Развитие детской инициативы посредством реализации проекта «Детский совет» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Развитие детской инициативы посредством реализации проекта «Детский совет» / Н. В. Иванова, Н. А. Степкина, И. А. Яранова [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 6 (505). — С. 243-246. — URL: https://moluch.ru/archive/505/111095/ (дата обращения: 06.05.2024).



В системе образования РФ, в нормативно правовых актах, главной темой является воспитание личности ребенка, как человека инициативного, самостоятельного, способного принимать решения в ситуации выбора. Именно в дошкольном возрасте открываются возможности для формирования самостоятельности, инициативы.

Ключевые слова: детская инициатива, детский совет, инициативная группа.

Проблема развития инициативы и самостоятельности у детей продолжает оставаться одной из наиболее актуальных в наше время. Дети способны выбирать для себя виды занятий, определять, с кем им хотелось бы совместно заниматься, проявлять способность к реализации разнообразных задумок, поскольку у них присутствует естественное любопытство, стремление познать окружающий мир. Поиск и исследование — важные потребности детей. Ребята обладают большим потенциалом, чем это часто предполагают взрослые. Для того чтобы лучше использовать этот потенциал, необходима грамотная организация и управление со стороны педагогов, чтобы дети при подходящей поддержке могли осознанно и целенаправленно учиться новым знаниям, участвовать в планировании своей деятельности в течение дня, стать постоянными исследователями, развивать умения и навыки, которые помогут им оценивать свои идеи и действия, говорить о том, что им нравится или не нравится.

Для поощрения инициативности у детей 5–7 лет был создан местный проект «Детский совет. Шаг навстречу», который внедрен в нашем детском саду. Этот проект способствует объединению детей и взрослых вокруг различных мероприятий и общих дел, что позволяет детям принимать активное участие в образовательном процессе в качестве инициаторов и участников.

Основная цель проекта заключается в поддержании дружественных отношений и развитии навыков сотрудничества у детей. Это взаимодействие строится на взаимном интересе детей друг к другу и к совместной деятельности, а также проявляется в их способности осознанно взаимодействовать с окружающими.

Все дети активно участвуют в жизни детского сада. Вместе с другими детьми они принимают участие в совместных мероприятиях, выражают свои мысли и мнения о том, что происходит, делятся своими планами и решениями по вопросам, которые затрагивают не только их личную жизнь, но и жизнь всей группы. Участие означает также быть в курсе проблемных ситуаций, обсуждать различные стратегии решения этих проблем в рамках образовательной работы, а также в решении конфликтов и других важных вопросов.

Для того чтобы дети начали процесс обучения, им необходимо быть заинтересованными в том, что они делают, слышат и видят. Один из способов вызвать интерес — это предоставление возможности самостоятельного выбора. Организация образовательной работы на основе свободного, осознанного и ответственного выбора содержания обучения детей обучает их экспериментировать, пробовать что-то новое, рисковать, допускать ошибки и находить ответы.

Взрослые и дети привыкли к тому, что все образовательные темы в детском саду определяются воспитателями. Детские интересы просто «учитываются». Но для того, чтобы учесть эти интересы, нужно, чтобы они были высказаны и зафиксированы. «Детский совет» предоставляет такую возможность. Кроме того, у него есть прямая цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, выборе занятий и действий.

Задачи «Детского совета»:

— Создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, обеспечение дружелюбной обстановки и психологического комфорта, формирование положительного эмоционального настроя.

— Формирование мотивации и планирования для текущей деятельности.

— Поддержка самостоятельного разрешения проблем и урегулирования конфликтов при осуществлении совместных дел (мероприятий, событий, проектов и других).

— Выявление детских интересов посредством обмена информацией о прошедших и предстоящих событиях.

— Поощрение проявления собственной инициативы через выбор деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

«Детский Совет» в детском саду — это не обязательное занятие, участие в деятельности совета является добровольным. Введение ритуала позволяет детям организованно собраться на совместную деятельность. Сигнал для сбора может быть различным: звонок колокольчика, музыкальное сопровождение и другие виды сигналов. Дети охотно реагируют на такие сигналы, что способствует созданию атмосферы сотрудничества и участия.

