Создание социального инклюзивного пространства для личностного развития детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в городах Луганской Народной Республики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Демиденко, О. В. Создание социального инклюзивного пространства для личностного развития детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в городах Луганской Народной Республики / О. В. Демиденко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 77-80. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111405/ (дата обращения: 07.05.2024).



Встатье рассматриваются различные аспекты, такие как адаптированные образовательные программы, доступность инфраструктуры, социальная и психологическая поддержка, спортивные и творческие занятия. Предложенный анализ основывается на успешных мировых практиках и предлагает конкретные рекомендации для развития инклюзивных инициатив в городах Луганской Народной Республики. Результаты исследования предоставляют практические рекомендации для формирования более поддерживающей среды, способствующей всестороннему развитию детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в данном регионе.

Ключевые слова: ребенок, ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, инклюзивное пространство, Луганская Народная Республика, инклюзивная образовательная среда.

Введение. Современное общество достигло такого уровня социального развития, когда не может себе позволить потерять ни одного подрастающего человека, а признание Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защите и развитии детей усилило внимание родителей, государства и общественности к их проблемам с рождения и до совершеннолетия и ответственности за развитие, обучение и воспитание. Безусловно, дети с особыми образовательными потребностями тоже не должны оставаться без должного внимания. Ведь исторически так сложилось, что они были лишены возможностей получать образование рядом со своими сверстниками с нормальным развитием, им отказывали в доступе к общеобразовательной учебной программе и обучали в специальных учреждениях.

Одним из важных событий в современном коррекционном образовании становится движение в поддержку инклюзивного образования. Важно отметить, что инклюзия оказывает значительное влияние на многие сферы жизни общества, например, политика, научно-изыскательская и практическая работа, к тому же, она имеет много значений, которые охватывают диапазон от приема обучающихся с особыми образовательными потребностями в обычные классы к изменению в целом философии, ценностей и практических подходов всей образовательной системы страны. Инклюзия необходима любой стране и России, в частности, для того, чтобы достичь социальной справедливости касающихся интересов обучающихся с особыми образовательными потребностями.

В среде ученых и исследователей проводятся обсуждения назревших проблем интеграции детей с особыми образовательными потребностями, а также активно разрабатываются научные подходы к обучению и воспитанию таких детей в условиях общеобразовательных учебных заведений. Изучение особенностей создания комфортной инклюзивной образовательной среды имеет важное значение для успешного воспитания и социализации не только детей с нарушениями психофизического развития, но и других учащихся.

Цель статьи. Учитывая вышесказанное, мы ставим целью выяснить особенности создания социального инклюзивного пространства для личностного развития детей и молодёжи с ограниченными возможностями здоровья в городах Луганской Народной Республики.

Анализ публикаций. Активные научные разработки проблемы инклюзивного обучения появились в научной литературе примерно в середине 80-х годов прошлого столетия.

В 1978 году Л. Выготским было доказано, что развитие ребенка в специальных учреждениях происходит в узком, ограниченном кругу коллектива, в маленьком замкнутом мире, где все приспособлено к дефекту. В результате искусственной изоляции детей, отрыва от семьи, ровесников формируется личность, неуверенная в себе, собственных силах и возможностях. Таким образом, формируется так называемая «вторичная инвалидность».

Вопросу интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями психофизического развития уделяли внимание многочисленные специалисты в области социальной, коррекционной, специальной педагогики и дефектологии: Л. Аксенова, В. Бондарь, Е. Бондаренко, М. Веденина, М. Власова, О. Глоба, В. Григоренко, П. Горностай, Г. Иващенко, Б. Пузанов, О. Усанов.

Материалы и методы

Результаты. Большинство ученых указывают на необходимость внедрения новых форм образования, способствующих интеграции людей с особыми потребностями в общество. Среди них особого внимания заслуживает инклюзивное образование.

Цель инклюзивного учебного заведения, как отмечают В. В. Алексеева и И. В. Сошина, — «предоставить всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, активного участия в коллективе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге как членов сообщества» [2, с. 17–18].

Согласимся с Элен Р. Даниэлс и Кей Стаффорд о том, что «привлечение дает возможность малышам с недостатками взаимодействовать с обычными детьми, наблюдать за ними, подражать им. Иными словами, дети-инвалиды могут получать такой социальный опыт, как и их здоровые товарищи. Общение с инвалидами полезно и для обычных детей, их семей, учителей и местного сообщества» [3, с. 23].

На современном этапе развития образования детей с особыми образовательными потребностями приоритетное значение приобретает создание инклюзивной образовательной среды. В такой среде все дети учатся вместе в системе массового образования по общеобразовательным учебным программам, приспособленным к потребностям такого ребенка.

