Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яковлева, А. В. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности посредством поддержки детской инициативы / А. В. Яковлева, И. В. Холоднякова, О. М. Шевченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 200-204. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111017/ (дата обращения: 08.05.2024).



Сегодняшняя ситуация в образовании требует от педагогов развития личности, которая способна к саморазвитию и самореализации, осознает важность образования на протяжении всей жизни и ориентируется в быстро меняющемся мире. Это также подразумевает способность выбирать жизненную стратегию и нести ответственность за собственные решения, уважать достоинство других и быть интегрированным в социум без потери своего собственного достоинства. Для этого необходимо, чтобы у человека были хорошо развиты инициатива и самостоятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) указывает, что воспитание детей в дошкольном возрасте должно включать поддержку различных видов деятельности. Поддержка инициативы является необходимым условием для создания ситуации развития, а по завершении дошкольного образования дети должны проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, выбирать деятельность и партнеров, проявлять волевые качества, придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, а также принимать собственные решения.

Выделяются четыре сферы инициативы:

— коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи

— творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

— инициатива продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование);

— познавательная инициатива (любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Из педагогического словаря мы узнаем, что понятие «инициатива» можно определить, как «первый шаг» к началу какого-то действия. И мы сделали такой «первый шаг» в сторону театрализованной деятельности для детей. Наблюдения показали, что дети очень любят переодеваться и играть другие роли, как среди своих сверстников, так и привлекая взрослых. Театр — один из самых доступных видов искусства для детей, который объединяет все четыре сферы инициативы и предоставляет детям большой простор для творческого самовыражения. Он развивает творческую самостоятельность, побуждает к импровизации в рассказах и сказках, а также поддерживает стремление детей к самостоятельному поиску выразительных средств для создания образов персонажей, позволяет им в полной мере погрузиться в мир театра и стать частью процесса создания спектакля.

Театрализованная деятельность способствует развитию воображения и творческого мышления у детей. Они могут придумывать сюжеты, создавать персонажей, разыгрывать различные сцены. В процессе подготовки к спектаклю дети могут сами придумывать диалоги, писать тексты и музыку, создавать декорации и костюмы. Это развивает их креативность, способность мыслить нестандартно и находить необычные решения.

Театрализованная деятельность также способствует развитию социальных навыков у детей. В ходе работы над спектаклем они учатся работать в команде, слушать других, высказывать свои идеи и уважать мнение других. Они учатся сотрудничать, делиться ответственностью и решать проблемы вместе. Все это развивает их коммуникативные навыки, способность работать в коллективе и находить компромиссы.

Таким образом, театр развивает самостоятельность, инициативу, творческое воображение через ассоциативное мышление.

В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период, и самая большая опасность заключается не в сложной экономической ситуации, а в попытках переписать историю и подменить ценности. Дети и подростки особенно подвержены этому влиянию, и их представления о доброте, справедливости, героизме и патриотизме искажены.

Именно поэтому в подготовительных группах нашего детского сада был запущен социально — значимый проект «Наследники Победы».

В рамках его реализации прошел показ музыкально — театрализованной постановки «Письма из прошлого». Постановка была посвящена победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945-х годов.

Краткая презентация:

Действие сюжета начинается в современном мире. Дети играют на детской дворовой площадке. Небольшой группе ребят приходит идея посетить старый, заброшенный дом.

IMG_8955.JPG IMG_8957.JPG

Дети залезли на чердак заброшенного дома, и нашли там альбом с фотографиями и фронтовыми письмами, небрежное отношение к которым переносят их сквозь пространство и время.

IMG_8961.JPG IMG_8971.JPG

Дети становятся участниками военных действий. Увиденное там заставляет их понять и осознать всю тяжесть и боль прошедшей войны.

IMG_8977.JPG IMG_8978.JPG

IMG_8991.JPG IMG_9002.JPG

Для того чтобы дети и приглашенные гости смогли ощутить атмосферу театра, мы с ребятами постарались создать все необходимые условия: повесили афишу, разослали приглашения. Зрители купили билеты на представление в нашей импровизированной кассе, получили программу выступления. Билеты на входе в зал проверил контролёр.

IMG_8936.JPG IMG_8940.JPG IMG_9051.JPG

Работа, проведённая педагогами и детьми, была высоко оценена присутствующими зрителями, которые сами были детьми в то время.

С данной постановкой мы с детьми участвовали в муниципальном конкурсе «Волшебный мир театра» и кинофестивале короткометражных фильмов «Курганы», в которых заняли призовые места.

IMG_9037.JPG 3.JPG

За помощь в создании постановки коллектив детского сада благодарит родителей наших воспитанников, которые активно участвуют в жизни своих детей и всегда идут навстречу любым нашим творческим начинаниям. Только объединившись вместе, мы можем создавать удивительные вещи.

Литература:

  1. сайт www.maam.ru
  2. сайт https://infourok.ru
  3. ФГОС ДО
  4. Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду» ТЦ Сфера, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, театрализованная деятельность, детский сад, заброшенный дом, сфера инициативы.


Похожие статьи

Задать вопрос