Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 25 мая, печатный экземпляр отправим 29 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Котлова, И. С. Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста / И. С. Котлова, А. А. Видяева, Т. В. Ширшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 250-254. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111175/ (дата обращения: 12.05.2024).



В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в дошкольных организациях.

Ключевые слова: педагогическая компетенция родителей, речевая патология, педагогические условия, информационное и обучающее просвещение родителей.

Одной из важнейших задач на современном этапе совершенствования российского образования является повышение доступности и качества образования для всех категорий населения, в том числе и для детей с речевыми нарушениями. Семья является непреходящей ценностью для жизни и развития всех людей и играет важнейшую роль в жизни общества и страны, в воспитании новых поколений, в общественной стабильности и развитии. Она является структурной ячейкой общества и закладывает основу для развития личности. Семьи связаны кровными и родственными отношениями, а также связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В последнее десятилетие в нашей стране сложилась демографическая ситуация, при которой уменьшилась доля рождающихся абсолютно здоровых детей и увеличилось число детей с проблемами в речевом развитии. Это самая многочисленная группа среди детей дошкольного возраста.

Семья, как общественный институт, является истоком воспитания детей. Результативность дошкольного образования невозможна без сотрудничества с семьей. Физическое, психическое, умственное и речевое развитие ребенка, его воспитание, начинается в семье с первых дней его жизни. Речевые нарушения, закрепившиеся в детстве, преодолеваются с большим трудом. Семья имеет большое значение в развитии и формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста. Важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речевая деятельность.

Современные исследователи по-разному трактуют терминологию родительской компетентности. О. Л. Зверева подразумевает, что педагогическая компетентность родителей — это способность справляться со своими воспитательными функциями, понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, с учетом способностей ребенка и социальной ситуации в обществе. Зарубежные исследователи проблемы, рассматривая «социально компетентных родителей», определяют их как «способных давать адекватный ответ на ситуацию, основываясь на предварительных наблюдениях за своим родительским опытом взаимодействия с ребенком».

Компетентность родителей в вопросах развития детей является важным фактором овладения речью, принятой в языковой социальной среде малыша. Педагогическая компетентность родителей выявляется качеством их образованности, которое выражается в системе ценностных и основных принципов, как социально нравственных основ, а также домашних обычаев для развития детей, знаниях и представлениях в области педагогики и психологии, во владении технологией формирования и развития речи ребенка.

Источником педагогической компетентности родителей служит способность видеть реальную ситуацию, в которой растет их ребенок, а также желание родителей предпринимать меры для того, чтобы менять условия жизни своих детей на более благоприятные (на основе знаний о возрастных особенностях ребенка, поиска наиболее эффективных методов взаимодействия с ними). Педагогическую компетентность родителей в области речевого развития дошкольников можно рассматривать как интегративное качество, объединяющее в себе компоненты, которые формируют у родителей единое знание о целях воспитания и развития ребенка в области методики и технологии развития речи ребенка дошкольного возраста.

В работе специалистов организации дошкольного образования с родителями принято выделять мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты формирования родительской компетентности.

Мотивационно-личностный компонент компетентности родителей в формировании речи ребенка дошкольного возраста предполагает наличие заинтересованности родителей в успешном результате речевого воспитания и образования своего ребенка, а также личный опыт речевого воспитания, то есть совокупность педагогических, психологических и логопедических знаний.

Гностический компонент объединён с запасом знаний, умений и навыков родителей, поиском, восприятием и отбором необходимых сведений, присутствие в семье психолого-педагогических знаний о процессе овладения детьми родной речью, навыками речевого общения, осведомленности о направленности специального коррекционно-развивающего процесса в детском саду.

Коммуникативно-деятельностный компонент предполагает наличие коммуникативных, организаторских и практических навыков и умений взаимодействия в системе «родители-педагог-ребенок».

