Особенности принятия к учёту результатов конкурсных процедур в бюджетных учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №7 (506) февраль 2024 г.

Дата публикации: 13.02.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Кулиева, Д. И. Особенности принятия к учёту результатов конкурсных процедур в бюджетных учреждениях / Д. И. Кулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 7 (506). — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/archive/506/111240/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматриваются значение и принципы формирования результатов конкурсных закупок в бюджетном учреждении. Освещается понятие принимаемых обязательств и их отличие от принятых обязательств, а также способы учета экономии, полученной прибыли при осуществлении закупок с конкурентным способом.

Ключевые слова: государственные закупки, Единая Информационная Система, 44 ФЗ, 223 ФЗ, электронная торговая площадка, платежное поручение, участник.

The article discusses the significance and principles of the formation of the results of competitive procurement in a budgetary institution. The concept of accepted obligations and their difference from accepted obligations is highlighted, as well as ways to account for savings, profits earned when making purchases in a competitive manner.

Keywords: public procurement, Unified Information System, 44 FZ, 223 FZ, electronic trading platform, payment order, participant.

На сегодняшний день государственные закупки имеют значительную долю в финансировании государственного бюджета. Чтобы эффективно расходовать бюджетные средства, необходимо разработать и внедрить рациональную и прозрачную систему государственных закупок [1]. Главными целями такой системы являются:

1) Обеспечение своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчика в товарах, работах и услугах с соответствующими требованиями.

2) Сокращение издержек заказчика путем реализации соответствующих мер.

3) Обеспечение прозрачности и открытости в процессе закупок.

4) Целевое и эффективное использование финансовых средств.

5) Предотвращение коррупции и других неправомерных действий.

6) Поощрение здоровой конкуренции и развитие открытого рынка [2].

Учет обязательств на основе конкурсных процедур начинается с момента принятия соответствующего обязательства. Принимаемые обязательства означают, что организация обязуется предоставить финансовые средства при осуществлении закупки с использованием конкурентных методов выбора поставщиков в соответствующем финансовом году.

Принимаемые обязательства возникают при размещении объявления о проведении закупок в единой информационной системе (ЕИС) в сумме начальной (максимальной) цены контракта или лота.

ЕИС представляет собой систему, объединяющую информацию о государственных закупках.

Разницу между начальной (принимаемым обязательством) и конечной (принятым обязательством) ценами контракта фиксируют как экономию, полученную при конкурентных закупках.

В случае уменьшения цены контракта, заключенного в текущем финансовом году, по установленным случаям (например, при изменении существенных условий контракта, расторжении контракта), необходимо уменьшить принимаемые обязательства текущего года на соответствующую сумму [3].

Принимаемые обязательства на основе конкурсных процедур не выполняются при наличии единственного поставщика и/или при малых закупках (ЗМО). При наличии таких случаев используется понятие «принятое обязательство».

Единственный поставщик по Федеральному закону № 44-ФЗ — это компания, выбранная заказчиком без проведения торгов и конкурсов. Такие договоры заключаются напрямую.

Малые закупки (ЗМО) — это небольшие и быстрые закупки, которые осуществляются через специальные электронные магазины. Вы размещаете свои товары, работы или услуги по фиксированной цене, а заказчик выбирает нужное предложение. В некоторых случаях заказчик размещает запрос, а вы откликаетесь, если готовы выполнить закупку. Малые закупки также известны как неконкурентные [4].

Расходные обязательства — это обязательства, которые учреждение-получатель бюджетных средств должно выполнить в текущем финансовом году. Принятие таких обязательств может происходить по следующим способам:

1) от имени публично-правового образования и за счет бюджетных средств;

2) в пределах лимита бюджетных обязательств;

3) путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, договоров, соглашений или в соответствии с законом или иным правовым актом [5].

Реестр контрактов представляет собой базу данных, которая содержит подробную информацию о заключенных соглашениях в соответствии с законами 44-ФЗ и 223-ФЗ. Любое лицо может использовать эту информацию для анализа цен, ознакомления с потенциальными контрагентами и общей оценки закупок. Искать контракты в реестре можно по различным параметрам, таким как номер, заказчик, поставщик, название объекта закупки, ОКПД и т. д. Вся информация представлена доступно, поэтому использование реестра не вызывает трудностей. За ведение реестра отвечает Казначейство, которое формирует записи на основе предоставленных заказчиками данных о заключенных и исполненных контрактах, а также их изменениях и расторжении. Информация передается через ЕИС, при этом заказчик должен подписать документы усиленной квалифицированной подписью. Федеральное казначейство рассматривает предоставленные данные в течение 3 дней и после этого публикует информацию о контракте в реестре, уведомляя при этом заказчика. В случае, если предоставленные сведения не проходят проверку Казначейства, информация не публикуется, а заказчик получает протокол с указанием ошибок. В течение следующего рабочего дня заказчик обязан устранить все недочеты и снова предоставить документы в казначейство.

