Использование инфографики на уроках истории при работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 15.02.2024

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Ануфриева, О. Н. Использование инфографики на уроках истории при работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья / О. Н. Ануфриева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 201-203. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111303/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье автор рассматривает возможность использования инфографики на уроках истории для детей инвалидов и лиц с ОВЗ.

Ключевые слова : визуальная информация, визуальная коммуникация, инфографика.

Сегодня мы живем в век четвертой промышленной революции. В жизнь людей форсированными темпами проникают новые технологии: мобильные и цифровые, искусственный интеллект, визуализация и т. д. Это ведет к глобальным изменениям в различных сферах жизнедеятельности общества.

Научно-технический прогресс открывает обществу новые технологические перспективы развития, а социальные изменения влияют на личность. Таким образом, трансформируется его восприятие, умение работать с информационными потоками, которых становится все больше и больше. Для эффективного решения проблем нашего времени и адекватного восприятия вызовов современного информационного общества, система образования должна перестраиваться на основе современных открытий и достижений. Сегодня цифровые технологии приобрели статус востребованных инструментов современного образовательного процесса.

В настоящее время в виду изменения системы образования актуальной остается проблема обучения и воспитания детей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее — лиц с ОВЗ).

В соответствии с федеральным законодательством обучение инвалидов и лиц с ОВЗ трактуется как «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [1]. Исходя из этого, под обучением следует понимать взаимодействие педагога и обучающегося, в процессе которого происходит развитие обучающегося и усвоение им определенных знаний.

Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту для детей инвалидов и лиц с ОВЗ одной из приоритетных задач является формирование навыков коммуникации в процессе обучения.

Включение детей инвалидов и лиц с ОВЗ в инклюзивную образовательную среду способствует более продуктивному обучению и социализации. Для усвоения большого потока информации об историческом процессе для данных категорий необходимо на занятиях развивать визуальное восприятие и коммуникацию.

Психолог Р. Арнхейм считает, что визуальное мышление — это особый интегративный вид мышления, который базируется на творческом воображении. Сочетает в себе особенности продуктивного восприятия и наглядно-образного мышления у обучающегося. Таким образом, визуальное мышления осуществляет оперирование наглядными образами и порождение новых визуальных форм, несущих смысловую нагрузку и делающих значение видимым.

Академик А. А. Вербицкий понимает процесс визуализации как «свертывание мыслительных содержаний в наглядный образ; будучи воспринятым, образ может быть развернут и служить опорой адекватных мыслительных и практических действий» [2, с.12]. Исходя из этого, определение позволяет развести понятия «визуальный», «визуальные средства» от понятий «наглядный», «наглядные средства». В педагогическом значении понятия «наглядный» всегда основано на демонстрации конкретных предметов, процессов, явлений, представление готового образа, заданного извне.

Расширяя границы «технологии визуализации учебной информации», Лаврентьевым Г. В. и Лаврентьевой Н. Е. представлено, что визуализация это не только знаковые, но и некоторые другие образы, выступающие на первый план в зависимости от специфики изучаемого объекта [3]. Это могут быть базовые элементы зрительного образа: точка, линия, форма, тон, цвет, размер, масштаб, с помощью данных элементов усиливается восприятие информации.

Визуальная информация в соответствии с принципом наглядности, выдвинутым Я. А. Каменским, всегда широко использовалась в образовательном процессе: это механизмы, модели реальных объектов, опорные схемы и таблицы, оперативные схемы действий, семантические и фреймовые модели, и др. [4, c.2].

В настоящее время увеличение объема и разнообразия форм образовательной информации имеет отрицательные черты, которые связанны с ограниченностью восприятия и общими трудностями создания условий эффективной передачи знаний особенно для детей инвалидов и лиц ОВЗ.

Использование инфографики на уроке истории для данных категорий обучающихся помогает заложить первичное представление об историческом процессе, которое будет детализироваться за счет введения новых персоналий, событий, явлений с помощью визуальной коммуникации, которая обеспечивает передачу конкретной информации с помощью зрительных форм, например, знаков, символов, рисунка, графического дизайна, диаграмм, мультимедийных иллюстраций.

Цель инфографики — донести целевую информацию до обучающегося разнообразными способами и обеспечить ее усвоение. Её преимущества, как визуальной коммуникации, это возможность стимулирования активности обоих полушарий головного мозга.

Кроме того, среди основных принципов инфографики можно выделить актуальность, популярность и востребованность темы на текущий момент, простота, образность преподносимой информации, предварительная обработка, точность передачи информации, внешняя привлекательность контента, что способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Таким образом, инфографику безусловно можно назвать активным методом обучения для детей инвалидов и лиц с ОВЗ, который обогащает, систематизирует знания обучающихся, при этом способствуя активному осмыслению изучаемого материала. Это приводит к заинтересованности детей, вовлечению их в образовательный процесс и самостоятельному поиску решений учебных задач. Например, найти интересные факты, составить краткий устный ответ, используя инфоргафику, составить вопросы.

Исходя из этого, можно выделить преимущества использования инфографики на уроках истории для детей инвалидов и лиц с ОВЗ. Визуальная коммуникация позволяет легче воспринимать большое количество информации. С помощью инфоргафики развивается визуальная грамотность обучающихся, а также обучение критичному отношению к источникам информации.

Литература:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ, ред. от 25.12.2023 № 685-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — Режим доступа: СПС ГАРАНТ: http://base.garant.ru/
  2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции/ А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. Москва: Логос, 2009. — 336 с.
  3. Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева, Н. А. Неудахина Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов//http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch8/glava_8_1.html
  4. Лаптев В. В. Инфографика: основные понятия и определения // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. — 4(184). — 2013. — С. 180–187.
  5. Фахриева Л. С. Использование инфографики на уроках истории // Научные высказывания. 2023. № 8 (32). С. 28–30. URL: https://nvjournal.ru/article/Ispolzovanie_infografiki_na_urokah_istorii
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок инвалидов, визуальная коммуникация, лицо, урок истории, визуальная информация, визуальное мышление, исторический процесс, образ, образовательный процесс.


Похожие статьи

Задать вопрос