Актуальность темы административной ответственности в области организации дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 17.02.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Мухаметова, А. Э. Актуальность темы административной ответственности в области организации дорожного движения / А. Э. Мухаметова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 114-117. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111339/ (дата обращения: 27.04.2024).



В данной статье автор исследует вопросы административной ответственности за нарушение ПДД, необходимости ужесточения наказаний и сохранении баланса между строгостью и тяжестью нарушения. Автор также анализируют поведение участников дорожного движения и основывают свою работу на изучении их психологии.

Ключевые слова: административная ответственность за нарушение ПДД, поведение участников дорожного движения, организация дорожного движения.

Изучение административной ответственности в области дорожного движения, исходя из анализа научных статей, справедливо сосредоточено на вопросах ужесточения санкций по отношению к водителям, как к участникам дорожного движения, но при этом сохранять баланс в соразмерности наказания и степени тяжести нарушения [1]. Данный факт связан с тем, что основной причиной аварий сохраняется нарушение правил дорожного движения водителями. В 2022 году удельный вес таких нарушений составил 87,7 % от общего количества дорожно-транспортных происшествий в РФ [2].

Деятельность по улучшению организации дорожного движения, которая заключается, например, в выставлении скоростного режима на определенных участках дороги, основывается в том числе и на изучении психологии участников дорожного движения, большая часть которого посвящена водителям. Поведение участников дорожного движения характеризуется поведением в условиях риска, что означает действия в неоднозначной обстановке [3]. Поведение пассажиров, как участников дорожного движения, отличается пассивностью, в то время как перед водителями стоит конфликт мотивов: минимизация затрат времени для достижения конечного пункта и стремление к безопасности. Данное противоречие сводится к регулированию скоростного режима и определению направления движения для обеспечения баланса при дорожном движении.

При этом конфликт мотивов рассматривается в абсолютных условиях, то есть не учитывает дорожную инфраструктуру (например, состояние дорожного полотна пути). Так, водитель может принимать решение о выборе короткого пути с плохими дорожными условиями или более затратного по времени безопасного пути. Таким образом, стоит отметить важность деятельности по организации дорожного движения для удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения безопасности передвижения, что приводит к формированию задач, полномочий и ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнения своих обязанностей субъектов, осуществляющих данную деятельность.

При рассмотрении общественных отношений, складывающихся в сфере организации дорожного движения, стоит определить перечень субъектов соответствующих отношений. Такмакова Ю. В. в своей работе «К вопросу о содержании административной ответственности в сфере организации дорожного движения» предложила следующий состав субъектов в сфере организации дорожного движения (см. рис. 1).

Субъектный состав в сфере организации дорожного движения / [4]

Рис. 1. Субъектный состав в сфере организации дорожного движения / [4]

При выделении участников общественных отношений стоит также обратиться к Федеральному закону от 29.12.2017 N 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», где в том числе прописаны полномочия уполномоченных субъектов в области организации дорожного движения [5].

В Кодексе об административных правонарушениях (далее — КоАП) административная ответственность в области дорожного движения по большей части регулируется Главой 12, которая соответственно называется «Административные правонарушения в области дорожного движения» [6]. В области административной ответственности организации дорожного движения на данный момент существуют отдельные статьи КоАП, косвенно или напрямую относящиеся к правонарушениям в сфере организации дорожного движения, которые в отдельную категорию не были выделены (см. рис. 2).

Перечень статей КоАП в сфере организации дорожного движения / [4]

Рис. 2. Перечень статей КоАП в сфере организации дорожного движения / [4]

Для выявления оснований для привлечения к ответственности за специальные правонарушения в сфере организации дорожного движения необходимо использовать риск-ориентированный подход. Действующее законодательство предусматривает применение этого подхода в качестве одного из ключевых принципов организации и осуществления государственного и муниципального контроля (надзора). Считается, что применение риск-ориентированного подхода в сфере организации дорожного движения позволяет определить степень противоправного поведения конкретного участника общественных отношений, связанных с данной сферой деятельности, которая должна быть в виде дифференцированной шкалы, определяющей величину каждого конкретного риска.

Конкретные параметры вышеуказанных рисков необходимо устанавливать в рамках отдельного Постановления Правительства РФ для вынесения административной ответственности в области организации дорожного движения в отдельную категорию. Важное значение для определения конкретных составов административных правонарушений в сфере организации дорожного движения имеет установленная действующим законодательством классификация рисков, включающая чрезвычайно высокий, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий уровни риска.

Таким образом, административная ответственность в области организации дорожного движения находится на начальном этапе формирования. При этом необходимость развития общественных отношения в сфере организации дорожного движения лежит в области интересов государственной политики, в связи с чем ожидается и развитие нормативных правовых актов, в том числе и в направлении административной ответственности.

Литература:

  1. Кореньков К. В. совершенствование законодательства в сфере применения мер административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения / К. В. Кореньков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2023. — № 2–2(77). — С. 172–174.
  2. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2022 год. Информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России», 2023. 150 с.
  3. Хомякова Д. Л. Транспортная психология и философия водителя / Д. Л. Хомякова // Дорожно-транспортный комплекс: состояние, проблемы и перспективы развития: статьи участников ХХ Республиканской технической научно-практической конференции, Чебоксары, 18 марта 2021 года. — Чебоксары: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)» Волжский филиал, 2021. — С.
  4. Такмакова Ю. В. К вопросу о содержании административной ответственности в сфере организации дорожного движения / Ю. В. Такмакова // Юристъ-Правоведъ. — 2021. — № 1(96). — С. 217–220.
  5. Федеральный закон «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 29.12.2017 N 443-ФЗ (последняя редакция). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  6. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]: от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, сфера организации, административная ответственность, область организации, поведение участников, конфликт мотивов, отдельная категория, Российская Федерация, скоростной режим, тяжесть нарушения.


Ключевые слова

организация дорожного движения, административная ответственность за нарушение ПДД, поведение участников дорожного движения

Похожие статьи

Задать вопрос