Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 02.02.2024

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Волкопялова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Н. А. Волкопялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 148-150. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111030/ (дата обращения: 04.05.2024).



Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал.

В. А. Сухомлинский

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает осваивать нормативно-знаковые средства (письменную речь и математические числовые знаки), которые обеспечивают все больший отрыв от наличной ситуации и дальнейший переход к исследованию во внутреннем, мыслительном плане.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования — вопросов, задаваемых взрослому (почему?, зачем?, как?..) [2, с. 118].

В основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления, обобщить результаты, полученные действенным путем, сопоставить их, классифицировать, сделать выводы. [3, с. 5].

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации — одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладываются фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Созданная в детском саду предметно-пространственная среда влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. [1].

Опыт работы показал, что дети с легкостью перевоплощаются в юных исследователей и проводят разнообразные опыты и эксперименты, для этого нужно лишь обеспечить условия для самостоятельного поиска ответов на интересующие вопросы. [5].

Для этого в группе был размещен уголок для познавательно-исследовательской деятельности, где дети имеют возможность экспериментировать, наблюдать и проводить опыты. Для познавательной активности и поддержания интереса к исследовательской деятельности была установлена мини лаборатория «Хочу все знать». [4]

E:\Новая папка\image (7).jpg

Прежде чем приступить к опыту или эксперименту, мы повторяем правила. Для этого был разработан лэпбук «Правила безопасности в лаборатории». Где наглядно, доступно для детей можно вспомнить и повторить правила. В лаборатории у детей есть возможность с помощью микроскопа и лупы рассмотреть проросшие семена, перышки, волоски, листья и другие предметы.

Также можно полюбоваться различными коллекциями. Конечно большую помощь в создании коллекций оказали родители воспитанников. Нам удалось собрать: коллекцию ракушек, виды тканей, фантиков, шишек, часов, ключей. В уголке экспериментирования дети с большим удовольствием проводят опыты с водой, песком, воздухом. Окрашивают капусту с помощью воды с красителями, выращивают кристаллы из сахара.

Были разработаны лэпбук: «Воздух», «Путешествие капельки», «Все о бумаге». Дети с интересом открывали все кармашки и выполняли разные задания. Оформили картотеки опытов, экспериментов, фокусов, бесед, наблюдений.

«Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Детям нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать» [4].

В работе с детьми большое значение имеет труд. Труд подразумевает уход за животными, растениями, выращивание рассады для участка детского сада, а также наблюдение за их ростом. Этот вид труда способствует развитию наблюдательности и воспитанию любви к природе, бережному отношению ко всем живым существам.

Огород на окне — наше любимое занятие с детьми. Дети с удовольствием выращивают картошку, лук, горох, рассаду цветов. Они ухаживали за «растишками», вели записи в своих дневниках наблюдений. Дневник позволяет развивать навыки схематичного составления последовательности, выстраивания логической цепочки процесса роста растения. При работе на огороде дети учатся понимать жизнь растений, развивается любознательность детей. [4].

E:\Новая папка\image.jpg

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что правильная организация экспериментальной или познавательно — исследовательской деятельности приводит к развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Дети с огромным удовольствием учатся экспериментировать и открывать неизведанные им тайны нашего мира.

Литература:

  1. Дыбина, О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду. — М. ООО «ТЦ Сфера», 2015. — С. 170.
  2. Короткова, Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего возраста. — М. ООО «Линка Пресс», 2007. — С.209.
  3. Нищева, Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. — СПб.ООО «Издательство «Детство — пресс», 2017. — С. 240.
  4. Перова Л. В. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. nsportal.ru.
  5. Тимошенко О. Г, Структура проведения занятий-экспериментов. Организация уголков экспериментирования. Maam.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, познавательно-исследовательская деятельность, детский сад, окружающий мир, исследовательская деятельность, опыт, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Задать вопрос