Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сотникова, А. А. Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей / А. А. Сотникова, Д. В. Бочарова, Е. А. Сухарева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111212/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующее практическому приложению знаний и навыков, стимулирующее познавательную мотивацию обучающихся.

Ключевые слова: дошкольники, предшкольное образование, готовность к школе.

Дополнительное образование является актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования. Государство признало, что этот тип образования — социальное благо для граждан России, вклад в развитие человеческого капитала, так как в центре системы находится ребенок.

Отделение дополнительного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Перспектива» функционирует на основе социального заказа государства, изложенного в Федеральном законе № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Концепции развития дополнительного образования до 2030 года, Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», который нацелен на обновление содержания и форматов дополнительных общеобразовательных программ для формирования современных компетентностей.

Социальная ситуация на современном этапе выдвигает на передний план личность, способную действовать универсально, владеющую культурой жизненного самоопределения, умеющую адаптироваться в изменяющихся условиях, то есть личность социально компетентную. В процессе ее становления значительную роль играет предшкольное образование, вооружающее ребенка не суммой знаний учебных предметов, а целостной культурой, которая дает свободу самоопределения личности.

Модель организации предшкольного образования детей, которая способствует целостному развитию личности ребёнка, функционирует в нашем учреждении давно.

Идея создания объединения «Почемучка» заключается в целостном развитии детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, которое направлено на обогащение, а не на искусственное ускорение развития. Деятельность ребенка осуществляется в условиях определенной предметной среды . Предметный мир детства — это не только игровая среда, но шире — среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды.

При создании комплексной образовательной программы «Почемучка» педагоги ориентировались на компетентностный подход к организации обучения. Реализация программы направлена на формирование системы компетенций дошкольников, необходимых для дальнейшего обучения в начальной школе, базируется на сочетании частных образовательных методик и технологий:

— технология Юргена Райхена (Швейцария) «Чтение через письмо», которая заменяет курсы чтения, письма, дает возможность обратиться к речевой компетенции детей и предлагает свободу творческого отношения к языку с самого начала обучения;

— материалы парциальной образовательной программы математического развития детей дошкольного возраста «Игралочка» (под научным руководством Л. Г. Петерсон.);

— обучение по дисциплине «Английский язык» проводится на основе «сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-ом классе начальной школы под редакцией Н. Д. Епанчинцевой, к.п.н., О. А. Моисеенко, к.п.н.;

— методические материалы по художественно-эстетическому развитию дошкольников Е. П. Климовой;

— занятия по развитию речи осуществляются на основе пособий по курсу развития речи и подготовки к обучению грамоте «По дороге к Азбуке» (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова). Также используются методические материалы по логопедии Филичевой Т. Б., Ткаченко Т. А.;

— на использовании элементов здоровьесберегающей технологии доктора В. Ф. Базарного в процессе занятий художественного и декоративно-прикладного творчества.

Дополнительная общебразовательная программа «Почемучка» — комплексная, то есть охватывает все основные стороны развития детей в дошкольном возрасте (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое) и одновременно является личностно-ориентированной системой воспитания, образования и развития детей.

Модель «Почемучки» предполагает наличие двух блоков, выделенных по возрастному принципу: обучающиеся 5 лет; обучающиеся 6–7 лет.

Реализация программы по каждому из блоков рассчитана на 1 год, каждый из которых представляет собой завершенный образовательный цикл, представленный в учебном плане .

Универсальность содержания образовательных программ по всем дисциплинам заключается в возможности безболезненного включения ребенка в образовательную деятельность на любом этапе (в начале или в середине года).

Определен перечень образовательных дисциплин (модулей): «По дороге к Азбуке», «Логика», «Мир на ладошке», «Happy English», «Умные пальчики» (36 часов в год по модулям «По дорогам к Азбуке», «Логика», «Мир на ладошке», «Умные пальчики», по модулю «Happy English» — 72 часа)

Занятия в «Почемучке» проводятся два раза в неделю в объеме допустимой нагрузки согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям и с учетом пожеланий родителей время (продолжительность занятия 20–25 минут). Образовательный процесс осуществляют педагоги дополнительного образования соответствующей квалификации по направлениям деятельности.

Модуль «По дороге к Азбуке» (обучение грамоте) основан на введении элементов технологии Юргена Райхена «Чтение через письмо», разработана на основе опыта работы Белгородских гимназий № № 10, 38, детского сада № 67 города Белгород. В программе используются также материалы экспериментальной работы ученых Е. В. Тонкова и Г. И. Пашковой по внедрению технологии обучения чтению через письмо в образовательные учреждения России.

