Влияние социально-идеологических изменений на национальное культурное наследие | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 14.02.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Чайникова, О. О. Влияние социально-идеологических изменений на национальное культурное наследие / О. О. Чайникова, О. А. Чайникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 151-155. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111309/ (дата обращения: 03.05.2024).



В работе рассматривается опыт переоценки ценности историко-архитектурного наследия под влиянием социально-идеологических изменений в период начала и конца XX века на территории Санкт-Петербурга. На примере объекта в Санкт-Петербурге установлена социально-идеологическая оценка объекта и последствия этого. Рассмотрены возникающие сложности и определены возможности оценки историко-культурной ценности объекта в условиях современного нормативно-правового поля.

Ключевые слова: ценность, историко-архитектурное наследие, значимость, памятник, объект культурного наследия.

This paper examines the experience of revaluation of the value of historic-architectural heritage under the influence of socio-ideological changes in the period of the beginning and end of the XX century on the St. Petersburg’s territory. The socio-ideological assessment of the object and its consequences are established on the example of an object in St. Petersburg. The emerging difficulties are considered and the possibilities of assessing the historical and cultural value of the object in the conditions of the modern normative-legal field are determined.

Keywords: value, historic-architectural heritage, significance, monument, cultural heritage site.

Начало XX века в сфере историко-культурного наследия характеризуется на территории России характеризуется рядом исторических событий и связанными с ними последствиями — Гражданская война, Октябрьская революция 1917 года, коллективизация, национализация. Наследие страны подвергалось изъятию, национализации, а нередко разрушению и полной утрате, как оскорбительное и недопустимое напоминание о ненавистном царском режиме.

Конец XX века ознаменован возвращением к истории, переоценкой ценностей. «Мы — не только то, что мы обретаем, мы — то, что мы утрачиваем» [1, с. 9]. Инвентаризация выявила ужасающие цифры и факты — невосполнимую утрату огромного количества архитектурного наследия, порой безвозвратно.

Пересмотр и переоценка исторических событий привели к неизбежности обозначить значимость и ценность связанных с ними исторических персонажей и объектов — здания и сооружения, что выразилось в установке памятных и мемориальных досок, памятных крестов, обозначения мемориальной ценности, призыва к памяти. Актуальность вопроса обострена именно утратой наследия, что подтверждают слова Пьера Нора: «О памяти столько говорят только потому, что ее больше нет» [2, с. 1].

«Память является связующей структурой общества. С одной стороны, она обеспечивает целостность «цепи времен», утверждая и подтверждая системы ценностей, с другой — представляет возможности и репертуар для выработки новых образцов и примеров для подражания» [1, с. 17].

Переоценка ценностей в этот период показала и ясно определила, что «историческая память структурируется временем», и уровень исторического знания называется «коллективной памятью» [3]. Социальная или «коллективная память» имеет свойство выдвигать на первый план то, что ценно в настоящем, попирая иные ценные и значимые параметры, качества, свойства, особенности объекта [1, с. 8].

Сегодня существует термин «коммеморация», который определен Я. Зерубавель как «сохранение в общественном сознании памяти о значимых событиях прошлого. Коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое отношение к репрезентации прошлых событий» [4].

При этом, безусловно, важно не впадать в эту самую коммеморацию при безудержной попытке ничего не забыть.

Увековечение исторической памяти имеет ряд способов и форм, в которых оно осуществляется, они определены Еремеевой, в числе которых: 1) увековечивание имени (в названиях крепостей, городов, каналов, заведений и прочее); 2) архитектурные памятники (церкви, часовни, триумфальные ворота, курганы и прочее); 3) скульптурные памятники и мемориальные доски [1, с. 11].

То есть налицо материализация и визуализация абстрактного понятия «память», откуда и название «памятник» — некое хранилище памяти, фиксирующее послание из прошлого в будущее. Открытие этого хранилища, то есть понимание и прочтение памятника и памяти доступно не каждому, но память присваивается объекту, и статус объекта формируются естественно, обыденно, без насилия и искусственности.

В истории послереволюционной России ограниченная доступность к пониманию смысла памяти привела к тому, что определенные социальные группы, связанные «коллективной памятью», выраженной в ценности, общей для всех, пытались искусственно определить и назначить эти ценности. То есть, в рамках одной культуры (отечественной) в разные периоды времени отношение к одному и тому же объекту памяти идеологически менялось диаметрально противоположно.