Первыми шагами, которые необходимо сделать, создавая инклюзивную среду можно назвать следующие: отказ от привычных стереотипных взглядов учителей на учащихся и учебный процесс в целом; формирование в учебном учреждении атмосферы, которая основывается на идеях инклюзии; построение школы как общины; упор на сотрудничество, а не на конкуренцию; привитие веры в собственные силы каждому участнику образовательного процесса [4, с. 19].

Рассмотрим необходимые условия формирования инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных учреждениях.

Во-первых, это признание учителем необходимости и важности использования разнообразных учебных подходов и методов, которые основываются на сочетании разных стилей обучения, темпераменте и личности каждого обучающегося в отдельности. Немаловажным условием является адаптация существующих образовательных материалов к использованию в инклюзивной учебной среде, при этом поддерживая самостоятельный выбор обучающегося в процессе обучения в классе.

Следующим условием является применение в обучении групповой работы, при этом используя разные варианты создания групп обучающихся, а также важно при этом налаживать сотрудничество и поддержку среди обучающихся всего класса.

Последним условием является использование широкого спектра занятий, практических упражнений и материалов, которые должны удовлетворять возрастным и индивидуальным уровням развития каждого обучающегося.

Рассмотрим признаки инклюзивной образовательной среды:

— — спланированное и организованное физическое пространство, способствующее безопасному передвижению обучающихся во время проведения групповых или индивидуальных занятий;

— наличие благоприятного социального и эмоционального климата среди всех участников образовательного процесса;

— в среде организованы условия, которые способствуют совместной работе обучающихся, при этом созданы условия для оказания друг другу помощи в достижении положительного образовательного результата.

В инклюзивной образовательной среде все дети способны добиваться успеха. На основе всестороннего анализа литературы по этому вопросу Д. МакГрегор и Фогельсберг приводят следующие преимущества в инклюзивной среде для детей с особыми образовательными потребностями:

— — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья показывают более высокий уровень социально-коммуникационного взаимодействия с обучающимися, которые не имеют никаких ограничений по здоровью;

— обучающиеся с особыми образовательными потребностями учатся по более сложной для них образовательной программе, что способствует приобретению умений и навыков, причем данный процесс протекает более эффективно, а образовательные достижения обучающихся улучшаются;

— происходит усиление социального восприятия обучающихся с хорошими способностями с помощью применения методики обучения в инклюзивных школах, так как процесс обучения чаще всего производится в групповой форме;

— дружеские отношения между детьми с ограниченными возможностями и другими детьми, не имеющими таких ограничений, обычно чаще развиваются в инклюзивной среде.

Несомненно, все это является важными аргументами в пользу создания и пребывания обучающихся с особыми образовательными потребностями в специальной инклюзивной среде. Поэтому противное утверждение о том, что остальные дети получают менее качественное образование в инклюзивной среде или оказываются в менее благоприятных социальных условиях, трудно назвать аргументированным. Во многих отношениях остальные дети от пребывания в инклюзивной среде получают столько же пользы, сколько и дети с особыми образовательными потребностями. Присутствие детей с отличными способностями в классе никак не мешает успеваемости других учащихся, не имеющих ограничений.

Дети без ограниченных возможностей могут повышать самооценку и закреплять знания учебного содержания, выступая наставниками для других. Также они могут овладеть дополнительными умениями, например, научиться читать шрифт Брайля или общаться на языке глухонемых. Обучение этих умений может происходить в ситуации, когда все участники процесса осознают их важность и могут применять на практике. Кроме того, владение ими предоставляет возможность для личностного роста, которой часто лишены дети, не имевшие возможности учиться рядом с теми, кто имеет отличительные способности.

Все дети, находясь в инклюзивной среде, могут научиться ценить и уважать детей с отличительными способностями. Они учатся видеть человека, а не прежде всего его порок или одаренность, и не замечать связанных с ними социальных ярлыков.

Обсуждение

Инклюзивное образование в Луганской Народной Республике. В Республике инклюзивное пространство имеет не меньшее развитие, чем в других странах мира. Существует достаточно школ, центров и храмов, которые помогают таким людям в становлении личности, адаптации в социуме, а также психологическому развитию каждого нуждающегося.

Более 80 % детей с ограниченными физическими возможностями, проживающих на территории ЛНР, получают инклюзивное образование в дошкольных и школьных учебных заведениях. Об этом на брифинге в ЛуганскИнформЦентре сообщила уполномоченный по правам ребенка ЛНР Юлия Назаренко.

