Уровни осуществления правотворчества в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 16.02.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Фетисова, С. С. Уровни осуществления правотворчества в Российской Федерации / С. С. Фетисова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111333/ (дата обращения: 01.05.2024).



Ключевые слова: правотворчество, принятие законов, законодательная инициатива, федеральное правотворчество, региональное правотворчество, муниципальное правотворчество.

В науке под правотворчеством понимают процесс формирования, развития и применения правовых норм, принципов и институтов в юридической системе общества. Правотворчество охватывает широкий спектр деятельности, связанный с созданием и изменением правовых актов, а также с анализом их применения на практике.

Рассматривая понятие «правотворчество», Чернова Э. Р. отмечает: «В буквальном смысле слова правотворчество подразумевает процесс формирования правовых норм, которые получают закрепление в принимаемых управомоченными на то органами государственной власти законах и подзаконных правовых актах» [2, с. 677].

Правотворчество представляет собой процесс, в рамках которого формируются и разрабатываются правовые нормы, а также принимаются законодательные и подзаконные акты. Данный процесс имеет как научное, так и практическое значение, поскольку определяет основы правовой системы и ее эффективность.

Организация правотворчества играет решающую роль в обеспечении качества и реализации законодательных и подзаконных актов. Главная задача законодателя заключается в том, чтобы максимально точно отражать в правовых нормах явления общественной жизни, а также своевременно реагировать на возникающие проблемы в обществе.

Сущность и роль правотворчества заключается в поиске наиболее оптимального варианта правового регулирования, которые бы в наибольшей степени отвечали интересам граждан и государства, а также способствовали развитию общества. При этом важно учитывать закономерности развития общества и условия принятия и применения правовых актов.

Основным катализатором приятия какого-либо правового акта является наличие определенной проблемы в общественных отношениях, которая имеет важное значение как для большого числа граждан, так и для всей страны в целом. Гусейнов Р. В. отмечает: «Правотворчество — это очень значимое направление государственной работы, в связи с чем, эта работа должна строиться на рациональных, прагматических, лишенных какой-либо идеологии эффективных принципах (т. е. руководящих началах, требованиях). Соблюдение принципов правотворчества помогает законодателю избегать законотворческих ошибок, снижает вероятность создания неэффективных правовых норм, способствует росту правовой культуры населения и юридических лиц» [2, с. 22].

Как нами уже отмечалось, законотворчество играет ключевую роль в развитии правовой системы и обеспечении ее стабильности. Его эффективность и качество напрямую зависят от соблюдения принципов, которыми руководствуется законодатель при создании и принятии законов.

Одними из важных принципов является принцип законности, который предполагает соответствие законов Конституции РФ, а также иным нормативно-правовым актам. Такой принцип обеспечивает стабильность и предсказуемость правовой системы, защищает граждан от произвола и неправомерных действий со стороны государства.

Еще одним важным принципом является принцип справедливости, который предполагает учет интересов всех участников правовых отношений при разработке и принятии законов. Этот принцип обеспечивает защиту прав и свобод граждан, а также справедливое разрешение конфликтов и создание условий для гармоничного и сбалансированного функционирования общества.

Чернова Э. Р. выделяет такие принципы как: «Принцип научности подразумевает, что подготовка и принятие проекта законодательного акта организуется с участием представителей многочисленных наук. Бесспорно, что деятельность ученых-юристов имеет большое значение для успеха законотворческой функции государства.

Принцип использования правового опыта отражает, что всякий вновь принимаемый законодательный акт должен базироваться на уже известный положительный правовой опыт различных стран и цивилизации в целом» [3, с. 677].

Рассматривая вопрос об уровнях правотворчества, отметим, что в Российской Федерации оно осуществляется на таких уровнях, как федеральный, региональный (или уровень субъекта Федерации), а также на муниципальном уровне. В соответствии с таким разделением, можно выделить виды правотворчества в зависимости от уровня их осуществления:

– федеральное правотворчество;

– региональное правотворчество;

– муниципальное правотворчество.

Рассмотрим каждый уровень отдельно.

Федеральное правотворчество, в соответствии с положениями Конституции РФ осуществляется органами федеральной власти. В ч. 1 ст. 104 Конституции РФ закрепляется: «Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения» [1].

Процесс федерального правотворчества начинается с законодательной инициативны, под которой понимается право внесения проекта закона в законодательный орган, при котором законодательные органы обязаны рассмотреть законопроект и принять по нему определенное решение. В рамках рассмотрения законопроекта происходят различные процедуры его обсуждения, редактирования и голосования.

Важным органом федерального правотворчества является Федеральное Собрание, которое включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу. Особенностью законотворчества Федерального Собрания является обязательное рассмотрение Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой и качающихся определенных сфер:

– федерального бюджета;

– налогов и сборов;

– международных договоров;

– вопросов обороны и безопасности.

Законопроект вносится на рассмотрение в Государственную Думу. Он проходит несколько чтений, в рамках которых проводится обсуждение, внесение поправок и голосование. Для принятия закона в первом и втором чтениях необходимо обеспечить кворум и принять решение большинством голосов от общего числа депутатов. Для принятия закона в третьем чтении необходимо большинство голосов от присевающих депутатов.

