Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 23.02.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Шкабура, О. В. Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 285 Уголовного кодекса Российской Федерации / О. В. Шкабура. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111495/ (дата обращения: 28.04.2024).



Данная научная работа направлена на всестороннее изучение и анализ объективной стороны такого преступления, как злоупотребление должностными полномочиями. Также в статье будут рассмотрены современные доктринальные точки зрения на конструирующие признаки деяния, а также общественно-опасных последствий.

Ключевые слова: злоупотребление, должностные полномочия, квалификация, объективная сторона, деяние, общественно-опасное последствие, причинно-следственная связь.

Становление современной государственности нашей страны, реформирование всех форм общественной жизни на демократический путь, на основе идей гуманизма и либерализма, а также подъем из социально-экономической упадка конца XX века был немыслим без укрепления аппарата новых органов государственной власти, формирования институтов государственных и муниципальных служащих. Пусть сейчас и отпали все негативные реалии прошедших лет после выпуска современного Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 г., но актуальные проблемы как геополитические, так и внутригосударственные не могут решаться без государственных органов, отвечающих интересам населения нашей страны. [2] Указанные условия являются отправной точкой к понимаю того, что противоправные деяния, посягающие на вышесказанное и наносящие вред государственному аппарату, посягают и на всю систему Российской Федерации, что подлежит высшей форме общественного осуждения, а также применения принудительной силы государства. Основные неблагоприятные последствия возникают в связи со всевозможными злоупотреблениями должностными полномочиями на государственной и муниципальной службе, такие действия не только мешают процессу деятельности структуры власти, в которой принимает участие данный служащий, но и формирует негативное и недоверчивое отношение со стороны населения к авторитету публичной власти. Уголовно-правовые нормы призваны оказывать противодействие таким деяниям, поэтому в действующем Уголовном кодексе РФ присутствует общеизвестная 30 глава, предусматривающая ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной и службы в органах местного самоуправления.

Рассматриваемым нами элементом состава преступления, предусмотренного статьей 285, будет являться объективная сторона. Так как в преступлениях с материальным составом выделяют 3 обязательных признака, такие как: общественно-опасное деяние, общественно-опасное последствие и причинно-следственная связь между ними, данное уточнение не обойдет стороной и наше рассмотрение.

В связи с этим в уголовно-правовой науке выделяются 3 элемента объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями:

  1. Деяние в форме использования лицом должностных полномочий;
  2. Общественно-опасное последствие, в виде существенного нарушения прав и законных интересов физических или юридических лиц, а также общества и государства
  3. Причинно-следственная связь между использованием лицом своих должностных полномочий и существенным вредом.

Деяние в форме использования должностных полномочий раскрыто Верховным судом в своем акте, который определяет, что суды под применением государственным служащим полномочий, которыми он наделен в соответствии с занимаемой должностью, в целях противоречащим интересам государственной власти необходимо понимать деяния, которые связаны с полномочиями лица, но их использование в конкретной ситуации не являлось необходимым, а также противоречило целям, задачам и принципам деятельности государственного аппарата. Похожую формулировку приводит также Председатель Верховного суда В. М. Лебедев в своих комментариях к данной статье [3].

На основе этого автор приходит к выводу, что использование должностных полномочий, как форма осуществления злоупотребления может выражаться как в форме действия, так и в форме бездействия, на это нас наталкивает формулировка «деяний», которая предполагает два варианта. Также, используя формулировку судебной практики И. Я. Козаченко выделяет, что деяние должно быть непосредственно связано с правами и обязанностями должностного лица. Но данная формулировка не охватывает случаи использования авторитета занимаемой должности лицом, поскольку совершенные действия не входят в круг полномочий служащего. По мнению ученого вышеуказанная проблематика создает обязанность судов в каждом отдельном судебном разбирательстве четко определять, в чем выразилось злоупотребление, какие именно права или обязанности были использованы, а также конкретные правовые акты и иные документы, в которых закреплены данные компетенции обвиняемого лица [4].

Следующей частью объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями будет являться общественно-опасное последствие в 2 формах. А именно посягательство в данном составе будет происходить в виде существенного вреда, который направлен, во-первых, на права, а, во-вторых, на законные интересы физических или юридических лиц.

Актуальная и применимая судами трактовка существенных нарушений, посягающих на права личности или организации было установлено Верховным судом. В соответствии с Постановлением Пленума [1] основные посягательства направлены на гарантированные международными актами и Конституцией Российской Федерации принципы и нормы (тайна переписки, неприкосновенность жилища, правовая защита, компенсация ущерба и т. д.). Данного мнения придерживается также И. В. Дворянсков, он использует трактовку Верховного суда, а также в вышеуказанной части указывает на оценочность существенного нарушения прав. По его мнению необходимо в каждом судебном разбирательстве конкретизировать, «…степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда»... [5]. Основываясь на вышесказанном, мы считаем, что существенное нарушение прав является достаточно обширной категорией, которую невозможно определить во всех рамках поля законодательных актов как внутри государства, так и вне, поэтому оценочность в каждом отдельном деле, является важнейшим этапом в определении существенности.

Второй формой общественно-опасного последствия в случае злоупотребления полномочиями является существенное нарушение законных интересов. В данном случае отсутствует широкая дискуссия между учеными, большая часть ученых, таких как: В. М. Лебедев [3]; Л. В. Иногамова-Хегай [6] и другие просто основываются на трактовке Постановления Пленума Верховного суда. Он определяет существенное нарушение законных интересов физических или юридических лиц как возникновение по инициативе должностного лица препятствий для удовлетворения потребностей граждан или организаций, которые не противоречат закону. Действительно, автор считает, что интерес в большей степени связан с возможность получения каки-либо благ, поэтому мы согласны с судебной практикой и представителями уголовно-правовой науки.

На основе вышесказанного, мы можем считать, что все отличительные черты объективной стороны такого элемента состава преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, были раскрыты в соответствии со современными доктринальными точками зрения. Проведенный автором анализ подтверждает точку зрения, что такое деяние как злоупотребление должностными полномочиями имеет высокий уровень общественной опасности, поэтому достаточно урегулирован уголовно-правовым законодательством в целях недопущения посягательства на государственную власть, интересы государственной и муниципальной службы.

Литература:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 11.06.2020) «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93013/#dst100033.

2. Боровиков, В. Б. Уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов / В. Б. Боровиков, А. А. Смердов; под редакцией В. Б. Боровикова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 505 с. — (Высшее образование).

3. Козаченко, И. Я. Уголовное право. Особенная часть в 2 т. Том 2: учебник для вузов / И. Я. Козаченко, Г. П. Новоселов. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 340 с.

4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ в 4 т. Том 4. Особенная часть. Разделы X—XII / В. М. Лебедев [и др.]; ответственный редактор В. М. Лебедев. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 276 с. — (Профессиональные комментарии).

5. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. д-ра юрид. наук, проф. И. В. Дворянскова. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 583 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

6. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник / под ред. проф. Л. В. Иногамовой-Хегай. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 407 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

Основные термины (генерируются автоматически): Верховный суд, общественно-опасное последствие, существенное нарушение, государственная власть, объективная сторона, полномочие, деяние, интерес, причинно-следственная связь, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос