Влияние когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Козлова, А. В. Влияние когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста / А. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111455/ (дата обращения: 05.05.2024).



В данной статье отражены результаты изучения степени влияния когнитивных способностей на формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста на примере Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач» г. Ханты-Мансийска. Также по результатам проведенного корреляционного анализа были выявлено, что существуют особенности взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младшие школьники, когнитивные способности, мотивация, учебная мотивация, зависимость, объем логического мышления, памяти, внимания.

В современное время особое внимание педагогов и исследователей уделяется учебной мотивации обучающихся начальной школы, поскольку в дальнейшем это отразится на успеваемости школьников и их желании учиться в старшей школе [4, с. 290]. Более того, именно мотивация позволяет достичь высоких результатов в учебной деятельности, а также развивать мыслительные процессы, такие как память, мышление, внимание. Все это делает данную тему актуальной на сегодняшний день [1, с. 148].

Целью исследования ставится определение особенностей взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Подобрать диагностирующий инструментарий, позволяющий выявить степень зависимости между когнитивными способностями и учебной мотивации младших школьников.

2. Осуществить и проанализировать результаты проведенного исследования.

3. Сформулировать выводы по работе.

Данное исследование было проведено на базе Частного учреждения дополнительного образования «Центр обучения Толмач», г. Ханты-Мансийск. Выборка 83 человека: 44 мальчика, 39 девочки.

Для подтверждения гипотезы о том, что существует связь между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у младших школьников мы провели статистическую обработку полученных в результате исследования данных. Для статистической обработки данных мы использовали коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, а также коэффициент U-Манна-Уитни для подтверждения гипотезы о том, что существуют особенности взаимосвязи между двумя независимыми группами [2, с. 151].

При исследовании параметров «Логическая память» и параметров учебной мотивации в ЭГ-1 было выявлено 4 положительных взаимосвязи и 4 отрицательных.

Параметр «Объём логической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,868, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,819, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,886, при p< 0,05), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,722, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,605, при p< 0,001), «Эмоциональные мотивы» (r = 0,537, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,445, при p< 0,01). А

Параметр «Объём механической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,703, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,634, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,635, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,668, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,807, при p< 0,001), «Эмоциональные мотивы» (r = 0,537, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,698, при p< 0,001).

Исследование параметров «Вербально-логического мышления» и шкал учебной мотивации показала, что параметр «Вербально-логическое мышление» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r=0,909, при p<0,001), что обозначает практически прямую связь, «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,835, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,794, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,860, при p<0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,683, при p< 0,001).

Корреляционный анализ параметров динамического внимания и шкал учебной мотивации показывает следующее: Положительная связь присутствует между параметром «Динамическое внимание» и «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,745, при p<0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,708, при p< 0,001), «Позиции школьника» (r = 0,404, при p< 0,01), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,701, при p< 0,001).

Корреляционный анализ показал, что «Объём логической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,941, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,881, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,789, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,789, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,846, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r=0,647, при p<0,001).

Параметр «Объём механической памяти» имеет положительные взаимосвязи со шкалами: «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,770, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,720, при p<0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,642, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,705, при p< 0,001), «Коммуникативные мотивы» (r = 0,653, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,682, при p< 0,001).

Корреляционный анализ параметров динамического внимания и шкал учебной мотивации показывает следующее: Положительная связь присутствует между параметром «Динамическое внимание» и «Внутренняя познавательная мотивация» (r = 0,851, при p< 0,001), «Внутренняя мотивация саморазвития» (r = 0,814, при p< 0,001), «Идентифицированная мотивация» (r = 0,774, при p< 0,001), «Позитивная интроецированная мотивация» (r = 0,769, при p< 0,001), «Мотивы достижения успеха» (r = 0,547, при p< 0,001).

Для оценки различий в личностной направленности и учебной мотивации между ЭГ-1 и ЭГ-2 был использован непараметрический критерий U-Манна-Уитни [3, с. 488].

Таблица 1

Результаты применения непараметрического критерия U-Манна-Уитни для сравнения двух групп

Параметры

Средний ранг

U

Ур. Знач. ( p)

ЭГ — 1

ЭГ — 2

1

Логическая память

52,4

25,9

450,5

0,0002

2

Вербально-логическое мышление

51,9

33,1

469

0,0003

3

Объём динамического внимания

51,0

33,9

504

0,001

4

Внутренняя познавательная мотивация

53,2

32,0

420

0,000

5

Внутренняя мотивация саморазвития

53,4

31,8

412

0,000

6

Идентифицированная мотивация

53,1

32,1

424,5

0,000

7

Позитивная интроецированная мотивация

53,4

31,8

411

0,000

8

Негативная интроецированная мотивация

33,6

49,3

534

0,003

9

Общая экстернальная мотивация

32,5

50,3

488,5

0,000

10

Экстернальная мотивация

32,4

50,4

486

0,000

11

Познавательные мотивы

50,0

38,4

544

0,004

12

Коммуникативные мотивы

50,6

34,3

521

0,002

13

Эмоциональные мотивы

51,1

33,8

500

0,001

14

Мотивы саморазвития

51,0

33,9

505

0,001

15

Мотивы достижения успеха

53,3

31,9

416

0,000

16

Мотивы одобрения

33,5

49,5

527

0,002

При проведении корреляционного анализа между шкалами когнитивных способностей и ведущими мотивами учебной деятельности было выявлено 20 положительных и 14 отрицательных взаимосвязей в ЭГ-1 и 24 положительных и 14 отрицательных взаимосвязи в ЭГ-2. Следовательно, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между когнитивными способностями и шкалами учебной мотивации присутствует достаточно сильная. Это означает что чем выше уровень развития когнитивных способностей, тем более осознанно ученики подходят к вопросу обучения, понимают его важность, чувствуют уверенность в своих академических возможностях, в общении со сверстниками, а также учебный процесс вызывает у них познавательный интерес и стремление к саморазвитию [5, с. 262].

Сравнивая между собой ЭГ-1 и ЭГ-2 при помощи критерия U Манна-Уитни мы пришли к выводу, что когнитивные способности и шкалы, демонстрирующие положительные виды мотивации больше выражены в ЭГ-1, а шкалы выраженные негативными видами мотивации в большей степени выражены в ЭГ-2, чем в ЭГ-1. Обнаруженные различия подтверждают гипотезу о том, что существуют особенности взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.

Литература:

1. Богус М. Б. Мотивационные факторы развития умственных способностей младших школьников // Успехи современного естествознания. 2010. — № 9. — С. 148–151.

2. Виноградова Н. В. Мотивация достижения в учебной деятельности // Молодой ученый. 2021. — № 42 (384). — С. 151–153.

3. Ефременкова, В. В. Связь познавательных процессов младших школьников с уровнем мотивации учения // Молодой ученый. 2023. — № 47 (494). — С. 488–491.

4. Мосина Н. А. Т. В. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. — № 6–2. — С. 290–301.

5. Чеботарева Л. В. Познавательные умения младших // Молодой ученый. 2023.– № 27 (474). — С. 262–264.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная мотивация, младший школьный возраст, мотив, мотивация, особенность взаимосвязи, способность, шкала, взаимосвязь, динамическое внимание, логическая память.


Ключевые слова

мотивация, младшие школьники, зависимость, учебная мотивация, когнитивные способности, памяти, объем логического мышления, внимания

Похожие статьи

Задать вопрос