Памятники становились знаком власти. Революция 1917 года разорвала связь с прошлым. Памятники национальной культуры утрачивали свои ценностные характеристики, элементы, функцию, наименование, и становились социально-идеологическими объектами или культурными памятниками (в лучшем случае — музеи), если не уничтожались вовсе, под лозунгом выражения воли народа.

Изменения исторической и мемориальной ценности объекта — историко-культурного объекта, памятника архитектуры напрямую зависели от социально-идеологического устройства общества и, нередко, его настроения.

Так религия после 1917 года в России была отвергнута вовсе. Ввиду чего мемориальное храмостроительство в России как один из наиболее древних и традиционных способов запечатления памяти о знаменательных событиях отечественной истории, после событий 1917 года пострадало наиболее сильнее. Храмы лишались глав, крестов, колоколен, звонниц, храмовых росписей, утвари, и нередко уничтожались полностью, как, например, утрата часовни (1868–1869 — арх. Видов А. Ф.), установленной на станции в честь чудесного спасения Императора Александра II при покушении на него поляка-террориста Березовского в 1867 году. «Небольшая каменная часовня вблизи железнодорожной станции была заложена в сентябре 1868 г. <…>

25 Мая 1869 г. <…> в присутствии Императора Александра II и нескольких лиц Императорской Фамилии часовня была освящена <…>» [8] (Рис. 1).

Часовня Александра Невского. 1878 г.[1]

Рис. 1. Часовня Александра Невского. 1878 г.[1]

«После революции 1917 года часовня разделила участь многих часовен и церквей России. <…>

В 1949 году ее снесли, но сохранился фундамент» [5, с. 207].

В настоящее время на месте утраченной часовни местной администрацией и жителями поселка установлен памятный крест Императору Николаю II, который вместе с семьей отправился в последний путь со станции Александровская, о чем он лично написал в своем дневнике: «…Выпили чаю, и, наконец, в 5 1/4 появился Кер [енский] и сказал, что можно ехать. Сели в наши «два мотора и поехали к Александ [ровской] станции. Вошли в поезд у переезда. Какая-то кавалер. часть скакала за нами от самого парка. У поезда встретили И. Татищев и двое комиссаров от прав-ва для сопровождения нас до Тобольска. Красив был восход солнца, при кот. мы тронулись в путь на Петроград и по соедин [ительной] ветке вышли на Северн. ж. д. линию. Покинули Ц. С. в 6.10 утра» [6].

Мемориальное значение исторических событий исключительно, так как связано с Высокими историческими персонами Императорской семьи, что отмечено благодарными потомками, нашими современниками в разных уголках нашей большой страны с помощью установки памятных знаков и мемориальных досок, созданием музеев и постоянных выставок [7].

«После гибели царской семьи в 1918 году в Александровском дворце открыли государственный музей. Его выставки рассказывают о жизни последнего императора. В залах представлены портреты Романовых, костюмы и оружие, книги и художественная бронза — предметы, которые украшали интерьеры резиденции» [9, 10].

В память об этих трагических событиях на сохранившемся фундаменте утраченной часовни в 2011 году установлен небольшой «Памятный знак в виде креста с воспроизведенной фотографией Николая II, надписью “Император Николай II. Благодарная Россия”» [5, с. 207].

В 2018 году в здании станции Александровская торжественно установили мемориальную доску в честь последнего российского Императора [5, с. 204].

«В Тобольске царская семья жила с августа 1917-го по апрель 1918 года. Их поселили в нижнем городе — в Губернаторском доме. Романовы заняли весь второй этаж, на первом разместилась прислуга. Сегодня в Губернаторском доме находится экспозиция, посвященная ссылке царской семьи в Тобольске» [9] (Рис. 2).

Современное состояние — сохранившийся стилобат утраченной часовни и памятный крест Императору Николаю II (фото Чайниковой О. О.)

Рис. 2. Современное состояние — сохранившийся стилобат утраченной часовни и памятный крест Императору Николаю II (фото Чайниковой О. О.)

Исследования значимости и отношения общества к трагическим историческим событиям выявили признание современным обществом этих событий значимыми, важными фактами в истории России. В условиях современного законодательства память отмечена установкой мемориальной доски и памятного креста, открытием выставок, музейных экспозиций. Таким образом, достоверное установление исторического события и участвующих персон, позволяет запечатлеть память о них будущим поколениям разными способами и в разных формах.

