Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 23.02.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Морозов, А. П. Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области / А. П. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 181-184. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111497/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье исследованы актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения граждан на территории Брянской области. Предложены пути совершенствования законодательства Брянской области в части реализации прав граждан на социальное обеспечение.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное обслуживание, реализация права, гражданин, роль, государство, проблемы, Брянская область.

Социальное обслуживание населения — важная составляющая социального государства, поскольку выступает гарантией реализации социальных прав граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством [4].

Мы полностью согласны с мнением Н. Л. Зуевой, отмечающей в своем монографическом исследовании, что: «России органы государственной власти уделяют серьезное внимание организации и правовой регламентации социального обслуживания отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства. К сожалению, некоторые факторы препятствуют совершенствованию и реальному развитию системы социального обслуживания населения, в частности наделение соответствующими полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в большинстве случаев, имеющих недостаточный бюджет, а также граждан, проживающих на их территории, с доходом ниже прожиточного минимума. В результате это сказывается и на развитии частного сектора социального обслуживания населения, поскольку граждане не в состоянии оплачивать услуги, предлагаемые подобными учреждениями [4].

До сих пор существует давняя проблема, связанная с почти полным отсутствием утвержденных государственных стандартов социального обслуживания. С нашей точки зрения, введение таких услуг может способствовать лучшей защите интересов граждан в вопросах социального обслуживания, основанного на передовых практиках и научных достижениях. Это также создаст возможности для развития социального обслуживания и улучшения качества предоставляемых услуг. Принципы, которые должны лежать в основе такого обслуживания, должны включать: равнодоступность, адресность, добровольность, гуманность, приоритетность, конфиденциальность и профилактическую направленность [5].

При этом использование унифицированных стандартов в социальном обслуживании поможет сократить затраты на труд и ресурсы, привлечет частные компании в эту сферу и, следовательно, улучшит экономические показатели в системе социального обслуживания населения [6].

Мы разделяем точку зрения Е.А Жеребцовой о том, что: «в настоящее время существует недостаток законодательного регулирования для определенных учреждений и видов деятельности в сфере социального обслуживания населения. Структура и функции территориальных социальных служб нуждаются в тщательном исследовании, а государственные стандарты и нормы социального обслуживания требуют дополнительной проработки. Отсутствуют установленные стандарты и показатели для оценки эффективности предоставления социальных услуг, а также отсутствуют программы для обновления навыков управленческого персонала. Очень ограничены правила, касающиеся использования информационных ресурсов» [3].

Вопреки усилиям, предпринимаемым на всех уровнях, чтобы улучшить систему социального обслуживания, в России все еще существует проблема недостаточного качества обслуживания пожилых людей и инвалидов. Согласно исследованию Института социальной геронтологии МГСУ, решение данной задачи займет значительное количество времени, примерно в течение 150–200 лет.

В конце XX века в нашей стране происходили изменения в политической и экономической сферах, которые сопровождались некоторыми негативными явлениями. Наблюдался спад производства, растущая разница в состоянии имущества, возникновение социального напряжения, ухудшение качества социального обслуживания населения и нехватка квалифицированных специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям [6].

Многие отрасли социальной сферы, включая социальное обслуживание, оказались в более уязвимом положении с социальной точки зрения. Среди указанных сфер деятельности особое значение имеет социальное обслуживание, которое направлено на поддержание и улучшение качества жизни населения, что считается приоритетом в будущем развитии России.

С точки зрения Н. В. Антиповой: «результат государственной политики последнего десятилетия XX века в социальной сфере — фактический отказ государства от ответственности за поддержание и развитие данного сектора и перераспределение соответствующей функции в пользу муниципальных образований. Сегодня ситуация меняется. Рыночные преобразования и развитие федеративных принципов устройства страны обусловили смещение центра тяжести в решении социальных проблем на региональный и местный уровни. Это обстоятельство связано с тем, что эффективность деятельности государства, как и любой другой управленческой системы, напрямую зависит от рационального распределения полномочий в сфере социального обслуживания между всеми уровнями власти». [2, с. 21].

Новая социальная стратегия предполагает оптимальное разделение ответственности за состояние социальной сферы между федеральными, региональными и местными властями, создание полноценной ресурсной базы для реализации социальной политики. Такой подход отвечает задачам повышения роли государства в социальном процессе укрепления единого социального пространства и централизованного контроля за его состоянием. Муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

В 2023 году, согласно отчету деятельности органов социальной защиты Брянской области за счет местных бюджетов в Брянской области финансировалось почти 100 % расходов на среднее образование; 85 % — на здравоохранение; 60 % — на содержание детских садов, жилья, расходов на коммунальные услуги и тому подобное [7].

Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другое), которые предоставляются гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на дому или в учреждениях социального обслуживания [6].

По мнению О. Н. Петюковой: «организация защиты социально-экономических интересов населения, совершенствование социального обслуживания, привлечение средств граждан, выступающих в качестве акционеров, к финансовому обеспечению развития территорий — все это является важнейшей функцией муниципального управления. Оптимизация управления в этом случае связана с эффективным использованием местных ресурсов, формированием соответствующей инфраструктуры в интересах повышения качества социального обслуживания [8].

Правовое регулирование, направленное на стабилизацию отношений по социальному обслуживанию населения в Брянской области, связано с установлением стандартов поведения (действий) и определением субъективно-объективных предпосылок деятельности органов исполнительной власти и учреждений социального обслуживания населения.

В законотворческой деятельности в организации социального обслуживания населения в регионах (поскольку эти функции возложены на них) следует учесть, что виды услуг, деятельность по социальному обслуживанию конкретизированы соответствующими нормативными актами.

К примеру, проанализировав законодательную базу Брянской области, видится целесообразным внести изменение в Закон Брянской области от 11 октября 2011 года № 97-З «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянской области» дополнение в пункт 1 статьи 2 «Право на дополнительные меры», изложив ее в следующей редакции: «… в том числе социального пакета для малообеспеченных семей с детьми (продуктовые наборы, покупка одежды и обуви, товаров длительного пользования и другое)». [1].

На основании проведенного анализа вытекают следующие основные проблемы в системе социального обслуживания населения: унификация государственной стандартизации государственных услуг во всей системе социального обслуживания населения; формирование и развитие сети учреждений социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения; усложнение управленческой деятельности в этой сфере; слабая информатизации населения о видах и порядке предоставляемых государственных услуг, включая информацию об административных регламентах и стандартах; недостаточно проработанная нормативно-правовая база, формируемая органами местного самоуправления.

Литература:

  1. Закон Брянской области от 11.10.2011 года № 97-З «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей, на территории Брянской области» // Официальная Брянщина. № 11. 11.10.2011.
  2. Антипьева Н. В. Правовые средства достижения единства правового регулирования отношений по социальному обеспечению населения // Социальное и пенсионное право. 2016. № 2. С. 21–26.
  3. Жеребцова Е. А. Пробел в законодательстве социального обеспечения Российской Федерации // [Электронный ресурс] Электронный журнал Сenter bereg // URL: http://center-bereg.ru/d31.html (дата обращения 14.12.2023 года).
  4. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование // [Электронный ресурс] Электронный журнал «Киберленинка» — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kadrovyy-potentsial-sotsialnogo-obsluzhivaniya-naseleniya-v-selskoy-mestnosti-upravlenie-i-perspektivy (дата обращения: 16.12.2023 года).
  5. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование // [Электронный ресурс] Воронежский государственный юридический факультет. — URL: http://www.law.vsu.ru/structure/admlaw/personal/books/zueva_monography.pdf (дата обращения: 16.12.2023 года).
  6. Зуева Н. Л. Социальное обслуживание населения: административно-правовое регулирование // [Электронный ресурс] Электронный журнал «Киберленинка» — URL: Воронежский государственный юридический факультет.// http://diss.seluk.ru/monografiya/149752–4-socialnoe-obsluzhivanie-naseleniya-administrativno-pravovoe-regulirovanie-monografiya-izdatelstvo-voronezhskogo-gosudarstvennogo-uni.php/ (дата обращения: 16.12.2023 года).
  7. Отчет о деятельности органов социальной защиты Брянской области. Официальный сайт Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области // [Электронный ресурс]. — URL: https://siroty.su (дата обращения: 15.12.2023 года).
  8. Петюкова О. Н. Социальная защита семьи. Совершенствование механизма правового регулирования // Электронный журнал «Финансовый
Основные термины (генерируются автоматически): социальное обслуживание, Брянская область, социальное обслуживание населения, социальная сфера, гражданин, местное самоуправление, правовое регулирование, Российская Федерация, Россия, социальное обеспечение.


Похожие статьи

Задать вопрос