Механизмы государственного (муниципального) регулирования земельно-имущественных отношений в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 14.02.2024

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Соколова, Я. А. Механизмы государственного (муниципального) регулирования земельно-имущественных отношений в России / Я. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111285/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье исследуется теоретико-правовые аспекты, лежащие в основе современных механизмов государственного (муниципального) регулирования земельно-имущественных отношений в России. Кратко рассматривается пример города Москвы. Предлагается совершенствование механизмов государственного (муниципального) регулирования земельно-имущественных отношений в России путем развития общественного контроля.

Ключевые слова: земельно-имущественные отношения, государственное регулирование, муниципальное регулирование, механизм.

Как показывает мировой опыт, от состояния земельно-имущественных отношений во многом зависит уровень и стабильность социально-экономического развития стран независимо от их общественно-политического устройства. Земельно-имущественные отношения своеобразны, требуют детальной правовой регламентации и постоянного государственного регулирования.

Несмотря на наличие работ отечественных ученых, посвященных исследованию проблематики эффективного использования земельно-имущественных ресурсов, учитывая сложность и многоаспектность проблемы, на сегодня она остается недостаточно разработанной, в частности, из-за отсутствия единого интегрированного подхода и комплексного управления земельно-имущественным комплексом государства.

Земельно-имущественные отношения могут стать мощным фактором влияния на экономический рост и социальные преобразования. Вместе с тем возможен и негатив, который появляется в случае неэффективного использования земельно-имущественного комплекса, слабого привлечения земельных ресурсов в хозяйственный оборот. Поэтому создание эффективного механизма государственного регулирования должно базироваться на должной нормативно-правовой основе и эффективных методах.

Нужно отметить, что в научных исследованиях большинство авторов утверждают, что механизм государственного регулирования необходимо рассматривать как совокупность организационно-экономических методов и инструментов, с помощью которых выполняются взаимосвязанные функции для обеспечения непрерывного, эффективного воздействия соответственно системы (государства) на повышение функционирования экономики [10]. То есть, государственные институты регулируют макроэкономические процессы, выполняют нормативно-правовые, административные и социально-экономические функции за счет соответствующего инструментального обеспечения (комплекса рычагов, моделей, методов, приемов и др.), что обеспечивает решение стратегических задач, связанных с развитием национальной макроэкономической среды и ее сегментных составляющих, в том числе и земельно-имущественного сектора.

Таким образом, механизмы институционального регулирования — это совокупность мер и соответствующих институций, посредством которых государство осуществляет свое влияние на макроэкономическую среду и ее субъекты и объекты.

По итогам систематизации научных точек зрения Е. П. Губин выделяет отдельные виды и формы механизмов, а именно: организационный механизм, механизм управления, экономический механизм, хозяйственный механизм, финансовый механизм, трансмиссионный механизм и прочие [7]. Рассматривая сущность механизма с точки зрения государственного регулирования, представляется необходимым учитывать наличие соответствующих функций государства по управлению экономическими, финансовыми, социальными, экологическими и другими процессами, для эффективности которых необходимым условием является действенный механизм внедрения.

Необходимо отметить, что категория «механизм регулирования» характеризуется сложностью значения и особенностью структурных компонентов. Механизм регулирования подчеркивает свою актуальность как на микроуровне — механизм регулирования земельно-имущественного сектора, мезо — механизм внутриотраслевого регулирования, так и на макроуровне — механизм межотраслевого регулирования. Основные подходы к трактовке механизма государственного регулирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные подходы к трактовке механизма государственного регулирования

Автор

Определение

Е. Г. Багудина

Одна из основных форм участия государства в экономике, которая заключается в ее влиянии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны [6]

Н. М. Тюкавкин, А.В.

Бадирова

Главный элемент экономической системы общества. С его помощью осуществляется государственное участие в экономике любой страны, он определяет роль государства в экономке [9]

В. С. Мартемьянов

Представляет государственное действие в отношении конкретного хозяйствующего лица (лиц), направленное на прекращение, преобразование или аннулирование экономической обстановки или, наоборот, сохранение ее в надлежащем положении [8]

С. Н. Шишкин

Комплекс действий, предусмотренных законом и направленных на организационное, правовое, экономическое воздействие на экономику, включает защиту для субъектов предпринимательской активности и меры господдержки, в том числе госконтроль за соблюдением законодательства со стороны этих субъектов [11]

Е. П. Губин

Цель государственного регулирования экономики заключается в осуществлении государственной экономической политики при помощи специальных методов, средств и форм. Она направлена на нормализацию отношений в условиях рыночной экономики путем активной работы правительственных органов [7]

Согласно Конституции Российской Федерации [1] земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36).

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее — ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [2]. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» (далее — Постановление № 629), в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона № 58-ФЗ. Документ предусматривает [3]:

– дополнительные случаи предоставления земельных участков без проведения торгов;

– существенное сокращение сроков процедур по предоставлению земельных участков.

Федеральным законом № 58-ФЗ и Постановлением № 629 определены особенности регулирования земельных отношений в текущем 2022 году. Основная цель реализуемых мер — поддержка сельхозтоваропроизводителей, землепользователей и землевладельцев.

Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» [4] регулирует отношения в сфере землепользования в городе Москве, устанавливает порядок осуществления городом Москвой полномочий по управлению и распоряжению землями в городе Москве, особенности управления землями в городе Москве, обусловленные законодательством о градостроительной деятельности, порядок охраны земель, а также регулирует отношения в сфере установления и взимания платы за использование земель в городе Москве в пределах компетенции города Москвы как субъекта Российской Федерации.

Вступившие в силу законы 455-ФЗ и 472-ФЗ закрепили особый статус города Москвы как субъекта РФ, в котором регулирование земельных и градостроительных отношений существенно отличается от общих правил.