Мемориальная и историческая ценности неразрывно связаны, но не всякое историческое событие имеет мемориальную ценность и значимость, при этом мемориальная ценность может не быть связана с историческим событием, но с исторически значимой персоной.

Так часовня на станции Александровская выполнена по проекту архитектора А. Ф. Видова в честь Императора Александра II, что, безусловно, выявляет мемориальную и историческую ценности и значимости, учитывая, что задействованы высочайшие персоны Государства. При этом территория относится к железнодорожной станции, которая, в свою очередь, также связана с другой Высочайшей особой Государства Российского — Императором Николаем II и трагическими историческими событиями его семьи. Другая известная персона в истории России — Владимир (Ульянов) Ленин также отметился своим пребыванием на станции Александровская, но это личность времени другой идеологии государства.

В настоящее время активной группой общества градозащитников приоритет отдается в пользу мемориальной ценности, связанной с жизнью и трагической гибелью семьи Императора Николая II, события, произошедшие 105 лет назад, из которых 95 лет — время забвения не только императорской семьи, но и истории, а 70 лет из этого периода относились к поклонению вождю народа.

Таким образом, определение такой ценности, как мемориальная — всегда не только субъективно, но также еще и тесно связано с оценкой социально-идеологической картины общества и государства в разные временные периоды, а также отношением к историческим персонам. Научная точка зрения на базе достоверных историко-архивных обоснований подтверждает неоспоримую мемориальную значимость объектов, но при этом также отмечает, что значимость одной персоны существенно повышается в условиях современного социально-идеологического климата общества, учитывая другую, как фиксация исторического факта.

Литература:

  1. Еремеева С. А. Памяти памятников: Практика монументальной коммеморации в России XIX — начала XX в. / Светлана Еремеева. М.: РГГУ. 2015. 529 с.
  2. Пьер Нора. Проблематика мест памяти // https://mipt.ru/education/chair/philosophy/upload/6ec/nora1-arph7asf0ow.pdf (дата обращения: 07.04.2023).
  3. Морис Хальбвакс. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас. № 2, 2005 // https://magazines.gorky.media/nz/2005/2/kollektivnaya-i-istoricheskaya-pamyat.html (дата обращения: 07.04.2023).
  4. Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти / Я. Зерубавель // Ab imperio. 2004. № 3. С. 71–90.
  5. Башкиров К. С. Страницы истории поселка Александровская и его окрестностей. Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга посёлок Александровская, Местная администрация муниципального образования посёлок Александровская. Санкт-Петербург: [б. и.]. 2021. 287 с.;
  6. Николай II (Романов Николай Александрович, император). Дневники императора Николая II / сост., коммент. и примеч. В. П. Козлова, Т. Ф. Павловой, З. И. Перегудовой; общ. ред. и предисл. К. Ф. Шацилло.- М.: Орбита, 1991. 736 с. URL: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=12996 (дата обращения: 08.04.2023).
  7. Долгов А. Памятники и монументы, сооруженные в ознаменование достопамятнейших русских событий и в честь замечательных лиц / А. Долгов Санкт-Петербург, 1860 год. Источник: https://antiquebooks.ru/category.php?ch=book&book=108845 (дата обращения: 07.04.2023)
  8. Часовня на станции Александровская. URL: https://www.citywalls.ru/house29961.html?s=nluuamildho1u6anqqvkh00pem.
  9. Императорский маршрут. От Царского Села до Екатеринбурга. URL: https://www.culture.ru/s/imperatorskiy-marshrut/
  10. Царское село. 1917. Накануне… URL: https://statearchive.ru/888

[1] Россия, Санкт-Петербург, Пушкинский район, Александровская. Построена в честь счастливого спасения от покушения императора Александра II в Париже 25 мая 1867 года. Фундамент и ступени сохранились до сих пор http://sobory.ru/photo/356463. URL: https://pastvu.com/_p/a/z/m/9/zm9zsnb1mh1jiivh87.jpg.

Основные термины (генерируются автоматически): мемориальная ценность, историческое событие, памятный крест, память, событие, Тобольск, утраченная часовня, Губернаторский дом, железнодорожная станция, императорская семья.


Ключевые слова

Ценность, значимость, памятник, объект культурного наследия, историко-архитектурное наследие

Похожие статьи

Задать вопрос