Анализ системы врачебно-педагогического контроля, действующего на территории Республики Беларусь (на примере специализированного по плаванию класса) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 13.02.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Карась, А. В. Анализ системы врачебно-педагогического контроля, действующего на территории Республики Беларусь (на примере специализированного по плаванию класса) / А. В. Карась. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 288-292. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111137/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье представлены сведения о действующих на территории Республики Беларусь средствах и методах врачебно-педагогического контроля за занимающимися плаванием в специализированных по спорту классах. Использование в тренировочном процессе данных средств и методов способствует снижению травматизма и переутомления у занимающихся, грамотному построению учебно-тренировочного процесса, повышению спортивных результатов.

Ключевые слова: специализированные по спорту классы, врачебно-педагогический контроль, юные спортсмены, учебно-тренировочный процесс.

Введение . На начальных этапах подготовки юных спортсменов особое внимание следует уделять средствам и методам врачебно-педагогического контроля, ведь перенапряжение во время физических нагрузок может привести к неблагоприятным последствиям. Во избежание болезненных и травмоопасных ситуаций необходимо регулярно проверять самочувствие у спортсменов как во время тренировочного процесса, так и между занятиями.

Цель исследования — провести анализ действующей системы врачебно-педагогического контроля (на примере специализированного по плаванию класса).

Результаты исследования. При организации учебно-тренировочного процесса врачебно-педагогический контроль выступает главным средством мониторинга состояния у занимающихся в специализированных по плаванию классах. Хотелось бы отметить, что уже на этапе отбора детей в специализированные классы, тренеру необходимо владеть информацией о состоянии здоровья потенциальных кандидатов. Во время учебно-тренировочного процесса, все учащиеся специализированных спортивных классов должны проходить диспансеризацию два раза в год (октябрь, май) [1].

При прохождении диспансера основным средством наблюдения за состоянием юных спортсменов будет выступать врачебный контроль.

Врачебный контроль — это комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями. Цель врачебного контроля — изучить состояние здоровья и влияние физических нагрузок на организм [2].

Медицинское обследование занимающихся спортом выступает основной формой врачебного контроля. Большое разнообразие видов и средств медицинского обследования позволяет выявлять у юных спортсменов нарушения в состоянии здоровья, возникающие при чрезмерных физических нагрузках. Результаты обследования дают тренеру возможность составлять, планировать и контролировать нагрузки в процессе подготовки атлетов, с целью сохранения и улучшения их здоровья.

Медицинское обследование подразделяется на:

— первичное обследование, которое проводится на этапе отбора кандидатов в спортивный класс (необходимо владеть информацией о состоянии здоровья детей и их медицинской группе, об отклонениях в здоровье, которые не позволяют заниматься плаванием);

— повторное обследование (проводится в течении года);

— дополнительные врачебные обследование, проводятся непосредственно перед соревнованиями, за несколько дней до их начала (2–3 дня). Данное обследование позволяет установить наиболее эффективный режим тренировочных нагрузок и отдыха; проследить влияние физической нагрузки на организм и здоровье спортсмена; определить готовность функциональных систем организма на данный момент времени, а также позволяет исключить участие в спортивных соревнованиях, занимающихся при неблагоприятных показателях.

Проведя анализ научной литературы нами был сделан вывод о том, что программа медицинского обследования в спортивных диспансерах Республики Беларусь состоит из [3, 4]:

1) анамнеза спортсменов;

2) соматоскопии;

3) измерения антропометрических показателей;

4) обследования систем организма (нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, органов брюшной полости и др.);

5) оценки функционального состояния.

Анамнез бывает общим и спортивным. Общий анамнез состоит из сведений о ранее перенесенных заболеваниях и спортивных травмах, особенностей возникающих при физическом развитии спортсменов. Спортивный анамнез — содержит вопросы о физической подготовленности, сведения о тренировочном процессе и возрасте, в котором начались занятия спортом, а также сведения о динамике роста показателей.

При помощи соматоскопии (наружного осмотра) у юных спортсменов происходит оценка осанки, наружного покрова, развития мускулатуры, слизистых оболочек, жироотложение, оценивается состояние костного скелета. Так же при наружном осмотре обращают внимание на форму ног, состояние стопы, спины, определяют форму грудной клетки (коническая, цилиндрическая или уплощенная), живота.

По результатам соматоскопии у юных спортсменов, которые впервые проходят медицинское обследование, определяют тип телосложения. Слабое развитие различных мышечных групп, конечности — тонкие и длинные, узкая ширина плеч, тонкая шея, грудная клетка имеет плоскую и узкую форму — все эти признаки соответствуют астеническому типу телосложения . Нормастенический тип телосложения — пропорциональное развитие основных форм тела. При небольшой длине конечностей, короткой и толстой шеи, грудной клетке, имеющей широкую и короткую форму, развитой мускулатуре и массивной костной системе, наблюдается гиперстенический тип телосложения. В процессе взросления тип телосложения подвергается изменениям. При помощи физических упражнений так же можно изменить телосложение и устранить некоторые нежелательные отклонения [5].

