Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 22.02.2024

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Лапина, О. В. Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста / О. В. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111429/ (дата обращения: 06.05.2024).



Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-символические средства, овладевают действием моделирования, а также широким спектром базовых логических действий и операций, включая общие приемы решения учебных задач. В статье на примере учебников и тетрадей на печатной основе по окружающему миру (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая) проанализированы виды инфографики. Также даны методические рекомендации по созданию и применению инфографики на уроках окружающего мира.

Ключевые слова: инфографика, виды инфографики, формирование умения структурировать знания,младший школьный возраст, «Окружающий мир».

Одной из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики является формирование умения структурировать знания по предмету, поскольку оно выступает важнейшим фактором развития познавательной активности младших школьников. Структурирование информации представляет собой выделение главных и второстепенных информационных объектов, и их связей, результат которого может быть использован для представления её в различных формах и видах [1, с. 66]. Описание умений структурировать знания у детей младшего школьного возраста прослеживается в «Программе формирования универсальных учебных действий». Именно познавательные УУД способствуют формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста. В результате использования методов и приёмов, формирующих познавательные УУД, дети учатся использовать знаково-символические средства, овладевают действием моделирования, а также широким спектром базовых логических действий и операций, включая общие приемы решения учебных задач. Важную роль в обучении играет планомерная, целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности (интеллектуальных, познавательных, организационных). Основная цель, которая стоит перед педагогом — научить детей самостоятельно добывать знания. А для этого необходимо: создать образовательную среду обучающихся на основе системно- деятельностного подхода, создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование в своей работе инновационных методов и приёмов, способствующих систематизации и структуризации знаний учащихся.

Изучив важность выделения и формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, перейдём к практической проверке рассмотренных нами положений. Опытно-исследовательская работа проводилась в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 46 с углубленным изучением отдельных предметов города Сургута. В исследовании принимали участие обучающиеся 2 класса (25 человек). Для выявления уровня сформированности умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста была использована «Методика для определения уровня умственного развития детей 7–9 лет» (автор Э. Ф. Замбицявичене). В ходе проведения диагностики были получены следующие результаты: дифференцировать существенные и несущественные признаки предметов и явлений умеют 18 человек (72 %), операцией обобщения и отвлечения, способностью выделять существенные признаки предметов и явлений владеют 12 человек (48 %) и могут устанавливать логические связи и отношения между понятиями 13 человек (52 %). По результатам диагностики можно сделать вывод, что особое внимание необходимо уделять умениям систематизировать и обобщать материал, устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. Более подробное определение инфографики даёт кандидат искусствоведения В. В. Лаптев: «Инфографика — это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний» [2, с. 64]. Инфографика связана с развитием познавательных УУД, то есть с системой способов познания окружающего мира, построением самостоятельного процесса поиска, исследованием и совокупностью операций по обработке, систематизацией, обобщением и использованием полученной информации. Рассмотрим применение инфографики при изучении учебного предмета «Окружающий мир» с целью формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста. Какие виды инфографики по решению той или иной учебной задачи есть в предмете «Окружающий мир»? Анализ учебников и тетрадей на печатной основе по окружающему миру (авторы А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая) на предмет использования инфографики представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Виды инфографики с примерами из учебника и тетради на печатной основе по окружающему миру

Виды инфографики

Примеры из учебника и тетрадей на печатной основе

Статичная инфографика — отражает факты и цифры. Она также содержит и отображает связи и зависимости. То есть ее целью являться сведение первичной информации к визуальному отображению зависимости между данными

Инфографика, отображающая процесс, цепочку действий, последовательность чего-либо

C:\Users\Olga\Desktop\Без имени.png

Инфографика-инструкция

C:\Users\Olga\Desktop\Без имени.png

Динамичная инфографика -показывает динамику развития или процесс

C:\Users\Olga\Desktop\Без имени.png

Рассмотрев виды инфографики по решению той или иной задачи при изучении учебного предмета «Окружающий мир», можно сделать вывод, что данная форма быстро привлекает внимание учащихся, удерживает его, представляя любую необходимую информацию в сжатой, точной, творческой форме, то есть на основе ярких образов способствует усвоению полученной информации; помогает объяснить сложные вещи проще, и понять связи элементов в окружающем мире, то есть формирует умение структурировать знания у обучающихся; помогает запоминать информацию, то есть представляет большой объем информации в организованном виде. Целью инфографики является предельная наглядность и простота. Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у обучающихся возникает необходимость в её восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учащихся. Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках и в работе над учебным проектом для: создания проблемных ситуаций; организации эффективной поисковой деятельности; развития критического мышления; развития открытой познавательной позиции.

При этом очень важно, чтобы учащиеся не только использовали готовую инфографику, но и создавали её самостоятельно: рисовали взаимосвязи, схемы, строили алгоритмы, придумывали символы к объектам. В процессе создания инфографики обучающиеся не только самостоятельно добывают информацию, но и обрабатывают её, не только систематизируют факты, но и наглядно представляют результат систематизации. Трушко Елена Георгиевна утверждает: «Активное участие в создании инфографики и научение делать анализ инфографических моделей и схем — это важный аспект применения инфографики на уроках» [3, с. 114].

Таким образом, используя инфографику на уроках окружающего мира обучающийся может:

— выполнять действия замещения и моделирования (использовать готовые модели для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей, в том числе в интерактивной среде);

— осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме;

— выполнять базовые логические действия сравнения, анализа, подводить под понятия, аналогии, классифицировать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;

— устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;

формулировать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме.

Литература:

  1. Акимова И. В. Обучение школьников структурированию знаний по математике на основе использования программных средств образовательного назначения: дис. канд. пед. наук: 13.00.02. — Н. Новгород, 2006. — 173 с.
  2. Лаптев В. В. Изобразительная статистика [Электронный ресурс]. https://clck.ru/UhsBy (дата обращения 07.05.2021).
  3. Трушко, Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации // Труды БГТУ. — 2017. — № 1. — С. 111–117.
  4. Федеральная образовательная программа начального общего образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023г. № 372)
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, окружающий мир, формирование умения, знание, печатная основа, ребенок, образовательный процесс, учебная информация, учебный предмет, широкий спектр.


Ключевые слова

младший школьный возраст, инфографика, «Окружающий мир», виды инфографики, формирование умения структурировать знания

Похожие статьи

Задать вопрос