Ретроспективный взгляд на законодательство России, регламентирующее судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 31.01.2024

Статья просмотрена: 25 раз

Библиографическое описание:

Абдулена, А. М. Ретроспективный взгляд на законодательство России, регламентирующее судебное разбирательство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних / А. М. Абдулена. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 223-226. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110878/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье автор рассматривает исторический путь становления и развития норм, регулирующих производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, отмечает важность использования прошлого опыта для дальнейшего совершенствования норм наряду с учетом международно-правовых стандартов и современных реалий российского общества.

Ключевые слова: уголовно-процессуальное право, историческое развитие законодательства, несовершеннолетние, судебное разбирательство, уголовный процесс.

Глава 50 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) содержит нормы, регулирующие производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Законодателем устанавливаются особенные правила для процедуры судебного разбирательства о преступлении, совершенном несовершеннолетним, что обусловлено возрастными, психофизиологическими и социальными особенностями указанной категории лиц. Вместе с тем, отечественное законодательство пришло к подобному не столь давно, ориентируясь, в том числе на международно-правовые стандарты.

Обращаясь к истокам уголовно-процессуальных норм, регламентирующих порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних в России, в первую очередь обращает на себя внимание судебная реформа 1864 года, революционно изменившая отечественное судопроизводство в целом, в том числе содержавшая новеллы в отношении несовершеннолетних подсудимых. Так, по нормам Устава уголовного судопроизводства 1864 года (далее — Устав) несовершеннолетние не допускались к свидетельству под присягой, появились требования установления возраста с целью определения возможности вменения в вину несовершеннолетнему содеянного им преступления, устанавливалась необходимость, наряду с постановкой судом вопроса о виновности, выяснения вопроса, действовал ли обвиняемый во время совершения преступления с «разумением». [11, с. 1986]

Внесенные в Устав уголовного судопроизводства в 1897 году Законом «О малолетних и несовершеннолетних подсудимых» изменения носили концептуальный характер, уголовно-процессуальное законодательство было дополнено разделом «Производство по делам несовершеннолетних от десяти до семнадцати лет для разрешения вопроса о том, действовал ли обвиняемый вовремя совершения преступного деяния с разумением» [10, c. 39], а также была заложена правовая база для формирования судов в отношении несовершеннолетних.

Дополненный и измененный Устав разделял уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних по подсудности общим или местным судам, а также в зависимости от того, понимал ли несовершеннолетний подсудимый того, что совершает преступление. Данный вопрос решался непосредственно в судебном разбирательстве с привлечением специалистов — сведущих лиц (медицины, педагогики и психологии). [11, с. 551]

В 1910 году в России появилась система специализированных — детских судов, и, как отмечает Данильченко С. Л., такая модель ювенальной юстиции была очень удачной. До 70 % несовершеннолетних правонарушителей «детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. [5, с. 7] Первый специализированный суд по делам несовершеннолетних в России начал свою работу в Санкт-Петербурге в 1910 году. Впоследствии подобные суды появились в Москве, Екатеринбурге, Харькове и других крупных городах. «Детские» суды ориентировались на охранительные задачи правосудия по делам несовершеннолетних, индивидуальный подход к каждому несовершеннолетнему, а также преимущественное применение некарательных мер воздействия.

Однако с 1918 г. такая система ювенальных судов в России была упразднена. Вместо нее были созданы комиссии по делам несовершеннолетних, то есть фактически административные органы. Одной из основных особенностей данных комиссий было то, что они преимущественно применяли медико-педагогические меры воздействия на несовершеннолетнего. Однако если таких мер было недостаточно, то дела могли направляться в народный суд. [7, с. 1227]

Отмечается, что общество, претерпевая революционные изменения в целом, и в праве в том числе, было нестабильным, рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних осуществлялось фактически в чрезвычайном порядке, в сокращенной форме, где суд выступал, в том числе, и в роли следователя, а так как эта комиссия не была частью судебной системы, то рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних фактически исключалось из непосредственно компетенции судов [9, с. 548]. Также стоит отметить тот факт, что существовавший до этого институт попечителей (законных представителей) несовершеннолетних был, по сути, упразднен, и на замену ему был сформирован Институт социальной помощи несовершеннолетним, который тесно сотрудничал с комиссией по делам несовершеннолетних [6, с. 552].

