Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (505) февраль 2024 г.

Дата публикации: 07.02.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Выходцева, Д. В. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира с помощью игр и игровых заданий / Д. В. Выходцева, А. М. Ярковая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111102/ (дата обращения: 08.05.2024).



В статье авторы исследуют связь развития интеллектуальных способностей младших школьников на уроках окружающего мира при использовании игр и игровых заданий.

Ключевые слова: интеллектуальные способности, игры, игровые задания.

Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.

Окружающий мир — важнейший фактор развития умственных способностей учащихся, их мышления, памяти, внимания, логики и в целом личности ребенка. Поэтому современные методисты, учителя изучают проблему интеллектуального развития детей на уроках окружающего мира.

Интеллектуальное развитие осуществляется систематически в учебном процессе. Любая тема, изучаемая на уроке, способствует формированию интеллектуальных умений учащихся.

Поскольку обучение в начальной школе имеет развивающую направленность, то каждый этап в структуре урока должен содействовать интеллектуальному развитию учащихся. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках направлена на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника, способствует мобилизации интеллектуальных ресурсов личности обучаемого.

Для учащихся младшего школьного возраста характерны определённые уровни таких интеллектуальных способностей как память, восприятие, воображение, мышление и речь.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся происходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому учитель стремится организовать работу так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Стремится как можно чаще отказываться от шаблона в организации урока. Побудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству» учителю помогают нетрадиционные (нестандартные) формы организации урока.

Учителя использует на уроках задания в игровой форме:

– фокусы с разгадыванием темы урока;

– задания с занимательными рамками;

– задания со сказочным сюжетом.

Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.

Ещё большая активность у учащихся наблюдается при использовании интеллектуальных игр. Учащимся предлагаются шарады, головоломки, загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий.

Очень важно создавать условия для развития интеллектуальных способностей в рамках групповой работы.

В их числе:

– самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала (задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы требовались моменты сотрудничества между учащимися);

– групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);

– ролевые и деловые игры.

Нами были разработаны некоторые интеллектуальные и творческие игры и задания по данной теме:

1. Кроссворд на этапе актуализации по теме «Планеты солнечной системы»

  1. Сторона света и название космического корабля.
  2. Сторона света, куда уходит солнце вечером.
  3. Ближайшая к нам звезда.
  4. Вселенная с точки зрения астронома.
  5. Высококвалифицированный специалист в области какой-либо науки.
  6. Рассыпалось к ночи зерно. Глянули утром — нет ничего.

2. Игра «Верно — неверно» по теме «Планеты солнечной системы»

Обозначьте кодовым знаком каждое мое высказывание, согласившись со мной или не согласившись. Кодовые знаки: О — да, X — нет.

  1. Земля — это одна из планет Солнечной системы.
  2. Солнце — ближайшая к нам звезда, раскаленный газовый шар.
  3. Масса Земли в 330 тыс. раз больше массы Солнца.
  4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
  5. Земля движется вокруг Солнца.
  6. Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

3. Работа в группах по теме «Планеты солнечной системы»

На карточке записана мнемофраза. Ваша задача — найти ответ на вопрос: как эта фраза связана с темой урока?

Медведь Выходит За Малиной — Юннат Сумел Удрать Низиной.

(Обсуждение в группах. Выслушать высказывания представителей каждой группы.)

Каков правильный ответ? (По первым буквам данной фразы можно узнать названия планет, расположенных в порядке их удаления от Солнца.)

4. Кроссворд для подведения к теме урока

Вопросы к кроссворду:

  1. Самая яркая планета Солнечной системы, названа в честь богини красоты.
  2. Пространство, окружающее Землю, звезды и планеты.
  3. Небесное тело, которое само светится.
  4. Ближайшая к Земле звезда.
  5. Ближайшая к Солнцу планета.
  6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.
  7. Небесное тело, вращающееся вокруг Солнца.
  8. Планета, на которой есть жизнь.

При регулярном использовании на уроках окружающего мира игр и интеллектуальных заданий можно утверждать о повышении интеллектуальных способностей младших школьников.

Литература:

  1. Дьячкова, Е. В. Коллективная и групповая формы организации обучения в школе / Е. В. Дьячкова // Начальная школа. — 1998. — № 1. — С.17–24.
  2. Е. В. Шорохова. Исследования мышления. П/р.- М: Просвещение, 2009. С. 243
  3. Каменская В. Г. Психофизиологические критерии нормативности развития интеллектуальных функций ребенка // Мозг, психика, поведение. — СПб: Питер, 2011. С. 223
  4. Кроль В. М. Психология и педагогика: Уч. пособие для техн. вузов/ В. М. Кроль — М.: Высшая школа, 2018. С. 319
  5. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Росвещение, 2017. — 218 с.
  6. Методики изучения интеллекта / И. Н. Агафонова и др. — СПб.: Питер, 1991. С. 221
Основные термины (генерируются автоматически): Солнечная система, задание, интеллектуальное развитие, окружающий мир, урок, Земля, игра, небесное тело, Солнце, сторона света.


Похожие статьи

Задать вопрос