Особенности применения картографических произведений на уроках географии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Бабушкина, А. А. Особенности применения картографических произведений на уроках географии / А. А. Бабушкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111400/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье автор исследует особенности применения картографических произведений на уроках географии.

Ключевые слова: картографические игры, использование карт, учебный процесс.

Географическая карта представляет собой уменьшенное, обобщенное, математически определенное, образнознаковое изображение земной поверхности на плоскости. На ней отражено размещение, состояние и связи различных природных и общественных явлений, которые отбираются в соответствии с назначением каждой конкретной карты. Отличие географических карт от других изображений земной поверхности, характеризуется следующими свойствами:

— строго определенное математическое построение — функциональная зависимость между географическими (или иными) координатами точек земной поверхности и прямоугольными (или иными) тех же точек на плоскости, т. е. применение картографических проекций, позволяющих перейти от сферической поверхности земли к плоскости карты [2, с. 8];

— использование особых картографических условных знаков, которые позволяют сильно уменьшать изображение земной поверхности, показывая на карте внемасштабными знаками важные объекты, которые в силу уменьшения не выражаются в масштабе карты;

— способность передавать три измерения в плоском изображении (рельеф);

— способность отражать внутренние, коренные свойства объектов, количественные и качественные характеристики, а не только их внешний вид (проходимость болот);

— способность показать объекты недоступные взору человека (строение земной коры) и показать распространение явлений, не воспринимаемых нашими органами чувств (магнитное склонение) [1, с. 14];

— передать динамику процессов, их ход во времени (атмосферные вихри, миграции населения);

— передать расчетные показатели или научные абстракции (градиент поля температуры, степень устойчивости ландшафтов к химическому загрязнению) [2, с. 9].

Нынешняя система картографических знаний и навыков в школах обычно отражает устаревшие представления о картографической науке. В современном информационном обществе приоритет отдается развитию науки, которая так или иначе связана с хранением, систематизацией, передачей и отображением информации. Научно-технический прогресс в области картографии в последние годы проявляется в появлении, становлении и развитии принципиально новых направлений [7, с. 60]. Картография занимает важное место в этом виде науки. Из-за сильного общественного интереса к расширению средств передачи информации, улучшению ее качественных характеристик и методов использования современная картография претерпела серьезные изменения. Эти изменения еще не нашли отражения в школьном образовании [5, с. 34]. Все картографические изображения в той или иной мере считаются познавательными, но уровень интереса к картам у всех пользователей разный. Поэтому важным моментом является необходимость учитывать уровень подготовленности учеников с точки зрения чтения карты [8, с. 140].

Территория (поверхность земли) изучалась многими науками, но наиболее успешной является география, которая за сотни лет истории исследований накопила множество информационных материалов о природных и социально-экономических территориальных системах и комплексах. Устойчивое развитие территорий, стран и мира, а также глобальные проблемы человечества — все это вопросы, рассматриваемые географически, и их методы должны играть важную роль как дисциплина, формирующая у учеников всестороннее представление о мире и его процессах. Важным положением в преподавании географии является работа с географическими картами [4, с. 73]. Использование карт заменяет непосредственное изучение территории земной поверхности и помогает воссоздать образ изучаемой территории с ее основными характеристиками. В то же время развивается их пространственное и географическое мышление. Посредством анализа и сравнения содержания карты используются и развиваются приемы логической речи и пространственного воображения.

На уроках географии карты используются как объект изучения, источник знаний и средство визуализации. В зависимости от способа нанесения различают настенные, настольные и электронные географические карты [5, с. 33]. Географические карты в учебном процессе используются в качестве объектов исследования. Основные функции языка карты включает коммуникацию, моделирование и познание. С точки зрения реализации этих функций карты являются незаменимым средством хранения и передачи пространственной информации и в то же время обладают большой информационной емкостью [3, с. 86]. Картографические изображения исследуемой территории состоят из различных традиционных знаков: их сочетания и формы, размера, направления, цвета, цветовой тени и внутренней структуры [9, с. 83]. Для его формирования важна пространственная комбинация условных знаков, их взаимное расположение относительно положения пространственных координат, взаимная сортировка, объединение или комбинация и другие их взаимосвязи. Использование карт способствует развитию характерных черт, памяти, логики и пространственного мышления. Работа с картографической системой формирует умение извлекать заложенную в нее необходимую информацию, способствует усвоению теоретических знаний, формирует конкретную, пространственную и географическую картину мира. В соответствии с методом применения в учебном процессе различают стены, рабочие столы, топографию и контурные географические карты. Настенная диаграмма — это карта, предназначенная для одновременного просмотра и организации познавательной деятельности всего класса. Построение такого рода карт осуществляется с учетом их восприятия с расстояния в несколько метров, что определяет более крупное обозначение традиционных знаков, а следовательно, определяет высокую степень обобщения карты. В школьном атласе представлен практически весь тип образовательных карт: карты мира и карты различных регионов мира, общегеографические и тематические карты, физико-географические и социально-экономические карты [6, с. 35].

