других данных продавца, позволяющих его идентифицировать; о стоим варов (в том числе о налогах и прочих расходах (расценках на доставку товара и т. п.), которые необходимо будет оплатить); о способах осуществления оплаты; о сроке действия договора; порядке рассмотрения жалоб, наличии права на отказ (причем требуется не только указание наличия права на отказ, но и описание условий и процедуры его осуществления)» [2].

В случае оформления договора посредством Интернета представляются дополнительные гарантии, в частности запрещено включение заранее заданных значений. Информация, представляемая в момент заключения договора и после этого, регулируется, в частности, в ст. 10, 11 Директивы 2000/31/EC. К таковым относятся данные: будет ли заключенный контракт храниться у поставщика услуг и будет ли он доступен; технические средства определения и исправления ошибок до размещения заказа; требование о том, что условия контракта и общие положения, представленные получателю, должны быть доступны до такой степени, чтобы он мог хранить и воспроизводить их.

«Исходя из этого критерием, определяющим несправедливость условий договора, может считаться их индивидуальная несогласованность, т. е. отсутствие у потребителя возможности влиять на содержание договора, т. к. оно подготавливается заранее» [3].

Вообще, акцент европейского законодательства в области защиты прав потребителей сводится к информированности потребителей. Если возникают случаи обмана или нанесения ущерба потребителя, то такие лица могут обратиться в некоммерческую организацию (общественную некоммерческую организацию по защите прав потребителей) для осуществления защиты своих прав и интересов. Кроме того, такая организация может быть создана не только на территории конкретного европейского государства. Некоммерческие организации по защите прав потребителей могут иметь трансграничные формы и объединять потребителей нескольких государств.

«Обмен информацией, эффективная консультационная деятельность по обеспечению высокого качества услуг для потребителей Германии обеспечивает ELVIS — «Электронная система потребительской информации». С конкретным потребителем работает конкретная организация, благодаря чему решается вопрос о том, куда обращаться потребителю и что делать. Процесс создания такой системы в Германии занял 4 года» [1].

«При покупке товаров дистанционным способом выделяются разного рода проблемы, как с исполнением договора продавцом, так и не связанные с виной продавца. В действующем законодательстве об обороте товаров в сети Интернет существуют пробелы. Для защиты прав потребителей предлагаются следующие меры:

  1. Законодательное установление минимального перечня сведений при заключении электронного договора.
  2. При создании сайта, обязательная регистрация и предоставление сведений об ответственном юридическом лице.
  3. Подтверждение о том, что сайт действительно занимается электронной коммерцией» [7].

Итак, создание единой информационной системы отслеживания предпринимательской деятельности в Интернет-ресурсах, на сегодняшний день — это единственный способ, применяемый в Европе для защиты прав потребителей, которые реализуют свое потребительское право с помощью сети Интернет.

Вывод:

Законодатели Европейского союза в области защиты прав потребителей, совершающие приобретения через систему Интернет, делают упор на том, чтобы предприниматели предоставляли для потребителей достоверную информацию. Государство отслеживает интернет-ресурсы, и если наблюдают схожие маркетинговые ходы, то это расценивается, как введение в заблуждение и такие действия запрещены.

На примере Германии мы видим, какие правовые инструменты использует государство и законодатель для защиты прав потребителей. Особое значение уделяется контролю деятельности предпринимателей в сети Интернет.

В конечном счете, это пакет, который, по словам главы парламента Даниэля Далтона, «укрепляет права потребителей в век Интернета, обеспечивая им новые средства защиты и предоставляя им возможность получать информацию каждый раз, когда они покупают». Достигнутая нами договоренность — это только начало. Комиссии придется серьезно рассмотреть достигнутый прогресс.

Литература:

  1. Гордеев Н. Г. Защита прав потребителей в России и за рубежом // Вестник Института мировых цивилизаций. 2016. № 13. С. 91–101
  2. Директива 2000/31/EC о некоторых правовых аспектах информационных услуг на внутреннем рынке, в частности об электронной коммерции (Директива об электронной коммерции). Ст. 7 // OJ L 178. 17.07.2000. P. 1.
  3. Директива о несправедливых условиях договора. Ст. 3, § 2
  4. Договор о функционировании Европейского Союза. Ст. 169, § 1
  5. Некотенева М. В. Гл. 19 // Право Европейского Союза. // С. Ю. Кашкин; отв. ред. С. Ю. Кашкин. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. Т. 2. С. 472
  6. Некотенева М. В. Некоторые права потребителя в соответствии с правом ЕС // Материалы XI конференции «Кутафинские чтения». М.: Университет
  7. Храмцов А. Б. Актуальные проблемы в сфере защиты прав потребителей // Siberian Journal of Economics and Management, Vol. 7, No 2, 2018
Основные термины (генерируются автоматически): потребитель, Европейский союз, защита, Интернет, момент заключения договора, область защиты, предпринимательская деятельность, услуга, европейское законодательство, электронная коммерция.


Ключевые слова

обязательства, коммерция, защита прав потребителей, законодательство Европейского союза, интернет-магазины, дистанционные продажи, ответственность продавца

Похожие статьи

Задать вопрос