На основе полученных данных Федеральное Казначейство формирует реестровую запись, содержащую общую информацию о контракте, включая код, статус, метод проведения закупки, реквизиты итогового протокола, а также информацию о заказчике, поставщике и параметрах контракта, таких как дата начала и окончания исполнения, цена и другие детали. После заключения контракта заказчик обязан в течение 3 рабочих дней передать данные в реестр, включая информацию о заказчике, поставщике, источнике финансирования, способе проведения закупки, дате подведения итогов, параметрах итогового документа, дате заключения и номере контракта, объекте закупки, цене, сроке исполнения контракта, данных о гарантии и ИКЗ.

При внесении изменений в условия контракта заказчик также обязан в течение 3 рабочих дней предоставить информацию в реестр, включая код и причину изменения, реквизиты документа, послужившего основанием для изменений, сведения о том, что именно было изменено, а также данные о возврате банковской гарантии и возмещении расходов. Если изменения связаны с поставкой товара с улучшенными характеристиками, то в реестре также предоставляются документы, подтверждающие согласование сторон по поводу поставки такого товара, новые сведения об объекте закупки и стране происхождения и/или производителе товара. В этом случае информация направляется в реестр не позднее 1 рабочего дня после изменения контракта.

Информация об исполненном контракте должна быть размещена в реестре не позднее 3 рабочих дней с даты его исполнения. При этом в реестре должны быть указаны сведения о документах о приемке, наименовании, реквизитах, наименовании, единицах измерения и количестве поставленной продукции или объеме исполненных работ, услуг, параметрах платежного документа (наименование, дата, номер), информация об оплате по контракту (сумма, валюта) и данные о стране происхождения товара, а также о прекращении обязательств по банковской гарантии [6].

Существуют два вида конкурентных способов — открытые и закрытые. При открытом конкурентном способе заказчик сообщает информацию о закупке всем заинтересованным лицам путем размещения извещения в единой информационной системе. В случае закрытого конкурентного способа информация о закупке передается ограниченному кругу лиц при помощи приглашений на участие.

Конкурентными способами являются конкурсы (открытый и закрытый в электронной форме), аукционы (открытый и закрытый в электронной форме) и запрос котировок в электронной форме. Победителем конкурса или запроса котировок считается участник, который предложил наилучшие условия исполнения контракта, и чья заявка соответствует требованиям, установленным в извещении или документации о закупке.

Электронный запрос котировок может проводиться заказчиком, если начальная цена контракта не превышает десять миллионов рублей и годовой объем закупок не превышает двадцать процентов совокупного годового объема заказчика или сто миллионов рублей. В случае, когда закупка относится к государственной тайне или необходима для обеспечения федеральных нужд, применяются закрытые конкурентные способы.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона могут выделяться лоты, по которым участник подает заявку. Заказчик вправе отменить закупку в отношении определенного лота, при этом каждый лот имеет свой отдельный контракт [7].

В государственных закупках учет обязательств играет важную роль. Продуманная и прозрачная система закупок способствует проведению оперативных закупок, снижению издержек, борьбе с коррупцией и развитию честной конкуренции. Обязательства начинают учитываться с момента размещения объявления о закупке и определения начальной максимальной стоимости контракта. Реестр заказчиков ведется Казначейством, однако самим заказчикам необходимо предоставлять информацию о заключенных и исполненных контрактах для обеспечения актуальности и достоверности данных.

Литература:

  1. Проскуряков, А. В. Экономические и правовые аспекты осуществления государственных закупок в Российской Федерации / А. В. Проскуряков // Вестник евразийской науки. — 2023. — Т. 15. — № s1. — URL: https://esj.today/PDF/14FAVN123.pdf
  2. «Положение о закупке товаров, работ, услуг публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» (в редакции изменений N 5)" (утв. решением Наблюдательного совета публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства», протокол N 2 от 24.02.2021) (в ред. от 28.12.2023). — Текст: электронный // Статья 2. Цели и предмет регулирования Положения, принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.02.2024).
  3. КонсультантПлюс | Готовое решение. — Текст: электронный // Что такое принимаемые обязательства в бюджетном (бухгалтерском) учете учреждения: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 07.02.2024).
  4. Как региональным поставщикам быстро заработать с помощью госзаказа [Электронный ресурс] // Справочная. URL: https://allo.tochka.com/ (дата обращения: 07.02.2024).
  5. КонсультантПлюс | Готовое решение. — Текст: электронный // Как принять и учесть бюджетные обязательства: [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.02.2024).
  6. Реестр контрактов в ЕИС [Электронный ресурс] // Контур. URL: https://zakupki-kontur.ru/news/reestr-kontraktov-v-eis/ (дата обращения: 09.02.2024).
  7. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024). — Текст: электронный // Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): [сайт]. — URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.02.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): закупка, заказчик, информация, обязательство, единая информационная система, электронная форма, единственный поставщик, запрос котировок, рабочий день, Федеральное Казначейство.


Похожие статьи

Задать вопрос