Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 09.02.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Семизоров, Н. И. Гражданско-правовое регулирование договора поставки для государственных и муниципальных нужд / Н. И. Семизоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111160/ (дата обращения: 01.05.2024).



В статье автор исследует институт договора поставки, нацеленный на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также основные векторы его развития.

Ключевые слова: договор поставки, контракт, система закупок, сфера закупок, гражданско-правовое регулирование закупочной деятельности.

Договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (государственных или муниципальных контракт) для системы права является уникальным явлением. Несмотря на множество мнений его можно считать самостоятельным договорным институтом, отличным от обычного договора поставки, который имеет определенную цель, специальный субъектный состав, особую процедуру заключения, исполнения и расторжения, отдельную нормативно-правовую базу [1, с. 55]. Изучение данной сферы позволяет совершенствовать существующие и создавать новые механизмы регулирования экономических отношений, делая их прозрачными и эффективными. Снижение рисков нарушения существующего законодательства субъектами государственных закупочных процедур, позволяет поддерживать высокие темпы развития экономической и социальной сфер государства.

Изучая историю развития системы государственных и муниципальных закупок (далее — Система закупок), мы можем наткнуться на ее глубокие исторические корни. Она всегда имела большое значение для государства и общества, являясь с одной стороны эффективным инструментом обеспечения их собственных нужд, с другой стороны мощнейшим драйвером развития многих отраслей экономики. По причине своего высокого значения, сфера поставок товаров была всегда под пристальным вниманием российского законодателя, который приложил немало усилий для ее развития. Процесс изучения истории развития договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд (контракта), заключает в себе большой потенциал, так как с помощью него можно научиться определять как позитивные, так и отрицательные тенденции развития государства и общества.

За последнее время, в Системе закупок произошли значительные изменения. Ключевым событием в процессе новых преобразований стало вступление в силу с 01.01.2014 г. Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Новый закон позволил стимулировать введение инноваций, создать равные условия для обеспечения высокой конкуренции, обеспечить открытость и прозрачность закупок. Введенная законом новая модель контрактной системы, позволила осуществить переход от плохо функционирующего механизма к стабильному регулированию полного цикла закупочных процедур. Ключевым элементом Системы закупок, по-прежнему остался договор поставки товаров (контракт), одной из сторон которого выступает государство (далее — Контракт). Ему присущ гражданско-правовой характер, который регулируется принципами частного и публичного права. Это объясняется тем, что с одной стороны, нормы гражданского права определяют обязательства по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд в категорию «гражданско-правовых», с другой стороны законом в отношении Контракта ограничены ключевые гражданско-правовые принципы [2, c. 31].

Наличие в Контракте основных признаков позволяет выделить его в категорию самостоятельных гражданско-правовых договоров. Для квалифицированных специалистов, занимающихся развитием Системы закупок, большое значение имеет способность определять признаки Контракта, хорошо знать его структуру, а также иметь собственное видение того, в каком направлении движется развитие сферы государственных и муниципальных закупок (далее — Сфера закупок). Основой понимания сущности Контракта является навык владения принципами его заключения, исполнения, изменения и расторжения.

Законом жестко регламентирован весь цикл существования Контракта, начиная от его заключения и заканчивая расторжением, определен широкий спектр юридической ответственности, обеспечивающий защиту интересов заказчика и поставщика. В части ответственности сторон по Контракту, законом выстроен точный механизм применения и подсчета размера санкций.

Добросовестное исполнение всех стадий закупочной процедуры позволяет качественно и своевременно обеспечивать государственные и муниципальные нужды, а ее достаточно четкая регламентация помогает предупредить возникновение разного рода споров, неточностей и недоразумений в ходе ее реализации.

Несмотря на достаточно высокий уровень гражданско-правового регулирования общественных отношений, направленных на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд, в Сфере закупок все еще сохраняется ряд проблем, требующих нахождения их решений. В большинстве случаев это касается вопросов повышения качества поставляемых товаров, при сохранении высоких показателей конкуренции среди участников закупочных процедур, поиска новых подходов и механизмов, направленных на осуществление надлежащей поставки товара, снижения коррупционной составляющей в процессе исполнения Контрактов, а также отсутствия возможности предварительного отбора участников торгов.

С учетом вышеперечисленного, разработка реестра стандартов качества и механизмов предварительного отбора добросовестных поставщиков, повышение уровня гласности и прозрачности в Системе закупок, в том числе путем применения современных цифровых технологии, внедрение в систему Контрактов бально-рейтинговой системы, а также дальнейшее совершенствование Реестра недобросовестных поставщиков, могли бы привнести качественные изменения в Сферу закупок. Непрерывный процесс совершенствования Системы закупок, является неотъемлемым условием высокого уровня эффективности закупочных процедур [3, с. 136].

Многие специалисты в Системе закупок, видят повышение уровня гражданско-правового регулирования закупочной деятельности за счет трех векторов ее развития:

1) развитие условий применения все более сложных цифровых технологий, позволяющих автоматизировать большую часть рутинных процессов, и исключающих ошибки, возникающие по причине человеческого фактора (внедрение технологий искусственного интеллекта, шифрования и хранения данных, смарт-контрактов).

2) разработка и применение новых методов и инструментов функционирования Системы закупок, направленных на повышение уровня ее эффективности (реестр стандартов качества, механизмы предварительного отбора добросовестных поставщиков и т. д.);

3) совершенствование системы образования в области государственных и муниципальных закупок, заточенной на подготовку кадров, главной целью которых провозглашается инновационное преобразование сферы обеспечения государственных и муниципальных нужд [4, c. 603].

Работа в вышеперечисленных направлениях приведет к масштабным изменениям, которые неминуемо поставят вопрос о наличии высококвалифицированных специалистов, обладающих достаточным уровнем компетенции. Особенно это касается отечественного законодателя, перед которым стоит задача приведения современного законодательства Российской Федерации, к актуальным общественным стандартам и требованиям.

Новые принципы и правила функционирования Системы закупок, неминуемо должны быть сформулированы и закреплены в текстах современных Контрактов, которые служат базисом, ключевым элементом государственной и муниципальной закупочной деятельности.

Именно Контракт как набор обязательных действий для заказчика и поставщика является тем инструментом, с помощью которого можно изменять вектор функционирования всей Сферы закупок.

Литература:

  1. Григорян Т. Р. Государственный контракт на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд: проблемы теории и практики. — М.: «Дашков и Ко», 2020.
  2. Чваненко Д. А. Государственный контракт как особая модель гражданско-правового договора. — М.: Юстицинформ, 2023.
  3. Иванов Г. И., Орлов С. Л. Современная контрактная система России. Сфера госзакупок. — М.: Издательский Дом ФОРУМ, 2020.
  4. Шмелева М. В. Система государственных (муниципальных) закупок. Методология и реализация. — М.: Юстицинформ, 2021.
Основные термины (генерируются автоматически): Система закупок, Сфера закупок, гражданско-правовое регулирование, Контракт, нужда, договор поставки товаров, закупочная деятельность, контрактная система, повышение уровня, предварительный отбор.


Ключевые слова

договор поставки, контракт, система закупок, сфера закупок, гражданско-правовое регулирование закупочной деятельности

Похожие статьи

Задать вопрос