После принятия закона обеими палатами Федерального собрания, он направляется на подписание Президенту РФ. Президент РФ в течении 14 дней принимает решение о подписании законопроекта или возвращении его на доработку. Принятый и подписанный закон обязательно обнародуется официально и вступает в законную силу с момента такого опубликования.

Региональное правотворчество подразделяется на виды в зависимости от органа, который его осуществляет. Можно выделить региональное законотворчество, которое включает в себя законодательную деятельность уполномоченных субъектов РФ на осуществление правотворчества. Такие органы могут утверждать нормативные акты областного, краевого, республиканского уровня, а также акты, которые регулируют правовые отношения в конкретном субъекте РФ.

Региональное исполнительное правотворчество включает в себя разработку и принятие исполнительных нормативных актов органами исполнительной власти субъектов РФ, таких как указы, постановления, распоряжения, которые носят исполнительный характер и регламентируют осуществление конкретных административных функций и полномочий, порядок их осуществления, а также права и обязанности граждан и организаций в соответствии с региональным и федеральным законодательством.

На региональном уровне существует следующий порядок осуществления правотворчества. Законопроект может быть предложен депутатом регионального законодательного органа, или же исполнительным органом субъекта. Законопроект может быть разработан инициативной группой, гражданами, общественными организациями и иными заинтересованными сторонами.

После представления проекта закона, он направляется на рассмотрение в законодательный орган субъекта. Законопроект обсуждается на заседаниях комитетов или пленарных заседаниях законодательного органа. После проведения необходимых обсуждений и внесения необходимых поправок законопроект выносится на голосование. Если он получает необходимое большинство голосов, т. е. квалифицированное или обычное большинство голосов, которое определяется региональным законодательством, законопроект принимается.

После принятия закона он направляется на подпись главе исполнительной власти региона. После подписания закон вступает в действие. Принятий и подписанный закон публикуется в официальных изданиях региона и вступает в силу в установленном законом порядке, который обычно определяет сроки его вступления в силу после его публикации.

Органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией имеют право принимать и издавать правовые акты, которые регулируют вопросы их ведения на территории определенного муниципального образования. Такие правовые акты также обладают юридической силой и являются обязательными для исполнения на территории, которую они охватывают.

Органы местного самоуправления могут принимать следующие акты:

– уставы и иные законодательные акты, которые определяют статус и полномочия муниципального образования, порядок его управления, структуру и компетенцию органов местного самоуправления, а также иные вопросы, которые являются важными для данной территории;

– акты, закрепляющие вопросы местного значения, такие как бюджет, налогообложение, земельные отношения, социальное обеспечение и т. д.;

– акты, утверждающие муниципальные программы, распоряжения о распределении бюджетных средств, организация коммунальных услуг, управления муниципальной собственностью и т. д.;

– подзаконные акты, которые регулируют различные административные вопросы: правила и порядок предоставления муниципальных услуг, организация работы муниципальных учреждений и т. д.

Процедура принятия законов на муниципальном уровне включает в себя следующие этапы. Проект закона разрабатывается органом местного самоуправления или иными субъектами, или же гражданами через инициативу общественных объединений или петиций.

Проект закона направляется в соответствующий орган местного самоуправления. Проект обсуждается на пленарном заседании или в рабочих группах, комитетах муниципального собрания или администрации. После прохождения необходимых процедур, проект подлежит голосованию. Для его принятия требуется определенное количество голосов членов муниципального собрания, которое определяется уставом или другими нормативным актами. После принятия закон отправляется на подписание главе муниципального образования, после чего обнародуется и вступает в законную силу.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в России существует многоуровневая система правотворчества, которые включает в себя федеральный, региональный и муниципальный уровни. Каждый из уровней имеет свои компетенции и области деятельности в процессе принятия правовых актов. Несмотря на разделение полномочий между различными уровнями, система правотворчества является единой и целостной. Все это достигается по средствам согласованности и координации действий между различными уровнями власти, а также обеспечивает соблюдение иерархии правовых актов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации — (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. — 1993. — № 237.
  2. Гусейнов Р. В. Толкование понятия «правотворчество» в науке теории государства и права / Р. В. Гусейнов. — Текст: непосредственный // // Донецкие чтения 2017: Русский мир как цивилизационная основа научно-образовательного и культурного развития Донбасса: Материалы Международной научной конференции студентов и молодых ученых. Посвящена 80-летию ДонНУ, Донецк, 17–20 октября 2017 года. — Донецк:: Издательство Донецкого национального университета, 2017. — С. 20–23.
  3. Чернова Э. Р. Понятие и принципы правотворчества / Э. Р. Чернова. — Текст: непосредственный // Аллея науки. — 2017. — № 6. — С. 677–680.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, акт, местное самоуправление, федеральное правотворчество, Государственная Дума, принятие, законодательная инициатива, муниципальное образование, муниципальный уровень, Федеральное собрание.


Похожие статьи

Задать вопрос