Информацию о физическом развитии юных спортсменов (уровень развития, особенности) а также оценку их степени соответствия возрасту и полу можно получить измеряя антропометрические показатели .

Проходя медицинское обследование, занимающимся плаванием в специализированных по спорту классах, в первую очередь измеряют показатели роста (сидя и стоя) и веса тела. Затем происходит измерение окружности грудной клетки, которое следует проводить при максимальном вдохе, во время паузы и при максимально возможном выдохе. Следующий измеряемый показатель — жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и сила мышц кисти (динамометрия). Они измеряется с помощью спирометра и динамометра.

При необходимости определения уровня физического развития у занимающихся плаванием используются такие методы как:

1) метод антропометрических индексов;

2) метод корреляции;

3) метод антропометрических стандартов.

Первый метод (метод индексов) наиболее распространён в практике. Так как полученные данные при использовании данного метода хоть и характеризуют человека частично, однако позволяют делать ориентировочные оценки изменений пропорциональности физического развития. К методам антропометрических индексов относятся: весоростовой индекс, ростовесовой показатель, коэффициент пропорциональности (КП), жизненный показатель, силовой индекс, индекс пропорциональности развития грудной клетки [6].

При диспансерном наблюдении для определения функционального состояния и тренированности спортсменов, занимающихся в специализированных по плаванию классах, используют специальные тесты с применением метода контрольных упражнений и функциональных проб.

При использовании в медицинской практике проб оценивающих функциональное состояние организма необходимо опираться на тот факт, что они могут быть специфическими и не специфическими. Уровень тренированности можно так же проверить и по средствам физиологических проб. К ним можно отнести ортостатическую пробу, измерение ЧСС, пробы Штанге и Генчи (состояние сердечно-сосудистой систем, способности организма насыщаться кислородом, состояние дыхательной системы) [7].

Немаловажную роль в процессе физической подготовки в специализированных спортивных классах играет педагогический контроль . Данный процесс контроля подразумевает под собой получение информации о физическом состоянии юных атлетов.

Чтобы педагогический контроль был полноценным, тренеру необходимо владеть определёнными умениями и знаниями в сфере физической культуры и спорта. Необходимо обеспечивать наблюдение за деятельностью занимающихся, проводить оценку и анализ спортивной деятельности, а также уметь выявлять собственные ошибки и определять эффективность средств и методов во время занятия.

К содержанию педагогического контроля относится:контроль за посещаемостью занятий; контроль за общим состоянием спортсменов; за выполняемыми нагрузками в процессе занятия; за поведением у спортсменов во время соревнований по лёгкой атлетике; за техникой выполнения упражнений, так же необходимо проводить и учет спортивных результатов.

К видам педагогического контроля относятся:

  1. Предварительный контроль. Данный вид контроля в специализированных по плаванию классах проводится в начале учебного года, четверти и нового цикла спортивной подготовки. При помощи предварительного контроля оценивается состояние здоровья у спортсменов, уровень их подготовленности и спортивной квалификации. Так же можно оценить степень овладения ранее изученных двигательных умений и навыков. Полученные данные помогают сформировать и уточнить учебные задачи, а та же средства и методы физической подготовки [8].
  2. Оперативный контроль помогает определять уровень физической нагрузки непосредственно во время занятия. В процессе учебно-тренировочного занятия физическую нагрузку можно измерять различными способами. Самый доступный в процессе тренировки — измерение частоты сердечных сокращений пульса.

В процессе занятия у одного из спортсменов подсчитывают пульс от 8 до 10 раз. Пульс измеряется в самом начале занятия, перед разминкой и после разминочной части, необходимо выполнять измерение ЧСС перед выполнением каждого физического упражнение в основной части занятия и после его выполнения. Последние измерения выполняются перед заключительной частью занятия и в конце занятия. Подсчёт пульса происходит в течении 10 с, затем результат умножается на 6 для определения количества ударов за минуту. Из полученных результатов, тренер выстраивает пульсовую кривую, которая свидетельствует об эффективности физической нагрузки на разных частях занятия.

При построении пульсовой кривой необходимо учитывать эмоции, возникающие у юных спортсменов в процессе учебно-тренировочного занятия. Возникающий эмоциональный фактор влияет на ЧСС не менее, чем выполнение разнообразной тренировочной боты. В следствии чего оценка полученных показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые необходимо заносить в протокол [9].

В педагогической практике широко распространён метод хронометрирования занятия. При помощи данного метода определяется плотность учебно-тренировочного занятия. В зависимости от отношения времени, затраченного на различного рода деятельность выделяют педагогическую или общую плотность занятия (педагогически оправданные затраты времени к общей продолжительности урока) и моторную плотность занятия (время, затраченное непосредственно на двигательную активность).

Оценивая полученные данные, следует обратить внимание на то, что общая плотность занятия должна приближаться к 100 %. А показатели моторной плотности могут отличаться в зависимости от типа занятия и цикла подготовки.