Цельмодуля — научить детей навыку чтения посредством письма в самоуправляемом, осознанном процессе обучения и практически применять этот навык.

Задачи: овладение умением работать с полным составом букв и звуков без ограничения словаря, обучение элементам грамоты путем систематического звукопроизношения и соотнесения звука с его звучанием; развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.

Модуль «Логика» (элементарная математика) основан на парциальной образовательной программе математического развития детей дошкольного возраста «Игралочка» (под научным руководством Л. Г. Петерсон), дошкольная ступень которой состоит из двух частей: «Игралочка»- для детей 5 лет, и «Раз — ступенька, два — ступенька» — для детей 6–7 лет. В модуль включены следующие направления: количество и счет, величина, геометрические фигуры, ориентировка в пространстве и времени. Основная задача курса — формирование представления о числе, его составе, усвоение приемов устных вычислений в пределах 10, знание названий геометрических фигур, развитие смекалки, логического мышления и сообразительности.

Содержание программы состоит из разделов, которые усложняются по мере изучения: общие понятия; числа и операции над ними; пространственно-временные представления; геометрические фигуры и величины.

Модуль «Мир на ладошке» (ознакомление с окружающим миром). Учебный материал модуля строится на программе и методических рекомендациях по ознакомлению детей 2–7 лет с окружающим миром О. В. Дыбиной. Модуль преследует задачи изучения основных признаков времен года, их изменения, выявляется отношение человека к природе. Проводится оценка поведения человека в природе, в обществе, социальной среде. Изучение приёмов лепки, рисования, конструирования, аппликации, видов и жанров декоративно-прикладного. Своеобразие данной программы — это использование элементов здоровьесберегающей технологии доктора В. Ф. Базарного. Особенностью занятий этого модуля является то, что они проводятся в режиме смены динамических поз, движения наглядного материала, использования разминок и специальных упражнений. Особое внимание направлено на интеграцию предметных областей (окружающий мир и декоративно-прикладное творчество) взаимосвязь эстетического и художественного восприятия с собственной творческой деятельностью детей.

Модуль «Happy English» (английский язык). Занятия строятся на игровых заданиях, выполняя которые, ребёнок запомнит фразы и слова, овладеет навыками общения на английском языке. Обучение происходит через рисование, разбор ситуаций из детских сказок, мультфильмов, изучение определенных тем (лес, животные, город, еда, одежда, путешествие).

Цель модуля — обучение детей дошкольного возраста элементарным навыкам английской устной речи. Задачи: формировать у обучающихся лексические и произносительные навыки; способствовать развитию речи; воспитывать любознательность.

Модуль «Умные пальчики». Дети учатся с помощью карандаша работать в ограниченном пространстве (рабочей строке или клетке), учатся штриховать, обводить по контуру узоры и рисунки предметов различной конфигурации, самостоятельно составлять узоры и рисунки.

Таким образом, в МБОУ «ЦО «Перспектива» создана образовательная среда, позволяющая решать учебно-воспитательные и развивающие задачи комплексной дополнительной общеразивающей программы «Почемучка». Созданная в нашем учреждении модель предшкольного образования способствует целостному развитию личности дошкольника и безболезненному переходу ребёнка с одной ступени обучения (дошкольной) на другую (начальная школа).

Литература:

  1. Безруких, М.М., Парамонова, Л.А., Слободчиков, В. И. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. — 2006. — № 3. — С.9–11.
  2. Денякина, Л. М. Вариативность форм предшкольного образования // Современный детский сад: [методика и практика]. — 2007. — N 3. — C. 31–38.
  3. Ловецкий, Г. Предшкольная подготовка: содержание, вопросы управления // Народное образование. — 2006. — № 8. — C. 109–121.
  4. Программа «Предшкольная пора» закладывает прочную основу для дальнейшего образования дошкольников // Обруч. — 2007. — № 5. — С.39.
  5. Продолжаем разговор о предшкольном образовании (Из портфеля главного редактора) // Начальное образование. — 2007. — № 1. — С.3–6.
  6. Реморенко, И. Старт в равных условиях: предшкольное образование — старшая ступень дошкольного? / И. Реморенко; Беседу вел В.Мелешко // Учительская газета. — 2005. — 21 июня (№ 25). — С.13.
  7. Чаловка, С. В. Создание оптимальных условий для развития детей при реализации программ предшкольного образования // Начальное образование. — 2007. — № 3. -С.18–20.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, дошкольный возраст, модуль, начальная школа, окружающий мир, программа, английский язык, декоративно-прикладное творчество, детский сад, научное руководство.


Ключевые слова

дошкольники, готовность к школе, предшкольное образование

Похожие статьи

Задать вопрос