В Республике активно внедряется система инклюзивного образования. Это система, когда дети с ограниченными физическими возможностями находятся в одной группе или классе и получают такое же образование, как и все остальные дети. Более 80 % детей-инвалидов у нас обучаются в системе инклюзивного образования. При этом инвалидность имеют свыше трех тысяч детей, проживающих в Республике.

В школах большинства населенных пунктов ЛНР есть классы, в которых обучаются дети-инвалиды. Наибольшее количество детей с ограниченными возможностями получают образование в столичной школе-гимназии «Новое поколение». Это ребята с ДЦП, нарушениями психики, дети с аутизмом. Кроме того, в детских садах Республики существуют целые группы для слабовидящих и слабослышащих детей. Проблемой пока остается инклюзивное образование детей-инвалидов, проживающих в сельской местности. Сегодня эту задачу решает Министерство образования ЛНР.

Создание социально инклюзивного пространства для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в Луганской Народной Республике (ЛНР) может стать важным шагом в направлении обеспечения равных возможностей и улучшения качества жизни этой категории граждан. Рассмотрим варианты, которые можно было бы предложить для создания социально инклюзивного пространства для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Первой ступенью должна стать разработка индивидуализированных образовательных программ, которая будет учитывать потребности каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. После этого необходимо создать специальные инклюзивные классы или провести интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья с детьми без ограничений обычных классов, при этом создать для всех детей поддержку учителей и специалистов.

Далее необходимо организовать адаптацию спортивных и творческих программ, которые могут быть доступны для детей с различными уровнями физической активности. И для реализации данных программ обеспечить доступность инвентаря и оборудования для спортивных и творческих мероприятий.

Важным шагом является создание доступной инфраструктуры с учетом мобильности и потребностей детей с ограниченными физическими возможностями, а именно разработка пандусов, лифтов и других средств, которые будут обеспечивать удобство передвижения для инвалидов.

Также очень важно организовать группу поддержки для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого можно проводить тренинги и совместные мероприятия для содействия в интеграции и обучении детей в обществе, предоставлять услуги психологической поддержки для детей и их семей, создавать уютные и безопасные пространства для совместного отдыха и общения.

Создание инклюзивного пространства невозможно без качественной подготовки специалистов. Необходимо провести обучение для педагогов, медицинского персонала и других специалистов, которые работают с детьми с ограниченными возможностями. Также важно содействовать развитию навыков взаимодействия с различными видами ограничений, проводить информационные кампании для поддержки осведомленности об инклюзивности и принятии разнообразия в обществе, создавать публичные мероприятия с участием детей с ограниченными возможностями здоровья для повышения их видимости в обществе.

Также можно организовать сотрудничество с некоммерческими организациями и общественными группами, которые занимаются защитой прав детей и молодежи с ограниченными возможностями.

Эти шаги могут служить отправной точкой для разработки конкретных программ и мероприятий, направленных на создание социально инклюзивного пространства в Луганской Народной Республике. Важно вовлечение в процесс всех заинтересованных сторон, чтобы обеспечить успешное внедрение и поддержание таких инициатив.

Выводы. Таким образом, инклюзивная образовательная среда — это среда, где все учащиеся независимо от своих образовательных потребностей способны учиться более эффективно, повышать свою социальную компетентность, совершенствовать коммуникативные навыки, а также чувствовать себя частью сообщества. Создание социально инклюзивного пространства для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в Луганской Народной Республике (ЛНР) может стать важным шагом в направлении обеспечения равных возможностей и улучшения качества жизни этой категории граждан. Ведь все дети, находясь в инклюзивной среде, могут научиться ценить и уважать детей с отличительными способностями. Они учатся видеть человека, а не прежде всего его порок или одаренность, и не замечать связанных с ними социальных ярлыков.

Литература:

  1. Зарецкий В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование.- 2005.- № 1.- С. 83–95.
  2. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  3. Даниэлс Элен Р. и Стаффорд Кэй. Привлечение детей с особыми потребностями в систему общеобразовательных классов. — Л.: Тов. «Надежда», 200 2. — С. 23.
  4. Таранченко О. Тенденции современного образования: роль педагога в создании эффективной инклюзивной школы / О. Таранченко// Дефектология. Особый ребенок: обучение и воспитание. — 2011. № 1. — С. 19.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, инклюзивная среда, инклюзивное образование, инклюзивное пространство, Луганская Народная Республика, инклюзивная образовательная среда, возможность, потребность, класс.


Ключевые слова

инклюзивное образование, ребёнок, ограниченные возможности здоровья, инклюзивная образовательная среда, инклюзивное пространство, Луганская Народная Республика

Похожие статьи

Задать вопрос