  1. Мотивационно-личностный компонент компетентности родителей:

– заинтересованность семьи в успешном результате речевого развития ребенка;

– положительная самооценка своих возможностей, оказывает адекватное влияние на развитие речи малыша;

– личностная готовность к выполнению рекомендаций по закреплению у ребенка навыков правильной речи, сформированных в содружестве со специалистами образовательного учреждения (воспитателем, учителем-логопедом, педагогом-психологом);

– стремление понять этиологию речевых нарушений ребенка, и, как участнику образовательного процесса, предпринять все возможные действия по профилактике и коррекции имеющихся у ребенка нарушений речевого развития;

– желание заниматься речевым развитием своих детей и их природными возможностями;

– потребность в совершенствовании своих познаний в области онтогенеза детской речи, методик, а также технологических процессов речевого формирования ребенка, узнавать современные инновационные педагогические технологии речевого развития, принимать активное участие в работе по формированию звуковой культуры речи ребенка, ее выразительности, в осуществлении логопедического воздействия.

  1. Гностический компонент компетентности родителей состоит в стремлении получить научные и достоверные знания в области дошкольной педагогики, детской психологии, анатомии и патологии органов слуха и речи, логопедии, воспитании и обучении детей с речевыми нарушениями и специальной педагогики и психологии. Изучать следующие вопросы: основные этапы развития детей на стадиях его формирования; понимать кризисные возрастные особенности; помогать малышу справляться с проблемами коммуникации; располагать информацией о закономерности психического развития и основных психологических потребностях ребенка; изучать методы и приемы формирования ребенка в дошкольном периоде.
  2. Коммуникативно-деятельностное направление в педагогической компетентности родителей заключается в овладении умениями и навыками дошкольного образования: развивать у ребенка положительное отношение и интерес к игровой деятельности, как к основному виду активности в дошкольном периоде; формировать интерес к грамматически правильной речи, речевой активности и общительности; использовать эффективные методы воспитания, поощрять позитивные формы поведения ребенка, уважение и доброжелательность к окружающим; создавать отношения вместе с малышом по принципу личностно-ориентированной и гуманистической педагогики.

В практической деятельности детского сада в работе с родителями используются разнообразные формы взаимодействия. В мотивационно-личностном спектре — это анкетирование. В гностической сфере — это родительские собрания, беседы, показ видеоматериалов и прослушивание аудиоматериалов посещения занятий. В коммуникативно-деятельностном компоненте — это дискуссии, ролевое проигрывание сложных педагогических ситуаций, практикумы, родительские чтения, занятия по развитию речи в тандеме с семьей.

Грамотное сочетание современных форм работы с семьей и использование методов активизации родительского опыта позволяет повышать качественный уровень каждого из компонентов родительской компетентности в области речевого развития и логопедического воздействия при исправлении недостатков речи детей. Использование системы дифференцированных форм и активных методов повышения педагогической компетентности родителей, основанной на целях и задачах формирования каждого из структурных компонентов компетентности родителя в воспитании детей, является важным условием формирования их педагогической компетентности.

Связь с семьей во многом облегчает работу специалистов и ускоряет образовательные успехи ребенка. В семье часто привыкают к речи своих детей и не замечают ее недостатков, тем самым не помогают детям в овладении правильной речью. Родителям целесообразно показывать основы педагогической работы по формированию правильной речи. Эффективными могут быть выступления родителей на родительских собраниях, где они расскажут о совместной с педагогом работе по развитию речи. С родителями могут проводиться мастер-классы, деловые игры. Необходимо разъяснять важность чистого произношения, правильной речи для будущего успешного обучения ребенка в школе.

Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого неба, нижней челюсти. Второй причиной является недостаточно сформированная способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи (фонемы). На сегодняшний день из-за использования технических средств коммуникации, значительной занятости родителей преимущественно финансовыми, бытовыми трудностями, наблюдается тенденция уменьшения качества общения между ребенком и взрослым. Это влечет за собой возникновение различных по характеру выраженности проблем в коммуникативном поведении детей. Среди детей дошкольников возрастает количество системных речевых нарушений, требующих регулярного логопедического воздействия.

Исходя из того, что грамотная речь родителя выступает эталоном будущей правильной речи ребенка, родитель должен стараться повысить уровень развития ребенка и готовность изменить все к лучшему. Следует активно вести работу и подключать семью к конструктивной роли в педагогической деятельности образовательного учреждения. Решение задач повышения родительской компетентности требует внедрения таких форм работы, которые будут способствовать установлению более тесных доверительных контактов между педагогами и родителями, развитию диалогических отношений «педагог — семья».

