Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 22.02.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Лапина, Е. А. Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка посредством интерактивных игр / Е. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111428/ (дата обращения: 06.05.2024).



Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия имеют важное значение для развития учащихся, так как служат средством обобщения и систематизации знаний, а также являются основой выведения новых знаний с помощью имеющихся. На уроках русского языка при помощи базовых логических действий, используя мыслительные операции, обучающиеся смогут решать различные задачи, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. В статье формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка представлено через интерактивную игру.

Ключевые слова: базовые логические действия, интерактивная игра, этапы игры.

Формирование базовых логических действий у младших школьников на уроках русского языка является обязательным требованием федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Базовые логические действия являются основой для выведения новых знаний, служат средством обобщения и систематизации знаний, поэтому имеют важное значение для развития учащихся.

Базовые логические действия, согласно ФГОС НОО третьего поколения, включают в себя следующие умения:

  1. Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии.
  2. Объединять части объекта (объекты) по определенному признаку.
  3. Определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты.
  4. Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма.
  5. Выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.
  6. Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы [3].

Базовые логические действия связаны с мыслительными операциями: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.

В нашем исследовании формирование базовых логических действий младших школьников рассматривается на уроках русского языка. На уроках русского языка при помощи базовых логических действий, используя мыслительные операции, обучающиеся смогут решать различные задачи, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. Проблема формирования базовых логических действий младших школьников на уроках русского языка в школе серьезно интересовала многих методистов прошлого: Н. Ф. Бунакова, И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского, Д. И. Тихомирова и других. Учёные прошлого раскрывали методическую систему работы над связными текстами различных стилей и жанров. Об изучении морфемной структуры слов в развитии лингвистических способностей детей и их общем развитии говорят известные методисты последних десятилетий: Т. Г. Рамзаева, М. А. Рыбникова, С. И. Львова, М. Р. Львов, М. С. Соловейчик, П. С. Жедек и другие.

В настоящее время проблема формирования базовых логических действий младших школьников на уроках русского языка с применением активных форм обучения становится вновь актуальной по причине малого количества конкретных методических разработок. В результате чего работа над формированием представлений о базовых логических действиях младших школьников на уроках русского языка затрудняется. Учителя испытывают сложности при организации урока, направленного на формирование базовых логических действий младших школьников на уроках русского языка с использованием активных форм обучения.

В нашем исследовании мы особое внимание уделяем такой активной форме обучения, как интерактивная игра. Определение интерактивной игры в отечественной педагогике ещё не устоялось, поэтому мы даём определение интерактивной игры зарубежного учёного. К. Фопель считает: «Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью…» [5, с. 10]. Эффективность игры наиболее ярко проявляется в младшем школьном возрасте. Правильный выбор и сочетание активных форм обучения, одной из которых является интерактивная игра, позволяет разнообразить ход урока и повысить качество обучения.

Хотя игра и не является ведущим видом деятельности детей младшего школьного возраста, но она одна из эффективных форм обучения, способствующая развитию познавательного интереса. Её можно использовать как на отдельно взятом этапе урока для достижения основной дидактической цели, так и на протяжении всего урока в целом. Интерактивные игры увеличивают эффективность обучения, помогают усваивать информацию более осмысленно и с большим интересом, повышают психическую активность обучающихся, вызывают интерес к окружающему миру, расширяют объём воспринимаемого материала, снижают утомление, тренируют творческое воображение, мобилизуют волю, облегчают весь процесс обучения.

Примером применения интерактивной игры может выступать игра «Дерево родственных слов». Она была успешно апробирована во 2 классе на уроке русского языка, в основу игры положена методика И. В. Плаксиной [2].

Цель игры: обобщить представления о родственных словах.

Этапы проведения игры:

  1. Подготовка к игре.

а) Класс делится на группы по 5–6 человек.

б) Учащиеся распределяют роли в группе.

Каждая группа получает памятки «Роли в группе».

  1. Погружение в игру.

Учитель знакомит учащихся с правилами игры:

– Учитель — ведущий, инструктор, который при возникновении трудной ситуации всегда придёт на помощь.

– Ученики — участники, которые выполняют задания, согласно своей роли.

– Каждая группа должна разработать и представить проектную работу перед другими участниками.

– Жюри (отдельная группа учащихся из параллельного класса) оценивает проекты, согласно «Оценочным листам».

  1. Обучающиеся изучают:

а) «Маршрутные листы», которые содержат:

– Шаблон — плакат «Дерево родственных слов». (Варианты корней: -сол-, -ход, -свет-,-коп-, -чист-, -вар-.)

– Цель работы.

– План реализации.

б) Раздаточный материал: шаблон — плакат на листе бумаги А-3 с нарисованным деревом, цветные карандаши, фломастеры.

  1. Игровой процесс.

Учащиеся, согласно своей роли, используя «Маршрутный лист», в котором дан план реализации, в ходе дискуссии, используя материал учебника и дополнительные источники, разрабатывают проект («Дерево родственных слов»).

  1. Защита проекта: от каждой группы выступают представители, а жюри оценивает.
  2. Подсчитываются баллы, выявляются победители, лучшие игроки.
  3. Рефлексия.
  4. «Выгружение из игры». (Разместить «Деревья родственных слов» в классе, представить их на уроке русского языка в параллельном классе.)

Применение интерактивной игры на уроке русского языка во 2 классе вызвало интерес у обучающихся, способствовало расширению объёма воспринимаемого материала, формированию базовых логических действий: анализа, сравнения, классификации. Дети учились решать различные задачи, анализировать информацию, делать выводы и принимать решения. Создавая «Деревья родственных слов», ученики тренировали творческое воображение, систематизировали изучаемый материал. Защита проектов показала, что второклассники хорошо усвоили представления о родственных словах.

Апробация данной игры на практике показала, что именно интерактивная игра является эффективной формой обучения, способствующая усвоению знаний учащимися. Исследование не является законченным, оно открывает новые перспективы. Далее нами будут разработаны интерактивные игры, направленные на формирование базовых логических действий других разделов языкознания.

Таким образом, для организации эффективной работы на уроках русского языка в начальных классах можно использовать интерактивную игру. Она будет формировать не только базовые логические действия у младших школьников, но и активизировать познавательные процессы в учебной деятельности. Разрабатывая интерактивную игру, педагог должен учитывать уровень класса и индивидуальные особенности детей. Доброжелательное и внимательное отношение педагога к ученику во время игры даёт ему возможность продвигаться вперёд.

Литература:

  1. Арасланова, А. А. Психология и педагогика в схемах / А. А. Арасланова. — Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2021. — 94 с.
  2. Плаксина, И. В. Интерактивные технологии в обучении и воспитании: методическое пособие / И. В. Плаксина; Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. — Владимир: ВлГУ, 2018. — 163 с. ISBN 978–5–9984–0479–5. — Текст: непосредственный
  3. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2022 г. / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2022. — 33 с. — Текст: непосредственный.
  4. Фопель, К Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 3.— М.: Генезис, 1998.— 160 с: ил. ISBN 5–85297–011–5,С.10 — Текст: непосредственный.
  5. Фопель, К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. / К. Фопель. — Москва: Генезис, 2004. — 267 с. — (Все о психологической группе.) — ISBN 5–98563–003- Х. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, интерактивная игра, действие, урок, активная форма обучения, игра, слово, школьник, младший школьный возраст, начальное общее образование.


Похожие статьи

Задать вопрос