Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 21.02.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Морозов, Р. В. Жанровая реинтерпретация художественного текста как форма творческо-аналитической работы в рамках проектной деятельности обучающихся / Р. В. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111454/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье описывается методика и опыт автора в реализации проекта жанрового реинтерпретирования художественного текста, а также возможность применения данной формы работы в школьном образовании.

Ключевые слова : проектная деятельность, методика преподавания, жанровая реинтерпретация, литература, ФГОС, творческая деятельность, школьное образование.

Проектная деятельность обучающихся на данный момент является одним из средств реализации обновленного ФГОС, а потому данная форма интеллектуальной деятельности, связанная с планированием, прогнозированием и созданием определенных моделей и собственно функциональных материальных объектов, активно включается в образовательный процесс.

Л. А. Федосеева, А. А. Жидков, К. С. Гордеев, Е. С. Илюшина и Е. Л. Ермолаева отмечают:

«Проектная деятельность обучающихся представляет собой сторону, элемент проектного обучения, который связан с удовлетворением и выявлением потребностей обучающихся посредством проектирования и создания идеального или материального продукта, который обладает субъективной или объективной новизной». [2, с. 1]

Проектная деятельность, несомненно, предполагает творческий процесс, целью которого выступает решение некой реальной, практической задачи. Содержание же ее определяется обучающимися в процессе совместной работы с педагогом, в ходе которой последний выступает в качестве наставника, транслирующего опыт и в случае необходимости корректирующего ход рабочего процесса.

Работа с текстом лежит в основе учебной деятельности по многим школьным предметам, в числе которых основные — русский язык и литература. В связи с повышением внимания к процессу формирования читательской грамотности обучающихся в условиях реализации обновленного ФГОС возрастает роль работы с текстами, в том числе художественными, направленной на выработку навыков самостоятельного анализа текста с целью поиска, синтеза и интерпретирования информации, представленной как в явном, так и неявном виде. Падение читательского интереса обучающихся, предпочтение чрезвычайно краткого видео- и аудиоповествования более продолжительному текстуальному, требующему сосредоточения и приложения усилий, обуславливает снижение уровня читательской грамотности, что, в свою очередь, вынуждает педагогов искать новые формы работы с текстом, способные повысить уровень учебной мотивации и интереса обучающихся к анализу текстов.

Нередко практикующие педагоги и методисты отдают предпочтение игровым формам, стремясь обратить аналитическую работу в развлечение, и часто подобный ход оказывается действенным в плане формирования познавательного интереса и рабочих навыков, однако может возыметь и негативный эффект, выражающийся в снижении не только учебной дисциплины, но и мотивации в достижении определенного уровня качества выполняемой работы. Кроме того, несмотря на то, что игра, определенно, бывает уместна на всех ступенях школьного обучения, игровые формы не предоставляют достаточного устойчивого и постоянного базиса для формирования навыков самостоятельной аналитической деятельности.

Между тем проектная деятельность, не представляющая, однако, формы работы, реализуемой регулярно, подобно традиционным урокам, предполагает продолжительную реализацию, включающую на различных этапах различные формы учебной и практической деятельности, осуществляемые на регулярной основе в течение определенного промежутка времени, который может иметь продолжительность более года. Таким образом, применение метода проектов с целью формирования у обучающихся навыков самостоятельного анализа текста в рамках работы по предмету, в основе которого лежит работа с текстом, может способствовать не только повышению учебных результатов, но и познавательной мотивации благодаря смене форм деятельности, нацеленности на конкретный методический и практический результат как для обучающегося, так и для педагога, включению творческого элемента в аналитическую работу, а также возможности формирования и развития навыков планирования и организации самостоятельной учебной и творческой деятельности.