Полноценная практическая реализация комплексного подхода в формировании компетентности родителей в вопросах развития речи детей опирается на конструктивное сотрудничество образовательного учреждения с семьями воспитанников. Результаты совместной практической работы позволяют утверждать, что повышение компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка стимулирует речевое развитие детей в соответствии с закономерностями речевого онтогенеза. Отношение родителей к речевой деятельности ребенка стимулируется такими формами совместной работы как беседы по вопросам состояния речевого развития их детей и семинары-практикумы, которые полезны как для самих родителей ребенка, так и для детей. В работе с родителями рекомендуется использовать: родительские уголки, папки-передвижки, библиотеки — передвижки, фотогазеты, информационные листовки.

Своевременное и точное речевое становление, психофизическое здоровье ребенка зависят от многих факторов. Нередко причиной речевых нарушений являются социальные условия. Родители не всегда знают, как надо общаться с малышом, какие выбирать игрушки и как в них играть так, чтобы ребенку было интересно и занимательно. Рекомендуются речевые игры по дороге домой, которые способствуют развитию речи, обогащению словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок учится классифицировать, обобщать предметы, концентрировать внимание. Для достижения положительного результата необходимо играть ежедневно. Задания выполняются родителями вместе с детьми и должны быть построены с учётом следующих требований: выполнение в игровой форме; закрепление изучаемого материала; соблюдение четких инструкций по выполнению; способствовать развитию познавательного интереса, проводиться в доступной и занимательной форме.

Согласно теории Л. О. Павловой, взаимодействие семьи дошкольника и специалиста состоит из:

– привлечения семьи к воспитанию и обучению;

– обеспечения родителей необходимой информацией через выставку детских работ, предоставление им возможности познакомиться с работой дошкольного учреждения и узнать об образовательных компонентах предметно-развивающей среды;

– демонстрации знаний, умений и компетентности в решении всех проблем воспитания детей;

– уважительных отношений между родителями и специалистами.

Таблица 1

Повышение компетентности родителей детей по преодолению речевой патологии

Информативное направление

Обучающий спектр

1.

Знакомство с результатами психолого-педагогического и логопедического обследования.

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка.

2.

Знакомство с возрастными особенностями нервно — психического развития, этапами становление детской речи.

Обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком.

3.

Знакомство с методами коррекционно- развивающего воздействия.

Формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

Рекомендации для родителей по предупреждению речевых нарушений:

  1. Предупреждение различных заболеваний, протекающих с высокой температурой.
  2. Защита органа слуха от простудных заболеваний, инородных тел и чрезмерного шума (во время тихого часа), своевременное и принудительное лечение заболеваний уха.
  3. Защита органов артикуляции:

– профилактика рахита и челюстно-лицевых аномалий (органов артикуляции);

– устранение сосания пальцев и привычки подкладывать руки под щеки во время сна (что приводит к формированию так называемого перекрестного прикуса);

– профилактика преждевременной потери зубов (у детей, приводящей к деформации соседних зубов и челюстей);

– своевременная операция при расщелине верхней губы и неба;

– своевременное подрезание короткой уздечки (не позднее 4–5 лет);

– защита голосовых связок от холода, пыли и голосовых перегрузок (например, чрезмерного крика, слишком громкой и напряженной речи);

– защита нервной системы ребенка (к примеру, не кричать, не рассказывать страшные истории, не угрожать, бережно относиться к больным детям), такая профилактика особенно важна для всех видов невротических заболеваний, прежде всего для профилактики заикания.

