Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: конституционное измерение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 05.02.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Миронов, Ц. Ю. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении: конституционное измерение / Ц. Ю. Миронов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 294-297. — URL: https://moluch.ru/archive/504/111007/ (дата обращения: 02.05.2024).



В статье рассматривается применение мер административного обеспечения производства по делу об административном правонарушении в контексте ограничения конституционных прав и свобод личности. Обращается внимание на то, что применение мер обеспечения по делу об административном правонарушении неизбежно сопряжено с ограничением прав граждан, измерение правомерности ограничения которых напрямую связано с оценкой законности действий должностного лица, их применяющего.

Ключевые слова: меры обеспечения, административное производство, конституционные права, свободы личности, адекватность, целесообразность, обоснованность, соразмерность, пропорциональность, законность.

The article deals with the application of administrative security measures in the case of an administrative offense in the context of restrictions on the constitutional rights and freedoms of the individual. Draws attention to the fact that the application of the rule in the case of an administrative offense is inevitably associated with the restriction of citizens ' rights, the measurement of the legality of restrictions which are directly related to the assessment of legality of actions of officials applying them. In the article, the authors analyze the criteria for restricting the rights of the individual when applying various measures to ensure the proceedings in the case of administrative offenses.

Keywords: security measures, administrative proceedings, constitutional rights, individual freedoms, adequacy, expediency, validity, proportionality, proportionality, legality.

В системе административных мер принуждения институт мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении занимает особое место в правовой системе. Он обеспечивает проведение следственных действий, исполнение судебных решений и обеспечение участия сторон в процессе. Меры обеспечения включают в себя арест имущества, наложение запретов на определенные действия или обязательства. Они направлены на обеспечение исполнения законных требований и защиту интересов участников процесса. Недостаточная эффективность инструментов принуждения делает административно-правовое регулирование фиктивным, так как государственно-властные институты, в том числе важнейший из них — юридическая ответственность — поддерживаются именно обязывающей силой мер государственно-властного принуждения.

Эффективность мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении зависит от нескольких факторов. Важным аспектом является правильное применение мер обеспечения со стороны правоохранительных органов и судебных инстанций, а также их соответствие закону. Кроме того, эффективность зависит от возможности оперативного и адекватного реагирования на нарушения, а также от соблюдения прав и интересов участников процесса. Надлежащая координация действий между различными участниками правоохранительной системы и соблюдение процессуальных сроков также влияют на эффективность мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Применение мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях имеет определенные трудности, поскольку применяющему их должностному лицу необходимо в каждой практической ситуации сочетать особенности порядка применения конкретной меры с соблюдением критериев правомерности и законности, сопряженных с ними ограничений прав и свобод личности.

В административной деятельности при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении ограничиваются личные (ст. 21, 22, 23, 24, 27, 28, ч. 1,5 ст. 29 Конституции Российской Федерации [1] и экономические (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35, ч. 2 ст. 36 Конституции РФ) и иные конституционные права и свободы человека и гражданина. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно отмечал, что ограничения прав и свобод человека и гражданина должны отвечать требованиям правомерности и обоснованности, быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений.

В Российской Федерации существуют различные виды мер административного пресечения, которые могут быть применены в случае совершения административного правонарушения. Некоторые из основных видов мер административного пресечения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные виды мер административного пресечения

Виды

Характеристика

Предупреждение

Органы правопорядка или уполномоченные должностные лица могут применять меру предупреждения в случае первого совершения незначительного административного правонарушения. Предупреждение не является наказанием, но направлено на информирование нарушителя о недопустимости совершения повторных правонарушений

Штраф

Один из наиболее распространенных видов мер административного пресечения — наложение штрафа. Штраф может быть фиксированным или устанавливаться в виде определенного процента от доходов нарушителя. Размер штрафа зависит от характера и тяжести совершенного правонарушения

Административный арест

В случае совершения некоторых более серьезных административных правонарушений, суд может принять решение о наложении административного ареста. Административный арест может быть применен на определенный срок и включает лишение свободы нарушителя

Административное лишение прав

В случае совершения определенных административных правонарушений, суд может принять решение о временном или постоянном лишении нарушителя права управления транспортными средствами

Административное исключение из организации или профессиональной деятельности

В некоторых случаях, в зависимости от характера нарушения, суд может решить об административном исключении нарушителя из организации или о запрете заниматься определенной профессиональной деятельностью

Административное изъятие имущества

В случае, если имущество было использовано при совершении административного правонарушения, суд может принять решение об административном изъятии такого имущества

В каждом конкретном случае применение меры административного пресечения определяется в соответствии с законодательством и рассматривается компетентными органами власти или судом.

