Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации учреждений дополнительного образования детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Варакин, А. С. Обеспечение пожарной безопасности при эксплуатации учреждений дополнительного образования детей / А. С. Варакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 370-374. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111047/ (дата обращения: 28.04.2024).



В статье обосновывается необходимость обеспечения пожарной безопасности зданий, предназначенных для организации дополнительного образования детей. Приведено описание результатов визуального обследования помещений спортивной школы. Установлено, что на объекте защиты имеются многочисленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, сформулирован вывод о необходимости разработки мероприятий, направленных на максимально быстрое и эффективное устранение выявленных нарушений. Опасность выявленных нарушений подтверждена расчетами в рамках моделирования динамики опасных факторов пожара.

Ключевые слова: пожарная безопасность, спортивные школы, обязательные требования пожарной безопасности, эвакуация людей при пожаре, динамика опасных факторов пожара.

Пожар представляет собой большую угрозу для людей, особенно для маленьких детей, которые при пожаре часто оказываются беззащитны.

Безопасности учреждений прямо и косвенно связанных с жизнедеятельностью детей в последние годы уделяется все большее внимание.

Согласно данным статистического сборника Минпросвещения России [1] на территории РФ работает 11287 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей, в них обучаются около 10 млн. детей.

Пожарной безопасности отводится ведущая роль в системе работ по охране труда в учреждениях дополнительного образования детей [2]. Конституция гарантирует каждому гражданину право трудиться (учиться) в условиях, которые отвечают требованиям гигиены и безопасности. В соответствии с выдвинутыми требованиями проводится анализ условий условия обучения, технологических процессов, аппаратуры и оборудования — с точки зрения возможности возникновения появления опасных факторов и повышения безопасности условий обучения путем снижения и устранения действия этих факторов [3, 4]. А так как человек склонен привыкать к опасности и начинает пренебрегать ею [5–8], то необходимо разрабатывать такие мероприятия, которые устранят или максимально снизят вероятность ее реализации.

Сама система ОПБ для любых объектов защиты была заложена в ГОСТ 12.1.004 «Пожарная безопасность. Общие требования» еще в 1976 г. и с тех пор значительных изменений не получила. Казалось-бы, если при строительстве и вводе в эксплуатацию объекта соблюдены требования ПБ, заложенные в проектной документации, а она согласовывается в подразделениях экспертизы проектов, волноваться по поводу ПБ нет причин. Но это не соответствует реальному положению — сегодня каждая организация, в том числе и ДО детей должна иметь внебюджетную подпитку, а значит программы подготовки должны пользоваться спросом и изменяться в соответствии с этим спросом. То есть, в районе размещения учреждения ДО детей повышенный спрос на компьютерную подготовку, а не на живопись, значит помещения будут переоборудоваться, возможно понадобится перепланировка и т. д. Для обеспечения ПБ это значит не только изменение параметров пожарной нагрузки, но и изменение конфигураций систем противопожарной защиты.

Системы ППЗ, обеспечивающие безопасность людей при пожаре перечисленные в ст.52 [9] представлены на рис. 1.

Системы ППЗ, обеспечивающие безопасность людей при пожаре в здании

Рис. 1. Системы ППЗ, обеспечивающие безопасность людей при пожаре в здании

В эксплуатируемых зданиях имеется ряд проблем с обеспечением пожарной безопасности, начиная с наличия запоров на дверях эвакуационных выходов и захламления путей эвакуации, до обслуживания систем ППЗ, например:

— соблюдение регламента ТО систем ППЗ (ст.54 [9]) — в руководствах производителя по эксплуатации указывается перечень операций по обслуживанию конкретного изделия, без учета специфики его применения в составе комплекса ППЗ. Производитель выпускает оборудование, разрабатывает системы ППЗ проектная организация, а реализует монтажная организации. То есть регламентные работы для изделия, не равны регламенту обслуживания системы. При техническом обслуживании систем ППЗ часто требуется отключение отдельных элементов и от руководителя организации требуется принятие «необходимых мер» по защите объекта (п.55 [10]). Значит производителям надо разрабатывать карты техобслуживания своих приборов в составе систем ППЗ, что на сегодняшний день скорее исключение, чем правило;

— контроль реального состояния систем ППЗ — инспектор ГПН проводит проверку в соответствии с категорией риска объекта, то есть в зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф4.1 1 раз в 3 года. Не возможность, в этой ситуации, проверить все оборудование систем ППЗ, приводит к тому, что при проверке инспектор тестирует только несколько пожарных извещателей и оценивает срабатывание системы оповещения и дымоудаления. Решение этой проблемы возможно за счет применения непрерывного технического мониторинга состояния пожарной автоматики;

— финансирование и уровень квалификации — конфликты интересов при определении обоснованного и согласованного сметного подхода (устаревшие сметы и поиск аналогов) между заказчиком и обслуживающей организацией (заказчик пытается уменьшить расценки, а обслуживающие организации уменьшить). Результатом конфликтов является поиск обслуживающей организации по цене услуги и получение некачественной услуги — известны случае, когда в результате аукциона на обслуживание одного ДИП выделяется 2 рубль в месяц;

— затраты на эксплуатацию — тот факт, что пожары происходят не каждый день и не на каждом объекте инициирует в мозгах руководителей отрицание необходимости систем ППЗ в принципе. Хотя снизить такие затраты можно еще на стадии закупки за счет применения современных технических средств (адресно-аналоговая система ПС дает возможность прогнозировать даты проведения ТО и проводить его только при необходимости, а сама система окупается за 2–3 года).

Проведенный анализ нормативных правовых актов и нормативных документов, позволяет сделать вывод о том, что правила ПБ в учреждении дополнительного образования служат для предотвращения возникновения в нем чрезвычайных ситуаций техногенного характера, обеспечения четких и слаженных действий персонала и подопечных по борьбе с огнем, организованного выхода в безопасные места и спасения ценного имущества. Для этого осуществляется ряд практических мероприятий, включающих в себя обустройство помещений, установку технических средств и разработку пакета документов. Требования поведения при пожаре доводятся до сотрудников, проводятся инструктажи и тренировки.

Особые проблемы, основанные на попытках исполнения требований действующего законодательства, существуют при обслуживании систем ППЗ.

Деятельность детских учреждений имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при разработке их планировки. Дошкольники и дети младшего школьного возраста не умеют ориентироваться в критических ситуациях, не обладают силой и выносливостью для выполнения первоочередных и последующих действий, совершения быстрых переходов в условиях задымленности, высокой температуры и воздействия открытого пламени.

Архитектурная составляющая предполагает наличие эвакуационных и аварийных выходов, внутренних и внешних лестниц, оборудованных перилами с защитой от падения в межмаршевое пространство.

Обеспечение ПБ в образовательных учреждениях предполагает наличие следующих технических средств:

— автоматическая сигнализация — обязательно;

— спринклерная система тушения — при обоснованной необходимости;

— системы противодымной вентиляции — естественное проветривание с автоматическим управлением;

— система светового и звукового оповещения — обязательно;

— внутренний противопожарный водопровод — при обоснованной необходимости и малорасходная;

— резервное (аварийное, эвакуационное) автономное освещения — обязательно;

— ручные приспособления для тушения пожара — обязательно.

Одним из наиболее наглядных способов проверки качества системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является моделирование динамики опасных факторов пожара. В работе рассмотрим основные результаты подобной работы, проведенной в отношении объекта защиты — спортивной школы.

Объект защиты представляет собой двухэтажное здание, пристроенное к девятиэтажному зданию общежития (класс функциональной пожарной опасности, установленный в проектной документации — Ф 1.2). Степень огнестойкости здания — II и класс конструктивной пожарной опасности здания — C0, площадь этажа не превышает 4000 м 2 .

