Правовой статус государственных служащих: современное состояние и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 июня, печатный экземпляр отправим 26 июня.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 16.02.2024

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Фетисов, Д. Н. Правовой статус государственных служащих: современное состояние и перспективы развития / Д. Н. Фетисов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111334/ (дата обращения: 14.06.2024).



Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий,государственная гражданская служба, развитие государственной службы.

В Российской Федерации правовой статус государственного служащего, а также и иные положения закрепляются в Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Государственный служащий в Российской Федерации представляет собой гражданина, который добровольно принимает на себя определенные обязанности и ответственность перед государством. Он осуществляет профессиональную служебную деятельность на занимаемой им должности согласно акту о назначении или же служебном контракту. Гражданский служащий получает за свою работу денежное содержание, которое обеспечивается за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Государственные служащие составляют основу государственного аппарата и играют ключевую роль в обеспечении его эффективного функционирования. Они занимают должности в различных органах власти, организациях и учреждениях, где их основной задачей является реализация государственной политики и обеспечение выполнения функций государства.

Государственных служащих, в соответствии с законодательством можно разделить на две категории: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекты РФ. Так, ст. 10 Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации»:

«1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории.

2. Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета» [1].

В РФ существуют определенные требования, которые предъявляются к лицам, желающим занимать должность на государственной службе. Такие требования устанавливаются законодательством и регулируются специальными нормативными актами.

Первым и одним из основных требований к государственному служащему является гражданство Российской Федерации. Государственная служба предполагает приверженность и преданность интересам и целям страны, что выделяет гражданство как основное требование к кандидату.

Далее, важным требованием является наличие высшего или среднего профессионального образования, в зависимости от уровня и специфики должности. Образование является основой для приобретения знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей лицом.

Кроме того, государственные служащие должны обладать определенными личностными качествами и профессиональными компетенциями. Среди них можно выделить такие, как честность, ответственность, способность к анализу и принятию решений, а также знание и умение применять законодательство и нормативные акты.

Государственный служащий Российской Федерации в соответствии с национальным законодательством должен отвечать следующим признакам:

– во-первых, являться гражданином российского государства;

– во-вторых, замещать государственную должность в системе органов государственного управления;

– в-третьих, выполнять обязанности, которые предусмотрены должностью в системе государственной служб;

– в-четвертых, получать за выполнение своих обязанностей денежное вознаграждение из средств соответствующего бюджета, либо федерального, либо регионального.

Государственный служащий в РФ является носителем особого правового статуса, определяемого совокупностью прав, обязанностей, ограничений и требований, которые регулируют его служебную деятельность. Такой статус государственных служащих обеспечивает эффективное функционирование государственной системы и защищает интересы граждан и государства.

Правовой статус государственного служащего включает в себя:

– права;

– обязанности;

– ограничения;

– и запреты.

Алексеенко В. А. отмечает: «Функции, выполняемые федеральным государственным служащим, определены непосредственно его должностью. Наименование должности федеральной государственной службы представлено краткой и точной формулировкой, которая отражает ее индивидуальный характер и всеобщую вовлечённость в систему выполняемых функций определённого государственного органа.

Учитывая этот факт, должности государственной службы в свою очередь распределяются по группам, а также категориям опираясь на федеральные законы о видах государственной службы и о государственной гражданской службе непосредственно самих субъектов Российской Федерации» [2, с. 215].

Современное развитие государственной службы в РФ обусловлено рядом факторов, включая повышение ее престижности и привлекательности для потенциальных кандидатов. Одним из ключевых аспектов этого процесса связан с обеспечением достойного материального вознаграждения, что способствует установлению позитивного стимула к исполнению служебных обязанностей. Граждане стремятся к государственной службе, воспринимая ее как возможность сочетания высокого профессионального статуса с адекватным уровнем доходов.

Одним из ключевых аспектов развития государственной службы является повышение ее профессионального уровня и квалификации. Это достигается через систему непрерывного обучения, поддержку профессионального развития и повышение квалификации сотрудников государственных органов. Профессиональная подготовка государственных служащих должна быть адаптирована к современным вызовам и требованиям, включая цифровизацию, управление данными и информационную безопасность.

Важным направлением развития является оптимизация структуры и функционирования государственных органов. Это включает в себя улучшение организационной культуры, оптимизацию процессов управления, совершенствование системы контроля и надзора. Подобные изменения направлены на повышение оперативности и эффективности принятия и реализации решений, а также сокращение бюрократических барьеров.

Как отмечает Душейко А. А.: «В целях обеспечения принципа единства системы государственной службы предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности установления федеральным законодательством единых требований к порядку закрепления законом субъекта Российской Федерации соотношения классных чинов федеральной гражданской службы с классными чинами гражданской службы субъектов Российской Федерации. Необходимость данных мер вызваны тем, что при переходе из одного органа в другой государственные и муниципальных служащие теряют свои чины» [3, с. 333].

Другим важным аспектом развития государственной службы является совершенствование системы кадрового обеспечения. Это включает в себя улучшение процедур набора и отбора кадров, создание механизмов мотивации и стимулирования работников государственных органов, а также поддержку карьерного роста и развития персонала.

Кроме того, развитие государственной службы предполагает совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей ее деятельность. Это включает в себя адаптацию законодательства к изменяющимся условиям и требованиям, устранение правовых противоречий и неоднозначностей, а также создание благоприятного правового климата для развития государственной службы.

Государственная гражданская служба требует не постоянного реформирования, а упорядочивания подхода к регулированию и несению. Государство должно стремиться к обеспечению гарантий, обещанных государственным служащим, как способа поддержания их заинтересованности в сохранении должностей государственной службы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. ст. 2063.
  2. Алексеенко, В. А. Особенности правового статуса государственного служащего по российскому законодательству / В. А. Алексеенко. — Текст: непосредственный // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. — София, Болгария: Научно-издательский центр «Мир науки», 2017. — С. 215–220.
  3. Душейко, А. А. Перспективы совершенствования нормативно-правовой системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации / А. А. Душейко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 333–335.
Основные термины (генерируются автоматически): государственная служба, Российская Федерация, служащий, государственная гражданская служба, денежное содержание, должность, профессиональная служебная деятельность, РФ, счет средств, федеральный бюджет.


Похожие статьи

Задать вопрос