Юридическим основанием всегда выступает КоАП РФ [2], который предусматривает потенциальную возможность применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях при возникновении соответствующей необходимости. Фактическое основание применения индивидуально для каждой отдельной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Основания применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации определены в Административном процессуальном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с данным законодательством, меры обеспечения могут быть применены для обеспечения эффективного рассмотрения дела и обеспечения исполнения решения, вынесенного по делу об административном правонарушении. Некоторые основания применения мер обеспечения представлены в таблице 2.

Таблица 2

Основные виды мер административного пресечения

Основание

Пояснение

Рецидив административных правонарушений

Если лицо ранее совершало административные правонарушения, то в целях обеспечения исполнения решения может быть применена мера обеспечения

Отсутствие постоянного места жительства или места работы

Если лицо не имеет постоянного места жительства или места работы, могут быть применены меры обеспечения для обеспечения его явки или исполнения решения

Уклонение от исполнения обязанностей

Если лицо уклоняется от исполнения обязанностей, предусмотренных решением, могут быть применены меры обеспечения для обеспечения исполнения решения

Возможность сокрытия имущества

Если у лица имеются основания полагать, что оно может скрыть свое имущество, могут быть применены меры обеспечения для обеспечения возможности исполнения решения

Опасность повторения правонарушения

Если имеются основания полагать, что лицо может совершить повторное правонарушение, могут быть применены меры обеспечения для предотвращения такого повторения

Применимо к рассматриваемой сфере административно-правовых отношений исследование параметров правомерности предполагает оценку целей мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, средств (ограничений прав личности) их достижения, результатов их применения во взаимосвязи с исследованием показателей адекватности, пропорциональности, соразмерности ограничений прав личности как взаимодополняющих друг друга граней обеспечения справедливости при их применении.

Отметим, что ограничения прав личности при применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении представляют собой фактическую необходимость, диктуемую обстоятельствами конкретного административного правонарушения при невозможности практического достижения целей административного производства, воплощаемых в лишениях определенного объема прав и свобод личности в личной, экономической и иных сферах при применении к ней указанных мер принуждения. При этом адекватность причиняемых ограничений (как соответствие установленным правилам) означает, что лишения в части определенного законом уменьшения объема прав и свобод, претерпеваемые личностью в случае применения указанных мер, основываются на федеральном законе — КоАП РФ — и допустимы в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционно охраняемых ценностей. Целесообразность (необходимость) — это признак, указывающий на необходимость ограничений того или иного блока прав личности в момент применения той или иной меры обеспечения по делу об административном правонарушении, в каждом конкретном случае взаимоувязанный с конкретной целью меры обеспечения, а также с обоснованностью их применения. В случае возможности достижения целей административного производства без их применения ограничения не применяются, в противном случае они будут признаны нецелесообразными и необоснованными, так как цели административного производства могли бы быть достигнуты и без ограничений прав граждан, действия должностного лица в таком случае будут признаны неправомерными и незаконными.

Соразмерность ограничений прав личности — это признак, указывающий на соответствие используемой меры обеспечения по делу об административном правонарушении цели(ям) административного производства на конкретном его этапе, а также разумности пределов продолжительности ее применения и максимальных сроков ограничения прав личности, сопряженных с ее применением, либо указанному в законе дополнительному обязательному признаку, взаимоувязанному с ее применением. Пропорциональность ограничений — это признак, указывающий на соразмерность применяемых ограничений прав личности применимо к конкретной цели меры обеспечения по делу об административном правонарушении, на наличие гарантий обеспечения прав личности, к которой применяется мера обеспечения.

Таким образом, должностное лицо, принимающее решение о применении той или иной меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, должно оценить, установить в конкретной жизненной ситуации, потенциально обуславливающей их применение, признаки адекватности, целесообразности, обоснованности, а также пропорциональности и соразмерности ограничений конституционных прав личности, вызываемых их применением, а также компенсировать в случае указанных ограничений возможности лица по защите, предоставив предусмотренные законом права и свободы в рамках административного производства.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Асташкин А. А. Защита прав и свобод граждан при применении мер административного принуждения / А. А. Асташкин // Вопросы российской юстиции. — 2020. — № 8. — С. 499–511.
  5. Колосова Н. М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в контексте судебной практики // Журнал российского права. 2019. N 8. С. 36.
  6. Мешков П. В. О проблемах понимания и реализации обеспечительных мер в производстве по делам об административных правонарушениях в России и за рубежом // Юрист. — 2018. — № 10. — С. 64–69.
  7. Осяк А. Н., Новичкова Е. Е., Цвилий А. В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Юристъ-Правоведъ. — 2020. — № 4 (95). — С. 150–156.
Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, мера обеспечения, административное пресечение, административное производство, дело, мера, обеспечение производства, Российская Федерация, должностное лицо, свобода личности.


Похожие статьи

Задать вопрос