Забота о правильном речевом развитии ребенка предполагает создание благоприятной среды, обеспечивающей необходимую ролевую модель (то есть отсутствие в окружении ребенка людей с речевыми нарушениями), постепенное инициирование речи ребенка путем медленного и четкого произнесения взрослыми простых слов, связанных с конкретными жизненными ситуациями, названий окружающих предметов и действий. Следует научить ребенка смотреть на лицо собеседника во время разговора, это связано с тем, что визуальное восприятие артикуляции будет способствовать более точному и более быстрому усвоению артикуляционных позиций. Необходимо создание ситуаций, при которых ребенок должен высказать свою просьбу словесно (взрослым не следует стремиться «понимать его с полуслова» и тем более с одного только жеста или взгляда). Важно полное исключение случаев подражания неправильной детской речи, лишающего его правильного образца для подражания. Занятия ритмикой, музыкой и пением помогает развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи. Развитие ручного праксиса играет важную роль для общего развития ребенка и особенно влияет на процесс формирования речи.

Советы родителям по профилактике речевых нарушений.

Для правильного речевого развития и коррекции речевой патологии у дошкольников необходимо здоровое речевое окружение с самого рождения ребенка, а также беседы, чтение, ответы на вопросы, совместные игры, где ребенок, подражая взрослому, развивает и совершенствует свою речь. Если в семье этого нет или присутствует в ограниченном объеме, то у ребенка формируется задержка речевого и психического развития. Следует внимательно слушать малыша, тем самым побуждать ребенка к высказываниям, к активной речи, а также развивать грамматический строй, совершенствовать речевые обороты, и обогащать словарь ребенка. Ни в коем случае не следует: игнорировать ребенка, говорить «отстань» мне некогда, «помолчи» — этим родители снижают развитие ребенка, речевую активность и мыслительную деятельность. Следует выстроить дружеские отношения с ребенком для совершенствования своей речи и малыша. Неблагоприятно влияет на развитие речи детей телевидение, компьютерные игры, если они заменяют общение с близким человеком. Чем больше ребенок «общается» с телевизором, компьютером, тем больше малыш молчит, тем более тормозится его речевая активность. Рекомендуется выбирать для своего ребенка телепередачи, видеофильмы, мультфильмы, игры, смотреть вместе с ребенком, пояснять и рассуждать.

Родителям следует помнить, что детский мозг пластичен, гибок и имеет большую склонность к развитию. В результате многие травмы у детей сглаживаются практически бесследно и не оставляют заметных следов. Незаменимую и значимую роль в такой компенсации играют благоприятные социальные и бытовые условия, в которых растут и развиваются дети. В организации дошкольного образования проводится обучение в области повышения педагогической компетенции семьи о предупреждении нарушений речевого развития детей. Совместная деятельность специалистов и родителей — это залог успешного всестороннего развития детей.

Литература:

  1. Ажищева, Т. А. Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями / Т. А. Ажищева // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». — 2016. — № 5. — с-. 222–224.
  2. Бачина, О. В. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи / О. В. Бачина, Л. Н. Самородова. — М.: Сфера, 2009. — с.180.
  3. Вайс, М. Н. Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе / М. Н. Вайс, Т. В. Пустякова // Логопед. — 2010. — № 3. — с.- 25.
  4. Иванова, Л. А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей / Л. А. Иванова // Magister Dixit. — 2012. — № 1. — с.- 29.
  5. Карпенкова, С. А. Формы взаимодействия логопедов дошкольного учреждения с родителями / С. А. Карпенкова // Специальное образование. — 2014. — № 10. — с-. 77–80.
  6. Перчаткина, Е. Сотрудничество логопеда и родителей / Е. Перчаткина // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 10. — с-. 102–108.
  7. Рогожина, О. А. Работа с родителями в специальном дошкольном образовательном учреждении / О. А. Рогожина // Логопед. — 2005. — № 2. — с. -46–52.
  8. Саввиди, М. И. Особенности взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы / М. И. Саввиди // Science Time. — 2015. — № 10 (22). — с.- 314–317.
  9. Семенова, Т. Г. Формирование готовности родителей к коррекционно-логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями / Т. Г. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. — 2008. — № 3. — -с. 62–66.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, педагогическая компетентность родителей, речевое развитие, родитель, правильная речь, семья, дошкольное образование, дошкольный возраст, родительская компетентность, образовательное учреждение.


Ключевые слова

педагогические условия, речевая патология, педагогическая компетенция родителей, информационное и обучающее просвещение родителей

Похожие статьи

Задать вопрос