Государственный контроль как элемент государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №8 (507) февраль 2024 г.

Дата публикации: 18.02.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Акимова, И. Ю. Государственный контроль как элемент государственного управления / И. Ю. Акимова, Е. В. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 8 (507). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/507/111390/ (дата обращения: 06.05.2024).



Важным элементов государственного управления является контроль, который позволяет на основе полученной в результате контрольной деятельности информации своевременно корректировать управленческую деятельность, принимая меры по устранению выявленных нарушений. Новый закон о государственном контроле (надзоре) поднял эффективность контроля на новый уровень, устранив размытые и неоднозначные положения о контрольной деятельности.

Ключевые слова : государственный контроль, государственное управление, деятельность по контролю, эффективность контроля.

Государственный контроль как традиционная функция государства управления позволяет выявить различные нарушения закона, скорректировать деятельность подконтрольных объектов, а также предпринять меры по устранению выявленных нарушений.

Несмотря на то, что контроль — это одна из основных функций государства наряду с планированием, информированием, и т. д., существует стремление к расширению трактовки контроля, выполняемого не только государственными органами, но и иными элементами социальной системы.

В научных трудах существует много дискуссий по поводу природы, элементов, механизмов государственного контроля.

Общая теория права рассматривает государственный контроль представительных органов за исполнительными органами [1, с. 269]. Административисты контроль исследуют как способ обеспечения законности в государственном управлении [2, с. 257].

Представляется, что контроль как деятельность помогает выявить, установить расхождения, сравнить результаты. Главная цель контроля выявить и устранить нарушения. Однако цель контроля, также может быть и регулирование процесса.

В управленческом процессе контроль может производится на любой стадии и позволяет оценить действия на их соответствие управленческим функциям.

Вместе с тем, при реализации контроля, в целях обеспечения эффективности, важно соблюдать равновесие всех функций государства, иначе есть угроза либо реализовать контроль в ограниченных объемах, либо наоборот, заполнить контролем всю управленческую деятельность. Что конечно же, снизит эффективность контроля.

Деятельность по контролю характерна для всех управленческих субъектов. Каждый из них контролирует как свою внутреннею систему, так и осуществляет контрольные полномочия за нижестоящими органами, так и за не соподчиненными ему. В этом случае важным моментом является согласование всех систем в сфере контроля, чтобы не допустить снижение его эффективности.

Деятельность по контролю позволяет определять ход осуществляемой деятельности подконтрольного объекта, оценить уровень подготовки должностных лиц, уровень работы организации.

В качестве объекта контроля должны выступать все сферы управленческой деятельности. Важным представляется, что сам контроль должен иметь системный характер, а не осуществляться от случая к случаю.

Время от времени проводимые мероприятия не позволяют своевременно обнаружить и устранить ошибки, что снижает предупредительный эффект контроля.

Главная форма проведения контроля это проверки, в ходе которых производится сбор, анализ, обработка информации, а также принимаются различные меры.

По итогам контроля принимались решения, полезность которых часто вызывала сомнения. Необходимо, чтобы деятельность по контролю была не концом управленческого процесса, а его этапом, после которого была бы оказана консультативная либо иная помощь, а не применены меры ответственности за выявленные несоответствия.

Думается, что новый закон № 248ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее Закон о Контроле) [3], который начал действовать с 01.07.2021 года должен повысить эффективность этой деятельности.

Новый закон устранил существующие недостатки в сфере контрольной деятельности, в том числе, в вопросах профилактики нарушений закона, установил гарантии защиты прав физических и юридических лиц в ходе проверок. Важным нововведением является закрепления понятия и видов контрольно-надзорных мероприятий и стадий контрольно-надзорного производства. Действующий закон ввел понятие контрольно-надзорного дела, четко регламентирует порядок проведения проверок, установил правовой статус всех субъектов участвующих в процессе проведения контроля.

Мы можем подвести первые итоги реформы, используя данные представленные в Сводном докладе о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год, подготовленный Министерством экономического развития Российской Федерации [4].

На данный момент происходит изменение количества проверок. На начало 2022 года было зафиксировано минимальное количество проверок за предыдущие 20 лет — 339,1 тыс. В 2019 году их было проведено 520,3 тыс., в 2020–408,0 тыс., а в 2021–881,7 тыс. [4, с. 9].

Закон о Контроле содержит больше мероприятий по сравнению с Законом 294-ФЗ, в том числе и новых:

Инспекционный визит — это посещение инспектором объекта контроля (срок — не более одного рабочего дня на одном объекте контроля).

Выборочный контроль — это совокупность действий, направленных на инструментальное обследование и (или) отбор образцов (продукции или товаров) с целью подтверждения их соответствия требованиям безопасности и (или), качества.

Мониторинговая закупка — моделирование инспектором сделки в целях последующего направления продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на испытание, экспертизу, а также проведения исследования продукции (товаров), результатов выполненных работ, оказанных услуг на предмет их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству (срок — время совершения сделки и проведения экспертизы (инструментального обследования, испытания);

В целях проведения контрольной закупки, инспектор должен провести моделирование сделки, в ходе которого он будет оценивать соблюдение обязательных требований при реализации продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Рейдовое мероприятие, в ходе которого проверяется деятельность нескольких лиц, контролируемых инспектором (срок — не должен превышать 10 рабочих дней). Время взаимодействия с одним контролируемым лицом не должно превышать определенного периода.

Согласно статистике, в 2022 году было проведено порядка 33 тыс. новых контрольных мероприятий, что составляет 11 % от всех проверок, которые проводятся по Закону о Контроле. На рисунке 1 представлены данные по видам контрольных мероприятий в 2022 году. Согласно Закону о Контроле, 64 % новых контрольных мероприятий, которые были разработаны и утверждены в качестве основных, приходится на федеральные контрольные органы, 33 % — на региональные и 3 % — на муниципальные.

Распределение по видам контрольных мероприятий в 2022 году, % [4, с. 18].

Рис. 1. Распределение по видам контрольных мероприятий в 2022 году, % [4, с. 18].

Существует тенденция к тому, что инспекционный визит остается наиболее часто используемым из новых видов мероприятий в 2022 году, хотя его доля в общем объеме мероприятий несколько снизилась по сравнению с 2021 годом. На него приходится 80 % всех новых видов контрольных мероприятий. Количество проведенных в 2022 году и инспекционных визитов контрольных органов — 26,7 тысяч.

Повышенное внимание к внедрению инспекционного визита объясняется тем, что он позволяет значительно сократить нагрузку на контролируемых лиц, вследствие уменьшения длительности взаимодействия с контролирующим органом.

В заключение можно сказать, что новый закон изменил способы, методы и содержание контрольных функций государства. Думается, что те меры, которые были закреплены законодателем, помогут объективно оценивать происходящее, повысить уровень организованности, сознательности. В настоящее время необходимо продолжать работу по совершенствованию законодательства, а также улучшению организации мероприятий по контролю.

Литература:

  1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. 0–28 В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001–520с.
  2. Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. — Пермь, 2020. — 340 с.
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» //«Российская газета», N 171, 05.08.2020.
  4. Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в Российской Федерации за 2022 год// https://www.economy.gov.ru/material/dokumenty/svodnyy_doklad_o_gosudarstvennom_kontrole_nadzore_municipalnom_kontrole_v_rossiyskoy_federacii_za_2022_god.html
Основные термины (генерируются автоматически): государственный контроль, контроль, государственное управление, деятельность, инспекционный визит, мероприятие, управленческая деятельность, эффективность контроля, инструментальное обследование, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос