Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Туманова, Ю. Е. Перспективы улучшения финансового и правового регулирования инвестиционной деятельности в субъектах Российской Федерации / Ю. Е. Туманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 344-347. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111042/ (дата обращения: 28.04.2024).



Вданной статье анализируются нормы действующего законодательства Российской Федерации в области инвестиций, с целью создания благоприятных условий для экономической деятельности в субъектах РФ. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования рассматриваемого вопроса, что позволит обеспечить развитие механизмов льготных мер, предоставляемых субъектами РФ, инвесторам, что в последствии обеспечит экономическое развитие регионов в области инвестиционных процессов.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, Российская Федерация, льгота, налоговая система, региональный уровень, федеральный уровень.

This article analyzes the norms of the current legislation of the Russian Federation in the field of investment, with the aim of creating favorable conditions for economic activity in the constituent entities of the Russian Federation. The author brings attention to the need to improve the legal regulation of the issue under consideration, which will ensure the development of mechanisms of preferential measures provided by the constituent entities of the Russian Federation to investors, which will subsequently ensure the economic development of the regions in the field of investment processes.

Keywords: investment activity, Russian Federation, benefit, tax system, regional level, federal level.

Для начала отметим, что для современной политики отечественного государства инвестиционная деятельность является одним из ключевых направлений, это связано с тем, что с помощью развития процессов инвестирования можно развить уровень экономики как в субъектах РФ, так и в стране в целом. Если говорить об условиях развития данных процессов, то основным является использование нормативно-правовой базы и применение норм права хозяйствующими субъектами. Соответственно, для российского государства стратегической целью в инвестиционных отношениях является развитие и формирование между участниками инвестиционной деятельности прочной связи, путем модернизации норм действующего законодательства.

А. И. Стадник, А. Н. Александрова, Е. М. Поддубный отмечали, что «повышение инвестиционной активности как ключевого фактора экономического роста должно обеспечиваться оптимальным соотношением, с одной стороны, регулирующих воздействий государства на инвестиционные процессы, с другой — рыночными механизмами, инвестиционной деятельностью компаний» [7, с. 37], и с их мнением нельзя не согласится.

Если говорить о современном мире, то инвестирование — это процесс, который затрагивает финансово-правовые институты, развитость которых оказывает влияние на инвестиционные отношения. От того, на сколько развит финансово-правовой институт государства, но столько будет развита и инвестиционная деятельность любой страны.

Исследователи в области инвестиционной деятельности на основе региональной практики развития инвестиционного потенциала [3, с. 34] выделяют следующие формы нормативного регулирования:

  1. Прямые инвестиции, то есть те инвестиции, которые реализуются через нормативные акты, например, гранты и субсидии;
  2. Косвенные инвестиции, которые реализуются через экономические инструменты воздействия, например, налоговые вычеты;
  3. Нефинансовые стимулы, например развитие инфраструктуры.

Данные формы применяются совместно, как правило, и способствуют развитию инвестиционной деятельности конкретной отдельной сферы. Также при правильном комбинировании вышеперечисленных форм, можно охарактеризовать специфику конкретного региона или отрасли, в который, инвестор в последствии инвестирует свои ресурсы. Тем не менее в Российской Федерации наиболее распространена форма прямых инвестиций, которая предусматривает прямое выделение денежных средств инвестиционным проектам, с целью государственной финансовой поддержки.

Данная мера осуществляется в соответствии с Федеральной адресной инвестиционной программой, правила которой утверждены Правительством Российской Федерации [4]. Данная программа предусматривает несколько вариантов предоставления финансовых ресурсов, а также данная поддержка имеет вид субсидий, отвечающих признакам инвестиционного характера. Например, субсидии на объекты капитального строительства, которые находятся в собственности РФ, согласно статье 179.1 БК РФ [2]. Однако, в настоящее время, существуют некоторые трудности в реализации данной программы, к их числу можно отнести: длительные процедуры согласования проектной документации, а также частое невыполнение обязательств по софинансированию из бюджетных и внебюджетных источников субъектов Российской Федерации.

Одним из основных направлений государственной политики в инвестиционной сфере является налогообложение, в рамках которого разрабатываются и реализуются меры по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности со стороны государства посредством различных форм и методов воздействия на инвестиционный процесс.

Н. В. Медведева отмечала, что «налоговое регулирование основано на комплексном использовании всех функций налогов в их взаимосвязи и формировании мультипликационного (интеграционного) эффекта налогообложения, который характеризует общую направленность действия налоговой системы в целом, определяет ее влияние на развитие производства и экономический рост» [1, с. 246].

Налоговая система является финансовой основой содействия привлечению инвестиционных ресурсов в экономику отдельных хозяйствующих субъектов, поскольку именно налоговый инструмент способен повысить или, наоборот, существенно снизить заинтересованность хозяйствующих субъектов и инвесторов во вложении капитала в инвестиционные объекты.

Сегодня государство предоставляет ряд инструментов, направленных на создание благоприятных условий для экономической деятельности в регионе. Основными налоговыми стимулами для инвестиционной деятельности являются льготы и преференции. Налоговые льготы позволяют стимулировать деятельность крупных хозяйствующих субъектов, в том числе предприятий, выручка которых несоизмерима с их затратами или с низкими доходами. Льготные меры создают условия для развития бизнеса и индивидуального предпринимательства, расширения производства, повышения уровня жизни населения и, конечно, инвестирования в стратегически важные отрасли российской экономики.

Посредством налоговых правовых инструментов можно выделить направления, по которым государство осуществляет стимулирование инвестиционных отношений. Например, налоговые вычеты, пониженные ставки по налогам, налоговые каникулы, специальные налоговые режимы и многое другое. Тем не менее, зачастую предоставление льгот в области налогообложения на прибыль организаций и на их имущество является мерой для активизации инвестиционных механизмов, таким образом государство стимулирует и поддерживает инвесторов для их достижения благоприятных условий инвестиционной деятельности.

Для налогоплательщиков отдельных категорий имеется возможность понизить ставки налогов, зачисляемых в бюджет региона, данная возможность закреплена главой 25 НК РФ [6]. Однако, специальный раздел в главе 25 НК РФ, связанный с предоставлением льгот на прибыль, отсутствует в нормативном акте, но существует в отечественном праве большой перечень оснований и способов для применения, и уменьшения налоговых ставок.

В контексте данного исследования необходимо обратить внимание на ряд проблем, которые выявляются в сфере налогообложения в результате инвестиционной деятельности. Инвесторы в ходе выбора региона для осуществления инвестиционной деятельности рассматривают инвестиционный климат региона в целом, а не только отдельные налоговые льготы, то есть пониженная налоговая ставка не является гарантом, что инвестор выберет именно тот регион, где ставка ниже. Поэтому для принятия решения необходимы более логичные доводы в «пользу» региона инвестирования, такими доводами может служить — установление комплексных мер поддержки, которые помимо снижения налоговой нагрузки позволяли бы, например, влиять на снижение административной нагрузки или на поддержание спроса на товары и т. д.

Помимо прочего, если комплексные меры поддержки будут разработаны, то необходим обязательный контроль и учет за тем, кому и с какой целью предоставляются стимулирующие меры. Это связано с тем, что предоставление подобных налоговых льгот ведут к уменьшению бюджета различных уровней власти, соответственно контроль в данном вопросе необходим. Данные процедуры, считаем обязательными, так как должен соблюдаться баланс между интересами государства и интересами инвесторов.

Однако, поскольку на федеральном уровне не разработана единая методика оценки эффективности налоговых льгот для регионов страны, субъекты РФ при планировании региональных консолидированных бюджетов разрабатывают собственные критерии и системы оценки налоговых льгот, предоставляемых на региональном уровне, а также проводят предварительную оценку выпадающих доходов.

Например, Правительством Ивановской области было издано Постановление от 25.06.2008 № 150-п «О Порядке оценки эффективности установления налоговых льгот» [5]. Тем не менее, как показывает практика, зачастую данные правила, принятые на региональном уровне, носят декларативный характер, различаются методологии в разных субъектах, тем самым не обеспечивая эффективность, точность и сопоставимость в результатах оценки. На основании изложенного считаем необходимым разработать Единую методику оценки эффективности налоговых льгот на федеральном уровне, данный документ позволит внести изменения в действующее региональное законодательство, приведя в соответствие с новыми правилами порядок оценки эффективности применения налоговых льгот в области инвестиционной деятельности. Помимо прочего позволит вести надлежащий контроль и учет информации, подтверждающей целесообразность ее применения с экономической, бюджетной и социальной эффективностью.

Таким образом, для совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности на всех уровнях власти Российской Федерации, государству необходимы механизмы, которые будут обеспечивать инвестиционную привлекательность. Помимо применения всевозможных налоговых стимулов и льготных мер, необходимо также развивать систему регулирования, которая снижает административные препятствия для осуществления инвестиционной деятельности, а также гарантирует развитие местной инфраструктуры.

Литература:

  1. Аронов, А.В., Антонов, И.Ю., Товгазова, З. А. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в России: формы и методы реализации / А. В. Аронов, И. Ю. Антонов, З. А. Товгазова // Проблемы экономики и юридической практики. — 2018. — № 6. — С. 245–248.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // Российская газета. № 153–154. 12.08.1998; № 297. 29.12.2023.
  3. Иода, Ю.В., Снигирева, А. А. Формирование инвестиционного потенциала региона / Ю. В. Иода, А. А. Снигирева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. — 2019. — № 14. — С. 24–36.
  4. Постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 716 (ред. от 01.12.2023, с изм. от 22.12.2023) «Об утверждении Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Собрание законодательства РФ. 20.09.2010. № 38. Ст. 4834; 01.01.2024. № 1 (часть I). Ст. 152.
  5. Постановление Правительства Ивановской области от 25.06.2008 № 150-п «О Порядке оценки эффективности установления налоговых льгот» (с изм. от 14.10.2021) // Собрание законодательства Ивановской области. 30.06.2008. Специальный выпуск. Часть 1; Официальный интернет-портал правовой информации. http://pravo.gov.ru. 15.10.2021.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2024) // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. № 32. Ст. 3340; 01.01.2024. № 1 (часть I). Ст. 24.
  7. Семенова, Н. Н. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как инструмент стимулирования инвестиционной активности / Н. Н. Семенова // Финансы и кредит. — 2016. — № 28 (700). — С. 37–48.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная деятельность, Российская Федерация, субъект РФ, льгота, мера, налоговая система, региональный уровень, федеральный уровень, экономическая деятельность, экономический рост.


Похожие статьи

Задать вопрос