Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 20.02.2024

Статья просмотрена: 54 раза

Библиографическое описание:

Марков, А. Ю. Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации и семьи / А. Ю. Марков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111415/ (дата обращения: 05.05.2024).



В статье представлены меры профилактики нарушений осанки у детей дошкольного возраста, которые могут предпринимать родители дома, а также педагоги и специалисты в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: осанка, нарушение осанки, дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, семья, профилактика.

Осанкой называется привычное, удобное для человека положение тела, поза, которая зависит от тонуса мышц, выраженности физиологических изгибов позвоночника, состояния связочного аппарата, обусловлена она также и наследственными моментами.

В период дошкольного детства осанка ещё продолжает формироваться, наличие негативных факторов наиболее сильно влияет на неё, поэтому одной из важнейших, главнейших задач взрослых в этот период состоит в предупреждении нарушений осанки [3].

Причин, которые могут привести к нарушению осанки, достаточно много:

— травмы или переломы опорно-двигательного аппарата;

— наличие плоскостопия;

— низкий уровень двигательной активности ребёнка (современный ребёнок много времени проводит у экранов телевизора, компьютера, планшета и телефона);

— ношение тяжестей в одной и той же руке;

— несбалансированное питание;

— невыполнение гигиенических условий;

— несоответствие мебели росту ребёнка;

— неправильное положение тела ребёнка в моменты, когда он сидит за столом, когда опирается на одну ногу, когда поджимает одну ногу под себя в положении сидя, когда сворачивается «калачиком» во время сна с подтянутыми к груди ногами;

— ослабленность организма, сниженный иммунитет, частые простудные заболевания.

К сожалению, среди современных дошкольников нередко встречаются различные нарушения осанки, которые обязательно необходимо исправлять, а лучше предупреждать. К основным средствам предупреждения, реабилитации и восстановления относятся физические упражнения, массаж, а также естественные факторы природы [1].

В условиях дошкольной образовательной организации в целях профилактики нарушений осанки важно проводить систематически такие мероприятия, как:

— ежедневное проведение утренней гимнастики;

— проведение занятий по физическому воспитанию, согласно расписанию [2];

— ежедневная организация гимнастики после дневного сна [1];

— организация подвижных игр на свежем воздухе во время прогулки;

— проведение различных спортивных мероприятий на свежем воздухе и в помещении (соревнования, праздники, спартакиады, досуги, дни здоровья) [3];

— проведение индивидуальной работы с детьми в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и дефицитами;

— реализация закаливающих мероприятий (использование массажных дорожек после сна, проведение игр и выполнение физических упражнений на свежем воздухе во время занятий и прогулки) [1];

— проведение мероприятий с родителями (родительские собрания, открытые занятия по физической культуре, папки-предвижки, консультации, индивидуальные беседы, совместное времяпрепровождение — организация походов, спортивных праздников и развлечений) [2];

— осуществление регулярного контроля со стороны медицинских работников.

Проведение данных мероприятий решает сразу несколько задач:

— способствует формированию правильной осанки;

— способствует выработке двигательных навыков;

— развивает двигательную активность детей;

— развивает силовую выносливость мышц;

— совершенствует имеющиеся у детей двигательные особенности –выносливость, ловкость, быстроту.

Также во время пребывания в детском саду дети знакомятся с культурно-гигиеническими навыками, первоначальными представлениями о собственном теле, о предупреждении заболеваний, совместно с педагогами дошкольники осваивают ключевые, существенные, фундаментальные способы и игровые приёмы, которые ориентированы на физическое совершенствование, а также укрепление мышечного тонуса [2].

В условиях домашнего воспитания важно проводить следующие мероприятия:

— тщательно подбирать для ребёнка мебель в соответствии с его ростом (неверно подобранная мебель влияет на позу ребёнка — формирование круглой спины, чрезмерное поднятие вверх плеч, наклон тела в сторону при сидении на стуле);

— воспитывать и вырабатывать у ребёнка привычку следить за положением собственного тела, а также за тем, чтобы во время сидения за столом оба локтя ребёнка лежали на нём;

— организовывать с ребёнком релаксационные, расслабляющие мероприятия после занятий, где ребёнок долго принимал статичную позу;

— подбирать ребёнку одежду, соответствующую его росту, а также не затрудняющую движения;

— следить за тем, чтобы ребёнок не носил тяжести, особенно в одной и той же руке;

— следить за тем, чтобы освещение в комнате ребёнка было оптимальным;

— следить за тем, чтобы ребёнок не шаркал ногами при ходьбе;

— организовывать физкультминутки для ребёнка, а также проведение утренней гимнастики, направленной на укрепление мышц спины [1];

— следить за правильностью и сбалансированностью питания ребёнка.

Таким образом, профилактику нарушений осанки важно проводить как в условиях дошкольной образовательной организации, так и в домашних условиях под наблюдением взрослых. Наибольшего эффекта в этом направлении можно достичь, скооперировав усилия обеих сторон [3].

Литература:

  1. Красикова И. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия / Ирина Красикова. — М.: Корона-Век, 2012. — 352 c.
  2. Степаненкова Э. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка. — М.: Академия, 2001. — 365 с.
  3. Шорин Г. А., Мутовкина Т. Г., Тарасова Т. А. Пути совершенствования оздоровительной работы в детских дошкольных учреждениях //Проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса в ИФК: Матер. научн.-метод. конф. — Челябинск: ЧГИФК, 1994. — С. 85–87.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольная образовательная организация, свежий воздух, дошкольный возраст, мероприятие, нарушение осанки, утренняя гимнастика.


Похожие статьи

Задать вопрос