Активности, входящие в работу «Детского совета», включают:

  1. Приветствие — «Утренний круг», в рамках которого дети сидят на мягких подушках или стульчиках, сопровождаясь мягкими игрушками. Это способствует открытости детей, вниманию друг к другу и развитию чувства взаимопомощи и коллективизма. Утренний круг предоставляет возможность детям высказать свои эмоции, обменяться информацией и погрузиться в насыщенные беседы. Важно, чтобы взрослый внимательно выслушивал детей, понимал информационный посыл и правильно реагировал. Дети имеют свободу выбора информации, что делает разговор открытым и искренним, что стимулирует их на проявление инициативы и самостоятельности в предложенной деятельности.
  2. Игры — разминки, игры-приветствия и игры, способствующие укреплению дружеских связей.
  3. Стимулирование интереса детей к изучению темы и работе над проектом.
  4. Подведение итогов — «вечерний круг» (проводится в тихой непринужденной доверительной обстановке, располагающей к свободному обсуждению событий прошедшего дня).

«Детский совет» — метод взаимодействия, который способствует объединению детей и взрослых в рамках различных мероприятий. В ходе этой практики дети обсуждают проблемы, планируют и принимают решения.

Участие в «Детском совете» способствует формированию у детей навыков самостоятельности и ответственности, поскольку они активно участвуют в процессе принятия решений и организации своей работы. Кроме того, этот опыт способствует развитию лидерских качеств у детей и формированию чувства принадлежности к коллективу.

Это важно понимать, что активность ребенка не должна означать пассивность педагога. При выборе ситуаций следует уделять внимание тем, которые позволяют сочетать педагогическую работу с детским опытом и предоставляют детям достаточно свободы для самостоятельной деятельности, возможно, при поддержке родителей. В то же время важно, чтобы педагогическая работа была направлена на достижение поставленных целей и основных принципов программы. Возникает проблема: с одной стороны, необходимо идти на встречу ребенку, чтобы отвечать на его интересы и потребности, а с другой стороны, организовать образовательную деятельность, способствующую развитию ребенка.

Технология «Детский совет» предоставляет возможность развивать познавательную инициативу детей дошкольного возраста и проектировать образовательные отношения на паритетных началах, где каждый ребенок занимается интересным делом, подходящим именно для него. В ходе этого процесса у детей формируются прочные учебные навыки, которые становятся функциональными, то есть используются не как теоретические знания или умения, а как полезные практические навыки в повседневной жизни.

Выявление инициативы и образовательных запросов дошкольников играет важную роль в педагогическом процессе. Применение опыта детей для достижения образовательных целей основывается на использовании зоны ближайшего развития. Центры активности создают условия для выбора: то, что ребенок делал сегодня по совместной инициативе с взрослым и другими детьми, он сможет сделать самостоятельно завтра или проявить инициативу к другим детям. Задача взрослого заключается в том, чтобы следить за интересами детей и в то же время организовывать деятельность так, чтобы дети проявляли инициативу и продвигались в своем развитии.

Выявление инициатив и образовательных запросов детей по принципу:

— Что мы знаем.

— Что хотим узнать.

— Где мы можем это узнать.

Таким образом, технология «Детский совет» способствует развитию детского общения и проявлению детской инициативы в различных видах деятельности. Она создает атмосферу коллективного творчества, обеспечивает образовательную деятельность и помогает достигать мотивационных образовательных результатов у дошкольников. Роль педагога заключается в создании условий для проявления инициативы и самостоятельности у детей в различных видах деятельности, а также в поощрении активной жизненной позиции и творческого подхода к решению жизненных ситуаций.

В детском саду «Детский совет» может выглядеть так:

Литература:

  1. ФГОС Дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред.от 21.01.2019) Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 № 3384
  2. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. — Изд-во Московского университета, 1990. -240 с.
  3. Свирская Л. В. Утро радостных встреч. Издательство «Линка-Пресс», 2010.
  4. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ Р. Ларго; под ред. А. И. Бурениной. — Москва: Национальное образование 2015. — 184 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, детская инициатива, Детский совет, дошкольный возраст, образовательная деятельность, образовательная работа, педагогическая работа, различный вид деятельности, совместная деятельность.


Ключевые слова

детская инициатива, детский совет, инициативная группа

Похожие статьи

Задать вопрос