Ответственность за нарушение таможенного законодательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 19.02.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Голов, Н. В. Ответственность за нарушение таможенного законодательства / Н. В. Голов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 75-76. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111262/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье автор рассматривает ключевые особенности административной ответственности за нарушение таможенного законодательства: выделены понятие, особенности, признаки. Автором проведен анализ основных нормотворческих документов таможенного права в части административной ответственности.

Ключевые слова: таможенные органы, ответственность за нарушение таможенных правил, Евразийский экономический союз.

Основным направлением правоохранительной деятельности таможенных органов является борьба с преступлениями и административными правонарушениями (далее — АП) в сфере таможенного законодательства. Работа таможенных органов в области правоохранительной деятельности закреплена как таможенном законодательстве Евразийского таможенного союза (далее ЕАЭС), так и в нормативных актах Российской Федерации в области таможенного регулирования. [1]

Основная цель правоохранительной деятельности заключается в выявлении фактов АП и нарушений в области уголовного, налогового, валютного и таможенного законодательства с помощью проведения различных видов государственного контроля, которые проводят таможенные органы. Эта деятельность требует тщательной подготовленности и постоянного повышения квалификации сотрудников, у которых основная функция заключается в выявлении, предупреждении и пресечении правонарушений, совершаемых во время внешнеторговой деятельности и наносящей большой вред безопасности Российской Федерации в области экономики. Согласно ст. 266 Федерального закона о таможенном регулировании в РФ эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям в сфере таможенного дела является одним из основных критериев оценки качества таможенников.

Не будет лишним упомянуть Стратегию развития таможенных органов до 2030 года, в которой закреплены положения о том, что все больше необходимо совершенствовать правоохранительную деятельность и увеличивать скорость изучения неизвестных ранее угроз для нее на национальном уровне [2].

АП в области таможенного дела — это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, направленное на нарушение актов, составляющих право Евразийского экономического союза, норм законодательства Российской Федерации о таможенном деле, за которые установлена административная ответственность главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [3].

Что касается объекта АП, то к нему относятся общественные отношения, которые регулируются нормами административного и таможенного права. В тоже время в качестве субъекта АП выступают физические лица (индивидуальные субъекты), а также должностные и юридические лица (коллективные субъекты), которые являются участниками внешнеэкономической деятельности. Статьями 28.3.12, 28.3.80 КоАП РФ, а также приказом руководителя ФТС России от 02.12.2014 № 2344 «Об утверждении перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» предусмотрен перечень лиц, которые вправе вести производство по делам об АП [4].

Административная ответственность (далее АО) в таможенной сфере имеет как общие признаки, которые присущи общей юридической ответственности в целом, так и имеет некоторые отличия. Рассмотрим основные признаки, к ним можно отнести: АО — это форма административного принуждения, целью которого является поддержания правопорядка в таможенном деле; относится к механизму осуществеления государственный власти; применяется таможенными органами на основании административного законодательства, является инструментом только государственных органов власти, а не субъектов РФ; регулируется нормами, определенных КоАП международными соглашениями, которые заключены таможенными службами зарубежных стран с целью международного сотрудничества и взаимопомощи; а также АО всегда сопровождается общественным порицанием (осуждением) поведения граждан, которые нарушают правопорядок в этой сфере. АО присуще ограниченный список административных наказаний, а именно: предупреждение, штраф или конфискация предмета нарушения КоАП.

Также она нацелена на восстановление публичных интересов государства: выполнение фискальных функций, защиту экономики, защиту правопорядка и безопасности населения при перемещении товаров и средств международных перевозок через таможенную границу. [5]

К основным целям применения АО в таможенной сфере можно отнести: воспитательная (превентивная) — направлена на предотвращение правонарушений до их совершения; карательная — направлена на понесение наказания правонарушителем; компенсационная — направлена на возмещение вреда правонарушителем; охранительная — выполнение задач таможенной политики и защита государственных интересов в рамках этой политики. [5]

Целью применения мер административной ответственности не может являться унижение человеческого достоинства, причинение физических страданий или нанесение вреда деловой репутации юридического лица (ст. 3.1 КоАП). [3]

Таким образом административная ответственность в области таможенного дела — это предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершение правонарушений в сфере таможенного регулирования (нарушения таможенных правил), связанная с применением к виновным лицам административных наказаний (санкций).

АО в таможенной сфере может выражаться как в виде активного, так и пассивного поведения. Чаще всего, нарушение правил, запретов и ограничений имеет связь с активными действиями. Примером может служить факт сокрытия незадекларированных товаров во время таможенного контроля (ч. 2, ст. 16.1 КоАП РФ). В качестве примера по бездействию, можно привести правонарушение, которое выражается в непредоставление документов, подтверждающих сведения, которые заявлены в таможенной декларации или декларации таможенной стоимости, в установленные законом сроки подачи этих деклараций (ч. 3, ст. 16.12 КоАП РФ). [3]

В настоящее время ведется работа Правительства РФ по качественному улучшению административного законодательства путем принятия различных законов. Например, был принят Федеральный закон от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который вступил в силу 6 апреля 2022 года и затрагивает компетенцию таможенных органов [6]. Так, статья 2.1 КоАП РФ дополнена частью 4, в которой прописаны особенности привлечения лиц к ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения.

Таким образом, Закон № 70-ФЗ имеет цель улучшить положение лиц, которые привлекаются к АО, а также Закон имеет обратную силу, что означает, что он распространяется даже на лицо, которое совершило АП до вступления в силу этого Закона, а также может применяться на любом этапе дела об АП (например, пересмотр или исполнение).

Так, в нынешних реалиях количество АП, к сожалению, только увеличивается, поэтому необходимо подстраиваться под текущую ситуацию в плане мер АО. Таможенные органы всех государств должны создать систему взаимодействия между собой, чтобы максимально быстро и четко предотвращать таможенные правонарушения. Выявление, возбуждение и расследования таможенных нарушений является очень сложным процессом, который в добавок к этому является еще и специфичным и достаточно малоизученным, по сравнению с другими областями права. Поэтому основной целью законодателей должно стать устранение пробелов и противоречий в правовом регулировании дел об АП.

Литература:

  1. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс]: URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)
  2. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]: URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Собрание законодательства РФ. — 2002.
  4. Лаптев Р. А., Рогов Р. А. Исследование роли таможенных органов в обеспечении внешнеэкономической безопасности России // Вестник Евразийской науки. — 2021. — № 1. — С. 82–85.
  5. Зубач, А. В. Таможенное право: учебник для бакалавров/Зубач А. В. и др.; под общ. ред. А. В. Зубача. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 479 с.
  6. Официальный сайт ФТС. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.customs.ru/ (дата обращения: 07.10.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): административная ответственность, Российская Федерация, РФ, правоохранительная деятельность, таможенное законодательство, орган, таможенная сфера, таможенное регулирование, административное законодательство, Евразийский экономический союз.


Ключевые слова

таможенные органы, Евразийский экономический союз, ответственность за нарушение таможенных правил

Похожие статьи

Задать вопрос