С принятием УПК РСФСР 1922 года, уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних подверглось очередным изменениям. Так, уголовно-процессуальный закон содержал в себе указание на лиц, которые могут быть законными представителями несовершеннолетнего, однако их участие в рассмотрении дел было факультативным, а правовой статус характеризовался неоднозначно. Если по делу подсудимыми проходило несколько лиц, один или несколько из которых были несовершеннолетними, из материалов дела выделяли одно или несколько дел, которые передавались в комиссию по делам несовершеннолетних, которые не достигли возраста 16 лет [4, с. 13]. Кроме того, предусматривалось, что в случае невозможности достоверно установить возраст несовершеннолетнего подсудимого, возможно проведение медицинского освидетельствования. Более никаких особенностей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних не было. Стоит отметить, что с введением в действие УПК РСФСР 1922 года, рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних стало возможным не только в рамках комиссии, но и в рамках судебного рассмотрения, однако данную возможность можно было реализовать только посредством вынесения комиссией по делам несовершеннолетних соответствующего постановления.

С начала 1930-х годов для отечественного судопроизводства в отношении несовершеннолетних характерным является то, что по отдельным составам преступлений возраст наступления уголовной ответственности был снижен до 12 лет, что Данильченко С. Л. называет «полным крахом системы ювенальной юстиции в России». [5, с. 7] Кроме этого, несовершеннолетний возраст подсудимого больше не учитывался как обстоятельство, смягчающее наказание.

Судопроизводство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних времен 1930–1950-х годов практически не отличалось от рассмотрения «взрослых» уголовных дел, что объясняется как общеправовой политикой государства, так и тем исторически сложным периодом военного и послевоенного времени.

В 1958 году были приняты Основы уголовного производства СССР и союзных республик, которыми были регламентированы отдельные вопросы рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних. Так, данные Основы, хотя и не содержали множества норм, касающихся рассмотрения дел несовершеннолетними преступниками. В них была предусмотрена возможность прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетнего преступника и передача материалов о совершенном деянии в комиссию по делам несовершеннолетних; кроме того, не достижение возраста уголовной ответственности указывалось в качестве обстоятельства, которое исключает производство по уголовному делу. Также при рассмотрении дела было закреплено обязательное участие защитника с того момента, когда было предъявлено обвинение. [9, c. 550] На данном этапе прослеживается гуманизация и совершенствование законодательства, не смотря на все сложности, которые возникали в стране.

Следующий этап развития норм, регулирующих судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних, начинается с 1961 года, когда вступили в силу нормы Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1960 года, глава 32 которого регламентировала вопросы судебного производства по делам несовершеннолетних как в предварительном следствии, так и непосредственно в судебном разбирательстве. Отдельно были выделены статьи, которые регламентировали правовое положение несовершеннолетнего как участника процесса [2].

Так, Гречаная И. В. отмечает, что принятие УПК РСФСР стало существенной вехой в формировании современной модели российского правосудия (производства) по делам в отношении несовершеннолетних, закреплял у уголовно-процессуальном законодателем гуманистические черты. [4, с. 14]

В качестве наиболее важных особенностей, которые были связаны с процессуальным статусом несовершеннолетнего подсудимого, стоит отметить усиление правовых гарантий соблюдения прав несовершеннолетнего подсудимого, обязательное участие защитника с момента предъявления обвинения, выделение дела в отношении несовершеннолетнего в отдельное производство при совершении преступления в соучастии со взрослыми лицами, расширенный предмет доказывания, обязательное предварительное следствие, возможность прекращения уголовного дела, и, кроме того, участие в уголовном процессе в отношении несовершеннолетнего педагога, чей процессуальный статус был недостаточно четко регламентирован. Однако уголовное судопроизводство в отношении несовершеннолетних было дифференцировано недостаточно полно ввиду отсутствия судебной специализации и слабой следственной специализацией.