Жанровое реинтерпретирование представляется формой творческо-аналитической работы с художественного текстом, предполагающей его анализ и создание нового художественного текста на основе анализируемого с сохранением ключевых элементов его специфики и качественной трансформацией формальных составляющих. Целью данной работы является привлечение читательского внимания и формирование у обучающихся мотивации к чтению и работе с текстами, обыкновенно остающимися незамеченными, однако при этом обладающими объективной воспитательной, эстетической и историко-культурной ценностью.

Работа по жанровому реинтерпретированию художественного текста включает следующие этапы:

  1. Выбор текста, обладающего объективной воспитательной, эстетической и историко-культурной ценностью, значимого для литературного процесса страны либо региона, а также имеющего определенный методический потенциал, дающий возможность для переложения содержания текста с сохранением его идейно-художественной специфики в новую форму иного рода искусства;
  2. Филологический анализ выбранного для работы художественного текста с выявлением его специфики на всех уровнях построения;
  3. Поиск новой формы текста, значительно отличающейся от изначальной;
  4. Проектирование нового художественного текста на основе анализируемого;
  5. Построение нового художественного текста на основе анализируемого.

Также рекомендуется включать в данный план презентацию результатов работы, как форму апробирования материала и выявления его потенций к привлечению читательского внимания и последующего вероятного повышения учебной мотивации целевой аудитории.

Отдельно отметим, что продукт работы по жанровому реинтерпретированию художественного текста, а именно — новый художественный текст, сохраняющий специфику изначального, — нацелен прежде всего на обучающихся, как новых потенциальных читателей. Однако данная целевая установка не должна ограничивать творческо-аналитическую работу, поскольку ее продукт может выступать самоценным предметом искусства.

Настоящая методика была апробирована автором в 2021 году на базе Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева в рамках реализации программы «Стажер-исследователь» под руководством Светланы Геннадьевны Липняговой, кандидата филологических наук, доцента кафедры мировой литературы и методики ее преподавания. Анализируемым текстом выступила классическая повесть Говарда Филлипса Лавкрафта «Ужас Данвича». В результате анализа и выделения ведущих формальных показателей оригинального произведения текст был деконструирован и преобразован с изменением его родовой и жанровой принадлежности; кроме того был сменен ведущий канал восприятия текста. Продуктом проекта выступил мультипликационный фильм, нарратив которого образовывал лирический повествовательный текст и визуальные иллюстрации, отрисованные вручную. По итогам успешной защиты проект «Жанровая реинтерпретация художественного текста» получил высокие оценки экспертов, представлявших различные факультеты КГПУ им. В. П. Астафьева, автору описанной выше методики был присвоен статус стажера-исследователя.

Описанная выше методика применения жанрового реинтерпретирования художественного текста в качестве творческо-аналитической формы работы может осуществляться в рамках проектной деятельности обучающихся в средней и старшей школе. Подразумевающая многоплановое взаимодействие с текстом как теоретико-аналитического, так и практического творческого характера, а также различные формы работы в соответствии с перечисленными выше пунктами алгоритма реализации проекта, данная методика дает преподавателю предметов гуманитарного цикла (в первую очередь — литературы) возможность не только повысить учебный интерес и мотивацию обучающихся, но также, привлекая их внимание к значимым и обладающим художественно-эстетической, историко-культурной и нравственной ценностью произведениям мировой литературы, положительно влиять на развитие читательской грамотности, навыков самостоятельного анализа художественного текста и коммуникативных навыков, столь значимых в условиях реализации обновленного ФГОС.

Литература:

  1. Бабина, Н. С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С. Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999;
  2. Федосеева Л. А., Жидков А. А., Гордеев К. С., Илюшина Е. С., Ермолаева Е. Л. Проектная деятельность обучающихся: понятие, сущность, виды проектов // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/01/36070 (дата обращения: 07.11.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): художественный текст, проектная деятельность, проектная деятельность обучающихся, текст, форма работы, аналитическая работа, историко-культурная ценность, мировая литература, творческая деятельность, творческо-аналитическая работа.


Похожие статьи

Задать вопрос