  1. Текущий контроль необходим для оценки реакции организма на выполненную нагрузку в интервале между упражнениями и после учебно-тренировочного занятия. В этом виде контроля оцениваются признаки процессов утомления и восстановления различных функциональных систем организма. В свою очередь это позволяет проследить динамику показателей состояния организма у каждого спортсмена.
  2. Этапный контроль необходим для оценки систем занятий в рамках этапа подготовки спортсменов или рамках учебной четверти. Этапный контроль позволяет сравнить поставленные и выполненные цели в цикле подготовки и внести изменения в дальнейшие действия.

В целях контроля за результативностью педагогического процесса в конце четверти или микроцикла проводится проверка физической подготовленности юных спортсменов в виде контрольных испытаний. Проведённые испытания позволяют определить уровень подготовленности спортсмена, сравнить его с нормативными показателями и на основе этого составить планы по развитию необходимых физических качеств у занимающихся в специализированных по плаванию классах.

В практике физического воспитания в специализированных учебно-спортивных учреждениях и училищах олимпийского резерва используются программы, определяющие направленность и содержание учебного процесса по плаванию. В данных программах содержатся нормативные показатели для плавания.

Для достоверности результатов, полученных в ходе контрольных испытаний, повторное тестирование необходимо проводить в похожих условиях (в одно и то же время, по одной и той же методике). Желательно, чтобы характер предшествующей двигательной активности спортсменов в дни тестирования не имел существенных отличий.

  1. Итоговый контроль — проводится в конце учебного года, четверти, соревновательного периода. Итоговый контроль определяет успешность решения поставленных задач, выявление положительных и отрицательных сторон, возникающих в процессе физического воспитания. С помощью итогового контроля определяется выполнение годового плана-графика учебного процесса.

Данные, полученные в ходе итогового контроля, являются основой для планирования учебно-воспитательного процесса на следующий год.

Выводы . В заключении необходимо отметить тот факт, что действующая система врачебно-педагогического контроля на территории нашей страны реализуется в полной мере. Благодаря тесной взаимосвязи предлагаемых данной системой средств и методов контроля с тренировочным процессом, можно проследить за физическим состоянием у юных спортсменов, обучающихся в специализированных спортивных классах, получить полную информацию о продуктивности занятия, избежать неточностей при построении тренировочного процесса и снизить риск получения травм и переутомления.

Опираясь на данные факты можно сделать вывод о том, что действующая система врачебно-педагогического контроля на территории Республики Беларусь выступает средством помощи в реализации поставленных задач при тренировке спортсменов в специализированных по плаванию классах.

Литература:

  1. Об утверждении Положения о специализированных по спорту классах. [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 июля 2014 г. № 18/23/97// Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. URL: http://www.pravo.by/document/?guid=3961&p0 =W21429217 (дата обращения 1.03.2020).
  2. Руненко С. Д. Врачебный контроль в оздоровительной физической культуре: учеб. пособие. — М.: 2004. — 43 с
  3. Кац В. Н. Медицинские осмотры спортсменов (обзор постановления Минспорта РБ от 15.07.2014 № 30): электронный журнал [Электронный ресурс]. URL: https://www.espot.by/izdaniya/espot/meditsinskie-osmotry-sportsmenov-obzor-p_0000000 (дата обращения 1.03.2020).
  4. Аляветдинова Р. И. Медосмотры в большом городе: плюсы и минусы. Предлагается оригинальная модель // Медицинская газета. — 2003. — № 33. — С. 4–9.
  5. Григорович Е. С., Трофименко А. М. Физические упражнения средство оздоровления, коррекции осанки и профилактики остеохондроза: Методическое пособие для преподавателей физического воспитания вузов. — Минск: МГМИ, 1995. — 28 с.
  6. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А. Медицинская валеология. — Ростов н/Д: Серия «Гиппократ»: Феникс, 2000. — 248 с.
  7. Белоцерковский З. Б., Карпман В. Л., Кирилов А. А. Исследование физической работоспособности с помощью специфических нагрузок / Теор. и практ. физ. культуры — 1977. — № 4. — С.25–28.
  8. Никитушкин В. Г., Квашук П. В., Бауэр В. Г. Организационно методические основы подготовки спортивного резерва. — М.: Советский спорт, 2005. — 232 с.
  9. Суслов Ф. П. Пульсометрия средство дозировки тренировочной нагрузки: Метод. рекомендации. — Рига, 1976. — 22 с.
  10. Лях, В. И. Двигательные способности. Общая характеристика и основы теории и методики их развития в практике физического воспитания // Физическая культура в школе. — 1996. — № 2. — С. 2–6.
Основные термины (генерируются автоматически): врачебно-педагогический контроль, медицинское обследование, грудная клетка, спортсмен, тип телосложения, врачебный контроль, итоговый контроль, класс, педагогический контроль, состояние здоровья, тренировочный процесс, учебно-тренировочное занятие, учебно-тренировочный процесс, физическая нагрузка, физическое развитие.


Ключевые слова

учебно-тренировочный процесс, юные спортсмены, специализированные по спорту классы, врачебно-педагогический контроль

Похожие статьи

Задать вопрос