При моделировании динамики ОФП [32] рассматривалось их распространение с учетом двухсветного вестибюля и наличия в нем светопрозрачной фасадной конструкции, а также моделирование выполнено для спортзала, в котором при проведении соревнований может находиться до 90 человек одновременно различных возрастных групп (рисунок 2–3).

Максимально возможное одновременное наполнение помещений школы представлено на рис. 2 и 3.

Размещение людей в помещениях 1-го этажа (46 чел.+46 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 1-го этажа (46 чел.+46 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 1-го этажа (46 чел.+46 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 1-го этажа (46 чел.+46 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 1-го этажа (46 чел.+46 чел. на трибунах)

Рис. 2. Размещение людей в помещениях 1-го этажа (46 чел.+46 чел. на трибунах)

Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах)

Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах) Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах)

Рис. 3. Размещение людей в помещениях 2-го этажа (5 чел.+30 чел. на трибунах)

Анализ данных, полученных при сравнении результатов моделирования динамики ОФП и параметров движения людских потоков при вынужденной эвакуации показывает, что:

— наличие единственной открытой лестницы для обеспечения безопасной эвакуации недостаточно;

— спортзал и вестибюль с лестницей 2-го типа нуждаются в оборудовании вытяжной противодымной вентиляцией;

— 2-й тип СОУЭ существенно снижает расчетное время эвакуации.

В связи с этим необходимо разработать предложения, направленные на устранение выявленных фактов, ухудшающих безопасность объекта защиты и обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

Статья подготовлена в рамках выполнения магистерской диссертации.

Литература:

  1. Сводный отчёт по форме федерального статистического наблюдения № 1-ДО (сводная) «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей за 2019 год». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs. edu.gov.ru/document/6ddf18f8155fd3121d7e3f8f88a1fffb.
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.2020 г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
  3. Аналитический доклад о состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, 2017 [Электронный ресурс]. Сайт модельного центра дополнительного образования детей/ Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2017/10/25/1157694020.pdf.
  4. Дополнительное образование детей. Сводные отчеты за 2010–2019 гг. [Электронный ресурс] Официальный сайт Минпросвещения России/ Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/statistics/additional_edu.
  5. Источкина М. В., Беломутенко Д. В., Беломутенко С. В. Особенности обеспечения пожарной безопасности на объектах образования и науки. Статья в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Пожарная безопасность: проблемы и перспективы», 2013, 1(4) — с.133–136 [Электронный ресурс]/Научная электронная библиотека КиберЛенинка// Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/v.
  6. Жилин О. И. Системный подход к противопожарной пропаганде и обучению мерам пожарной безопасности — важнейшая составляющая деятельности по профилактике пожаров. Статья. Пожаровзрывобезопасность, № 8, 2009 [Электронный ресурс]/ Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Техэксперт//Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/902290088.
  7. Зекиев Э. В., Кабиров Т. Р. Теоретические аспекты пожарной безопасности в образовательных учреждениях [Текст]//Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 53–55. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 190/10441/ (дата обращения: 14.11.2020).
  8. Холщевников, В. В. Эвакуация и поведение людей при пожарах / В. В. Холщевников, Д. А. Самошин. — Москва: Акад. ГПС МЧС России, 2009. — 212 с.
  9. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018 № 538-ФЗ) [Электронный ресурс]/ Компьютерная справочно — правовая система КонсультантПлюс//Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_78699.
  10. Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 (ред. от 31.12.2020) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» [Электронный ресурс]/ Компьютерная справочно — правовая система КонсультантПлюс//Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_363263/.
  11. Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности. Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 № 382 (ред.2015 г.) [Электронный ресурс]/ Библиотека нормативно-технической документации//Режим доступа: https://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293828.
Основные термины (генерируются автоматически): пожарная безопасность, пожар, дополнительное образование детей, защита, безопасность людей, моделирование динамики, проектная документация, сама система, спортивная школа, функциональная пожарная опасность.


Ключевые слова

пожарная безопасность, спортивные школы, обязательные требования пожарной безопасности, эвакуация людей при пожаре, динамика опасных факторов пожара

Похожие статьи

Задать вопрос