Типичные ошибки учеников при чтении географических карт:

— неумение правильно пользоваться картой (показывают направления по обе стороны горизонта вдоль линий градусной сетки);

— неправильное произношение названия мест;

— ошибочное отображение географических объектов на карте;

— отсутствие запоминания и воспроизведения по памяти таких объектов как континенты, острова, характеристики береговой линии, рельефы, пространственное расположение исследуемой страны, месторождения полезных ископаемых и расположение других изучаемых географических объектов.

Знание географических карт определяется наличием у обучаемых пространственного и образного представления географических объектов. Поэтому при формировании картографического представления необходимо использовать разумное сочетание различных методов и методических приемов: преподаватели и учащиеся отображают географические объекты на карте, а с помощью карт рисуют таблицы, схемы, диаграммы-вкладыши, краткие локальные карты и мультимедийные слайды. [10, с. 120]. При формировании картографического представления, формируется особенно яркое и образное картографическое выражение. В образовательном процессе комбинируются изображения земной поверхности из космоса, особенно если они знакомы учащимся. Учителя используют географические карты в каждом классе, чтобы обеспечить формирование картографической грамотности учащихся [6, с. 97]. Необходимо помнить, что все объекты, названные учителем при объяснении новых учебных материалов, должны быть отображены им на карте, точно так же, как все объекты, названные учеником при ответе, также должны отображаться на карте для учащегося. Каждый новый объект, отображаемый учителем на карте, должен быть найден учеником на карте.

Литература:

  1. Бажукова Н. В. Картография: учебное пособие / сост. Н. В. Бажукова; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Пермь, 2020. — 310 с. ISBN 978–5–7944–3455–2
  2. Берлянт А. М. Картография: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 336 с. ISBN 5–7567–012–7
  3. Бешенцев А. Н. Научные основы информационной концепции картографического метода исследования / А. Н. Бешенцев — Текст: непосредственный // Вестник СГУГиТ, Том 23. — 2018. — № 1. С. 85–108 — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchnye-osnovy-informatsionnoy-kontseptsii-kartograficheskogo-metoda-issledovaniya/viewer (дата обращения: 24.02.2023).
  4. Гезалов А. А. Глобальные проблемы и их место в концепции устойчивого развития / А. А. Гезалов — Текст: непосредственный // Вестник московского университета. серия 7: философия. — 2009. — № 4. С. 70–80. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-problemy-i-ih-mesto-v-kontseptsii-ustoychivogo-razvitiya/viewer (дата обращения: 24.02.2023).
  5. Давлетмирзаева, Ф. А. Особенности применения картографической наглядности на уроках географии / Ф. А. Давлетмирзаева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 1 (6). — С. 32–35. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/654/ (дата обращения: 24.02.2023).
  6. Дронов В. П., Лопатников Д. Л., Таможняя Е. А., Эмирова М. Е. Курс «Окружающий мир» как пропедевтическая основа формирования географической культуры школьника / В. П. Дронов, Д. Л. Лопатников, Е. А. Таможняя, М. Е. Эмирова. — Текст: непосредственный // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». — 2018. — № 1. — С.95–110. — URL: http://www.pmedu.ru (дата обращения: 24.02.2023).
  7. Лисицкий Д. В., Комиссарова Е. В., Колесников А. А., Шарыпова М. Н. Оценка направлений и тенденций развития современной картографии / Д. В. Лисицкий, Е. В. Комиссарова, А. А. Колесников, М. Н. Шарыпова — Текст: непосредственный // Геодезия и картография. — 2015. № 11. С. 59–64. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25030215 (дата обращения: 24.02.2023).
  8. Радченко Л. К. Познавательный аспект в картографии / Л. К. Радченко — Текст: непосредственный // Вестник СГУГиТ. Том 25. — 2020. — № 4. С. 138–143 — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44326908_32264840.pdf
  9. Радченко Л. К., Мартынов Г. П. Картографический аспект познания окружающей действительности / Л. К. Радченко, Г. П. Мартынов — Текст: непосредственный // Вестник СГУГиТ, Том 26. — 2021. — № 4. С. 83–93. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kartograficheskiy-aspekt-poznaniya-okruzhayuschey-deystvitelnosti/viewer (дата обращения: 24.02.2023).
  10. Эфендиева Ш. Т., Абдулвагабова С. А. Формирование картографических знаний и умений у учащихся в курсе изучения школьной географии / Ш. Т. Эфендиева, С. А. Абдулвагабова — Текст: непосредственный // Известия ДГПУ. Т. 14. — 2020. — № 1. С. 119–122. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kartograficheskih-znaniy-i-umeniy-u-uchaschihsya-v-kurse-izucheniya-shkolnoy-geografii/viewer (дата обращения: 24.02.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): земная поверхность, использование карт, учебный процесс, знак, изображение, картографическое представление.


Ключевые слова

учебный процесс, картографические игры, использование карт

Похожие статьи

Задать вопрос