К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Байдина, Е. В. К проблеме мотивов профессионального развития педагогов средних профессиональных образовательных учреждений / Е. В. Байдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111313/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье раскрывается проблема развития факторов мотивации профессионального развития у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях. Анализируются управленческие инструменты и стратегии, способствующие повышению мотивации к профессиональному развитию компетенций преподавателей.

Ключевые слова: мотивация, педагоги, управление, профессиональное развитие.

Введение.

Профессиональное развитие является важнейшим аспектом карьеры педагога среднего профессионального учебного заведения. Проблема повышения профессиональной мотивации педагогов является сложной, особенно в связи с внедрением инновационных технологий в образование. К примеру, сегодня практически во всех организациях профессионального образования происходят инновационные перемены, которые связаны и внедрением стандартов Федерального проекта «Молодые профессионалы», дуальным обучением, новой системой аттестации, функционированием ресурсных центров и многим другим [1].

Например, Субочева М. Л. выделяет следующие актуальные профессиональные компетенции [2], связанные с инновационной педагогической деятельностью: знание основных проблем современного образования, владение экспертизой и мониторингом для оценки уровня развития составляющих инновационного образования; умение анализировать образовательные программы, в том числе их разрабатывать и определять эффективность, уметь строить межличностные и межгрупповые отношения в инновационной среде, выбирать адекватные методики, методы и технологии содержанию преподаваемой дисциплины, владеть методами диагностики личностного и профессионального развития студентов; быть готовым к осуществлению инновационной деятельности на уровне методологической грамотности, социальной зрелости, на уровне проектировщика инновационного проекта [3]. Все это предполагает непрерывное обучение, повышение квалификации и приобретение новых знаний для улучшения практики преподавания и воспитания. Каждый руководитель среднего профессионального образовательного учреждения старается иметь в коллективе высококвалифицированных педагогов, которые стремятся к повышению своих профессиональных навыков и умений. Из этого следует, что руководителям становится необходимым создавать управленческие инструменты, соответствующие меняющимся тенденциям в образовании, и организовывать благоприятные условия для труда педагогов. Важнейшей обязанностью руководства образовательного учреждения является повышение профессиональной мотивации преподавателей, поскольку от этого зависит эффективность педагогической и воспитательной деятельности в образовательном учреждении.

Как показывает практика, многие преподаватели в средних профессиональных образовательных учреждениях сталкиваются с трудностями в поиске мотивации к непрерывному обучению и повышению квалификации. В данной статье исследуется проблема мотивов профессионального развития среди преподавателей учреждений среднего профессионального образования и обсуждаются потенциальные стратегии решения этой проблемы.

Как определяет М. М. Поташник, понятие «профессиональное развитие» (профессиональный рост) педагога — цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать своё предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья учащихся [4]. Нам также близко определение профессионального роста, которое даёт Е. А. Ямбург (автор идеи адаптивной школы полного дня): профессиональный рост — это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми.

Исходя из вышесказанного, мы можем говорить об актуальности изучения проблемы мотивации к профессиональному развитию у педагогов в средних профессиональных образовательных учреждениях.

Факторы, влияющие на мотивацию профессионального развития и проблемы, с которыми сталкиваются педагоги.

Понимание глубинных мотивов профессионального развития преподавателей колледжей имеет важное значение для разработки эффективных стратегий содействия непрерывному обучению и повышению квалификации в академическом сообществе. Одной из основных проблем, связанных с мотивами профессионального развития преподавателей колледжей, является нехватка времени и ресурсов. Преподаватели колледжей часто имеют большую рабочую нагрузку, включая преподавательские обязанности, исследовательские, административные и другие профессиональные задачи. В результате найти время для мероприятий по повышению квалификации может быть непросто, что приводит к отсутствию мотивации заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Кроме того, ограниченный доступ к ресурсам, таким как финансирование учебных программ, семинаров и конференций, способствует еще большему снижению мотивацию педагогов к участию в инициативах по профессиональному развитию.

Другим важным фактором, влияющим на мотивы профессионального развития среди преподавателей колледжей, является воспринимаемая актуальность и влияние их деятельности на преподавательскую практику. Педагоги могут быть более мотивированы к профессиональному развитию, если они верят, что это напрямую повлияет на их эффективность в преподавание и воспитание студентов, и улучшит результаты обучения учащихся. Однако, если они воспринимают мероприятия по повышению квалификации как оторванные от их повседневных преподавательских и воспитательных обязанностей или не имеющие практической применимости, их мотивация к участию может, безусловно, снизиться.

Кроме того, организационная культура и системы поддержки в колледжах могут существенно повлиять на мотивы преподавателей к профессиональному развитию. Поддерживающая и поощряющая институциональная среда, в которой ценится непрерывное обучение и придается ему приоритетное значение, может повысить мотивацию педагогов к участию в мероприятиях по профессиональному развитию. И наоборот, отсутствие поддержки, включая ограниченное признание усилий по профессиональному развитию, отсутствие возможности наставничества и совместных учебных сообществ, может подорвать мотивацию педагогов инвестировать в свой профессиональный рост.