Закон 455-ФЗ продлил до 1 января 2025 г. для Москвы особый режим, позволяющий органам власти города Москвы наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом РФ, предусматривать собственные (дополнительные) основания для принятия следующих решений: об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Соответствующие изменения внесены в ст. 9 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802–1 «О статусе столицы Российской Федерации». Нужно заметить, что право иных субъектов РФ устанавливать указанные выше дополнительные основания прекратилось 1 января 2020 г. (части 29–31 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 г. № 171-ФЗ), т. е. только Москва сохранила указанную возможность.

Согласно полномочиям, Правительство Москвы принимает нормативные акты, регулирующие изменения в соответствии с социально-экономическими потребностями города.

Так, Постановлением Правительства Москвы от 22.03.2022 № 407-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы» [5] утверждены меры поддержки застройщиков, предприятий торговли и сферы услуг, субъектов МСП и других арендаторов городской недвижимости, в частности ставка платы при предоставлении рассрочки за земельные участки, оформляемые в аренду для строительства, снижена до 9,5 процента в 2022 году; арендная плата за земельные участки, оформляемые для проектирования и строительства (реконструкции) объектов промышленно-производственного назначения, установлена в размере 1 рубля в год.

Следует отметить, что на практике некоторые из правовых актов в полной мере не реализуются. Так, например, несмотря на подписанный президентом России еще в апреле 2021 года Федеральный закон № 79, на основании которого граждане в течение 5 лет могут оформить в собственность участки земли под своими гаражами и таким образом их «легализовать», людей, которым за почти два года удалось это сделать в Москве оказалось катастрофически мало. Фактически этот закон не работает.

Нужно отметить и другую похожую проблему. Градостроительная политика Москвы развивается в направлении упрощения критериев изъятия земли у населения. Известную обеспокоенность жителей Москвы вызвала реализация программы реновации, которая предполагала переход в собственность города Москвы сносимого многоквартирного дома вместе с земельным участком, на котором он расположен (и он вместе с придомовой территорией находится в общей долевой стоимости собственников квартир дома).

На сегодня видится перспективным создание механизма и урегулирования вопросов проведения общественного земельного контроля.

Важность осуществления общественного контроля не оспорима, ведь кардинальное улучшение деятельности по контролю землепользования органами местного самоуправления может обеспечить контроль со стороны общественности, ведь в демократическом обществе деятельность общественных организаций любых уровней имеет весомое значение в управления, а особенно такой его функции как контроль. Потенциал общественных объединений необходимо сосредоточить на существенном улучшении качества контроля, его повсеместности, уменьшении количества коррупционных деяний в земельной сфере, предупреждении криминализации земельного оборота, учитывая высокую стоимость земли в г. Москва.

Среди основных задач общественного контроля можно выделить обеспечение реализации государственной политики в сфере охраны и рационального использования земель и соблюдение физическими и юридическими лицами земельного и природоохранного законодательства. Для эффективности осуществления проверок, а также с целью достижения результатов устранения нарушений по использованию земель требуется взаимодействие инспекторов общественного и муниципального видов контроля.

Сравнивая теоретические аспекты муниципального и общественного контроля, можно отметить, что они имеют общую цель по обеспечению рационального и эффективного использования земель муниципального образования, а соответственно предотвращение нарушения земельного законодательства. То есть, такая цель приводит к достаточно тесному взаимодействию органов, которые наделены определенными полномочиями и осуществляют такие виды контроля.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11- ФКЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 05.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)// Собрание законодательства Российской Федерации от 29 октября 2001 г. № 44 ст. 4147
  3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 № 629 «Об особенностях регулирования земельных отношений в Российской Федерации в 2022 году» [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202204120006
  4. Закон города Москвы от 19 декабря 2007 года № 48 «О землепользовании в городе Москве» [Электронный ресурс] https://docs.cntd.ru/document/3686802
  5. Постановление Правительства Москвы от 22.03.2022 № 407-ПП «О мерах экономической поддержки в условиях санкций и внесении изменений в правовые акты города Москвы» [Электронный ресурс] https://www.mos.ru/authority/documents/doc/48545220/
  6. Багудина Е.Г Экономический словарь / Е. Г. Багудина, А. К. Большаков, И. Н. Бузгалов и др.; Под ред. А. И. Архипова [Электронный ресурс] https://e-library.gumrf.ru/cgi- bin/irbis64r_11/cgiirbis_64.exe?LNG=&P21DBN=IBIS&I21DBN=IBIS_PRINT&S21FMT=fullw_print&C21COM=F&Z21MFN=21193
  7. Губин, Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: монография / Е. П. Губин. — Репр. изд. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2023. — С. 78
  8. Мартемьянов В. С. Хозяйственное право [Электронный ресурс] http://lawlibrary.ru/izdanie2333.html
  9. О механизме государственного регулирования экономики/ Тюкавкин Н. М., Бадирова А. В./ Вестник Самарского государственного университета [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/o-mehanizme-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki
  10. Правовое государство: теория и практика: научный журнал. — Уфа: Башкирский государственный университет, 2020. — № 1 (59). — С. 61
  11. Шишкин С. Н. Предпринимательско-правовые основы государственного регулирования экономики: автореф. дисс.... докт. юрид. наук. [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/predprinimatelsko-pravovye-osnovy-gosudarstvennogo-regulirovaniya-ekonomiki
Основные термины (генерируются автоматически): государственное регулирование, Российская Федерация, отношение, общественный контроль, москва, окружающая среда, деятельность народов, земельно-имущественный сектор, земельное законодательство, механизм регулирования.


Похожие статьи

Задать вопрос