Правовая реформа 90-х годов 20-го столетия утвердила общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Это положение существенно повлияло на содержание новых законов, в частности Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ. С введением в действие УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ, который, за исключением отдельных положений, начал свое действие с 01 июля 2002 года, институт уголовного разбирательства в отношении несовершеннолетнего существенно изменен по сравнению с предыдущими законами. Так, УПК РФ регламентирует форму производства предварительного расследования, меры процессуального принуждения, которые могут быть применены к несовершеннолетнему, а также основания и порядок прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего. Помимо этого, изменен и усовершенствован институт законного представительства несовершеннолетнего. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» уточняются аспекты судебного разбирательства по делам в отношении несовершеннолетних, особо отметим, наряду с иными положениями, что Пленум обращает внимание на необходимость при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних судам наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации учитывать положения международно-правовых документов, а также то, что дела подобной категории должны рассматриваться наиболее опытными судьями. [3] Однако отмечается, за годы действия УПК РФ выявились и значительные пробелы в регулировании уголовного производства по делам несовершеннолетних. Многие крайне необходимые правоприменителю механизмы не получили своего нормативного закрепления, что создает предпосылки для проведения системной работы по созданию новой нормативной модели уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. [9, c. 551]

Таким образом, нельзя сказать, что отечественное законодательство в сфере судопроизводства в отношении несовершеннолетних развивалось последовательно, так сказать, по нарастающей, что обусловлено, в первую очередь, историческими событиями, происходившими в нашей стране. Вместе с тем, если говорить о тенденциях развития норм, регулирующих судебное разбирательство по уголовными делам в отношении несовершеннолетних, то следует отметить, что данные нормы постепенно трансформировались за счет появления отдельных институтов уголовно-процессуального права, с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Безусловно, понимание отечественным законодателем необходимости особого подхода при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, имеется, вместе с тем, исторический опыт формирования данного вида производства может помочь в дальнейшем осмыслении и совершенствовании основных направлений российской уголовно-процессуальной политики в отношении несовершеннолетних.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — ст. 4921.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) (ред. от 29.12.2001, с изм. от 26.11.2002) (утратил силу с 31.12.2002) // КонсультантПлюс: Законодательство.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 N 1 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» / «Российская газета». — 2011. — N 29.
  4. Гречаная, И. В. Судебное разбирательство в отношении несовершеннолетних: специальность 12.00.09 «Уголовный процесс»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Гречаная Ирина Викторовна. — Москва, 2014. — 32 с.
  5. Данильченко, С. Л. Ювенальная юстиция: история и современность / С. Л. Данильченко // Образование и наука в современных условиях. — 2016. — № 4(9). — С. 16–23.
  6. Курбатова, С. М. Институт судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: историко-правовой анализ / С. М. Курбатова, Е. Е. Алексеева // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы международной научно-практической конференции, Красноярск, 21–23 апреля 2020 года / Ответственные за выпуск: В. Л. Бопп, Сорокатая Е. И.. Том Часть 2. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2020. — С. 550–555.
  7. Курс уголовного процесса / Под ред. д.ю.н., проф. Л. В. Головко. — 2-е изд., испр. — М.: Статут, 2017. — 1279 с.
  8. Луговцова, С. А. Особенности судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних: специальность 12.00.09 «Уголовный процесс»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Луговцова Светлана Аркадьевна. — Санкт-Петербург, 2004. — 26 с.
  9. Марковичева, Е. В. Эволюция российской уголовно-процессуальной политики в отношении несовершеннолетних правонарушителей: от Устава уголовного судопроизводства до Уголовно-процессуального кодекса РФ / Е. В. Марковичева // Право и политика. — 2015. — № 4. — С. 545–552.
  10. Мельникова Э. Б. Будет ли в России ювенальная юстиция? Научно-практический комментарий / Э. Б. Мельникова // Российская юстиция. — 1998. — № 11. — С. 38–40.
  11. Харсеева, О. В. Развитие судопроизводства по делам несовершеннолетних в пореформенной России (вторая половина XIX — начало ХХ вв.) / О. В. Харсеева // Актуальные проблемы российского права. — 2014. — № 9(46). — С. 1986–1991.
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, дело, судебное разбирательство, уголовное судопроизводство, РФ, несовершеннолетний подсудимый, рассмотрение уголовных дел, Россия, РСФСР, Российская Федерация.


Похожие статьи

Задать вопрос