Таким образом, руководителю среднего профессионального образовательного учреждения необходимо учитывать, что каждый педагог может мотивироваться к развитию профессиональных навыков и умений разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации руководителю поможет проведение внутренней диагностики мотивационной среды у преподавателей.

Для этого мы на базе исследования — в ГПОУ ЯО «Ярославский автомеханический колледж» провели диагностику мотивации преподавателей к воспитательной работе в колледже, благодаря которой смогли выделить ключевые мотивационные факторы.

Анализ результатов диагностики показал, что различные категории педагогов колледжа отдают разное предпочтение тому или иному типу мотиву в своей профессиональной работе. Самые распространенные мотивы среди преподавателей — это уровень заработной платы (100 %); размер премий и стимулирующих надбавок (85 %), а также желание студентов колледжа учиться и принимать участие в воспитательных мероприятиях, проводимых в колледже (100 %). Самый низкий уровень показали следующие мотивы: расписание занятий (65 %) и признание со стороны руководителей и коллег (69 %).

Анализ удовлетворенности педагогов автомеханического колледжа заработной платой нам показал, что 40 % преподавателей данного учебного заведения скорее не удовлетворены заработной платой, чуть меньшее количество полностью не удовлетворено (32 %), а 20 % скорее удовлетворены, и всего 8 % педагогов довольны.

Изучение следующих результатов анкетирования показало, что стимулирует педагогов совершенствовать профессиональную деятельность: самый высокий уровень по совершенствованию деятельности педагогов колледжа показали- повышение квалификации (85 %) и материальное награждение (85 %). Средний и низкий уровень по совершенствованию деятельности педагогов показали посещение уроков коллег (40 %), экспериментальная работа со студентами (65 %).

С целью выявления мотивационного комплекса педагогов нами было проведено анкетирование по методике К. Замфир. При исследовании мотивации педагогов автомеханического колледжа по методике К. Замфир, результаты анкетирования показали, что у 52 % преподавателей ведущей является внутренняя мотивация, она больше внешней положительной мотивации и внешней отрицательной мотивации, это говорит об их привлекательности к своей работе, о стимуле профессионального роста, развития и желании совершенствовать профессиональное мастерство. Это выражается в чувстве уверенности в своих силах и намерениях, собственной компетенции, удовлетворении результатами своего труда и самореализации. Однако 18 % педагогов имеют внешнюю положительную мотивацию, и 10 % — внешнюю отрицательную мотивацию, а 20 % педагогов автомеханического колледжа имеют смешанную мотивацию.

Таким образом, по результатам диагностики мы в своем исследование пришли к выводу о том, что для создания эффективной системы мотивации преподавателей к воспитательной работе в колледже необходимо выделить и выполнить три этапа: диагностику мотивационной среды, разработку комплексной системы мотивации, включающей материальные и моральные стимулы, и регулярный мониторинг и корректировку системы мотивации.

Стратегии решения проблемы.

Решение проблемы мотивов профессионального развития преподавателей колледжей требует многогранного подхода, учитывающего различные факторы, влияющие на их вовлеченность в непрерывное обучение и повышение квалификации. Одной из потенциальных стратегий является предоставление гибких и доступных возможностей профессионального развития, учитывающих плотный график преподавателей и различные предпочтения в обучении. Это может включать в себя предложение онлайн-курсов, модулей самостоятельного обучения или программ микро-аттестации, которые позволят педагогам заниматься профессиональным развитием в своем собственном темпе и с удобством. Более того, колледжи могут создать благоприятную институциональную культуру, которая ценит и признает усилия преподавателей по профессиональному развитию. Этого можно достичь с помощью таких инициатив, как создание программ наставничества, создание сообществ практиков, где преподаватели смогут сотрудничать и обмениваться передовым опытом, а также предоставление стимулов или вознаграждений за активное участие в мероприятиях по повышению квалификации. Поощряя культуру непрерывного обучения и повышения квалификации, колледжи могут повысить мотивацию преподавателей инвестировать в свой профессиональный рост. Также администрации и руководителю колледжа следует уделять приоритетное внимание приведению мероприятий по повышению квалификации в соответствие с повседневными преподавательскими обязанностями педагогов и конкретными потребностями их учащихся. Этого можно достичь с помощью оценки потребностей, механизмов обратной связи и индивидуальных планов профессионального развития, учитывающих интересы отдельных педагогов и области, требующие улучшения. При этом инициатива педагога в вопросах совершенствования качества образовательного процесса должна приветствоваться в образовательной̆ организации [5].

Демонстрируя практическую значимость и влияние профессионального развития на преподавательскую практику педагогов и результаты учащихся, колледжи могут повысить мотивацию преподавателей к обучению и развитию.

Отметим, что решение проблемы мотивов профессионального развития преподавателей колледжей требует системного подхода, который предполагает сотрудничество между преподавателями, администраторами и соответствующими заинтересованными сторонами. Колледжи могут создавать междисциплинарные комитеты по повышению квалификации или целевые группы для разработки и реализации комплексных стратегий, учитывающих различные факторы, влияющие на мотивацию педагогов к профессиональному развитию. Вовлекая преподавателей в процесс принятия решений и создавая возможности для совместного лидерства в инициативах по профессиональному развитию, колледжи могут воспитывать у преподавателей чувство сопричастности и целеустремленности.

В заключение следует отметить, что проблема мотивов профессионального развития преподавателей колледжа является сложной требующей тщательного рассмотрения различных факторов, влияющих на их вовлеченность в непрерывное обучение и повышение квалификации. Понимая различные мотивации преподавателей колледжей, решая проблемы, связанные со временем и ресурсами, создавая благоприятную институциональную культуру, согласовывая мероприятия по повышению квалификации с преподавательскими обязанностями педагогов и, способствуя сотрудничеству между преподавателями и администраторами, колледжи могут повысить мотивацию педагогов инвестировать в свой профессиональный рост. Также изучение (мониторинг) мотивов профессионального развития у преподавателей в колледжах является весьма актуальной по следующим причинам:

— Повышение качества преподавания: понимание мотивов профессионального развития может помочь в повышении качества преподавания и воспитания в колледжах. Определив конкретные потребности и мотивы педагогов, учебные заведения могут адаптировать программы профессионального развития для удовлетворения этих потребностей, и в результате, улучшить общий опыт преподавания и воспитательной работы для студентов;

— Удержание интереса и удовлетворенности к профессиональной деятельности: изучение мотивов профессионального развития так же может поспособствовать удержанию интереса и росту удовлетворенности в профессиональной деятельности преподавателей колледжа. Понимая, что побуждает преподавателей искать новые возможности для профессионального развития, учебные заведения смогут создавать более эффективные и увлекательные программы, способствующие дополнительному интересу к своей работе и в развитии в ней;

— Институциональная эффективность: понимание мотивов профессионального развития может способствовать повышению общей эффективности средних профессиональных образовательных учреждений. Согласовывая возможности профессионального развития с потребностями и мотивами педагогов, колледжи смогут повысить общую эффективность своей работы и влияние на результаты обучения студентов;

— Распределение ресурсов: исследование мотивов профессионального развития может стать основой для принятия различных решений и распределения ресурсов в колледжах. Определив области, в которых педагоги наиболее мотивированы, средние профессиональные образовательные заведения смогут более эффективно и рационально распределять ресурсы для поддержки их роста и развития;

Инновации в образовании: наконец, изучение мотивов профессионального развития также может способствовать инновациям в образовании. Понимая, что побуждает педагогов стремиться к профессиональному росту, учебные заведения могут способствовать развитию культуры постоянного совершенствования и инноваций, что приводит к совершенствованию методов преподавания и опыта обучения студентов.

Таким образом, мы можем считать, что продвижение культуры профессионального саморазвития среди преподавателей колледжей имеет важное значение для повышения качества образования и улучшения успеваемости учащихся, а также является весьма актуальным вопросом, поскольку повышение качества преподавания, удержанию преподавателей, институциональной эффективности влияет на развитие среднего специального профессионального образования в целом.

Литература:

  1. Мухаметзянова, Ф. Ш. Профессиональное развитие педагогов СПО: результаты мониторинга / Ф. Ш. Мухаметзянова, Г. А. Шайхутдинова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 24-й Международной научно-практической конференции, 23–24 апреля 2019 г., Екатеринбург / Рос. гос. проф. — пед. ун-т. — Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2019. — С. 94–99.
  2. СубочеваМ. Л. Организационно-педагогические условия реализации дистанционного обучения в системе постдипломного образования педагогов УСПО [Текст] / М. Л. Субочева// Достижения ученых XXI века: Сборник материалов 5-й международной научно-практической конференции: «Достижения ученых XX века» 29–30 июля 2012. — Тамбов: издательство ТМБпринт, 2012. -С. 30–34.
  3. Субочева М. Л. Современные модели повышения квалификации педагогических работников СПО / М. Л. Субочева // Преподаватель ХХI век. 2016. No 2. С. 5460.
  4. Поташник М. М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). [Текст] / М. М. Поташнин. — Педагогическое общество России, 2002. — 353 с.
  5. Опфер Е. А. Имидж современного педагога [Текст]: учебное пособие для студентов направления «Педагогическое образование» / Е. А. Опфер; М-во образования и науки РФ, Волгогр. гос. соц.- пед. ун-т. — Волгоград: Принт, 2017. — 84 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное развитие, повышение квалификации, профессиональный рост, непрерывное обучение, мотивация педагогов, колледж, педагог, преподаватель, профессиональное развитие преподавателей колледжей, автомеханический колледж.


Похожие статьи

Задать вопрос