Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 30.01.2024

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Боброва, К. В. Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами / К. В. Боброва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110855/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью статьи является анализ влияния скрытых смыслов, вызывающих симптомы болезненных расстройств и методов работы с психосоматическими расстройствами у подростков. В статье подробно описано, как они могут отражать проблемы, с которыми подросток сталкивается в жизни, описаны современные методы работы с психосоматическими расстройствами личности, которые помогают адаптации подростков.

Ключевые слова: психосоматика, подростковый возраст, симптомы, смыслы болезни, адаптация, вторичная выгода.

The article discusses the problem of psychosomatics and its impact on an individual's adaptation to the surrounding world. Significant attention is devoted to the issue of psychosomatic disorders in teenagers, as they are particularly common at this age. The aim of the article is to analyze the influence of hidden meanings that cause symptoms of painful disorders and methods of working with psychosomatic disorders in teenagers. The article describes in detail how these disorders can reflect problems that teenagers face in their lives and outlines modern methods of working with personality psychosomatic disorders that help adolescents adapt.

Keywords: psychosomatics, adolescence, symptom, meaning of illness, adaptation, secondary gain.

Введение

Любая болезнь приносит человеку лишние и не всегда приятные заботы. Современный мир диктует твердые правила выживания, существует некая стереотипизация жизни, за которой не все успевают. За последнее десятилетие накопилось большое количество данных, подтверждающих, что болезни можно все же избежать, для этого необходимо вовремя воздействовать на фактор риска заболевания. Целью ученых стало исследование глобальной проблемы, заключающейся в том, что же все-таки принимать за факторы, которые непосредственно влияют на начало болезни. С уверенностью можно утверждать, что любое соматическое заболевание, особенно если это хроническое или длительно текущее заболевание, сопровождается нервно-психическими нарушениями и оказывает сильное влияние на психологический статус и личностное развитие индивида.

Цель статьи

Целью статьи является анализ влияния скрытых смыслов, вызывающих симптомы болезненных расстройств и методов работы с психосоматическими расстройствами у подростков.

Психосоматика (от греческого psyche — душа, soma — тело) — направление в медицине и психологии, занимающееся изучением влияния психологических (преимущественно психогенных) факторов на возникновение и последующую динамику соматических заболеваний. Согласно основному постулату этой науки, в основе психосоматического заболевания, как правило, лежит реакция на эмоциональное переживание, сопровождающаяся функциональными изменениями и патологическими нарушениями в органах [3, с. 3].

Многие исследования подтверждают, что в болезнях виноваты эмоции, именно они являются весомым фактором в образовании «святой семерки» болезней (МКБ 10), а на данный момент этот список дополняется новыми соматическими болезнями.

Многие дети в подростковом возрасте являются категорией людей, которые подвержены психосоматическим расстройствам из-за незрелости их нервной системы. Исследования показывают, что на провоцирование таких расстройств у подростков влияют различные факторы, такие как бытовые условия и конфликты в семье, отсутствие дружеских отношений или непринятие в детском коллективе, психоэмоциональные перегрузки, неспособность справиться с учебной нагрузкой, а также личностные особенности.

Современные подростки сталкиваются с множеством стрессовых ситуаций. Одной из наиболее распространенных форм психосоматических расстройств у подростков является соматизация — проявление психических проблем в форме физических симптомов. Например, подросток может испытывать боли в животе или головные боли, не имея при этом физических причин для их появления.

Другой распространенный психосоматический симптом у подростков — это болезненная реакция на стресс, такая как язвы или экзема. Подростки могут также испытывать психосоматические симптомы из-за депрессивных расстройств, тревожности, проблем в отношениях с другими людьми и других факторов. Большой поток аудиовизуальной информации, перегрузка в школе, дополнительные занятия по разным предметам, многочисленные экзамены — всё это способствует появлению данных расстройств. Также особую проблему составляет изменение качества питания и распространенность алкоголизма, курения, токсикомании, наркомании среди подростков. Хочется отметить, что комплекс этих факторов оставляет за собой негативные последствия как на психологическом, так и на физическом уровне [5, с. 49].

Большинство авторов, изучающих причины возникновения психосоматических заболеваний, признают важную роль родителей в развитии психически и физически здорового ребенка. С точки зрения Ф. Дольто (французский психоаналитик, педиатр, одна из ключевых фигур французского психоанализа и детского психоанализа в частности), большое значение в возникновении психосоматических заболеваний принадлежит невысказанным семейным конфликтам. По ее словам, «все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле».

Решение есть — слушать и слышать своих детей. Это не значит — наблюдать за детьми, как за объектом исследования, это не значит — искать способы, как их образовывать, это значит — уважать их, любить в их лице новое поколение, которое растет рядом с нами [1, с. 419]. Она указывает также на то, что заболевания являются результатом «межличностных отношений, связей, складывающихся у детей с взрослыми, и у взрослых с детьми», а также то, что ребенок, страдающий психосоматическим заболеванием, представляет собой «симптом родителей».

Особое внимание следует уделить подростковому периоду, когда формируются психосоматические расстройства. Это связано с тем, что стереотипное поведение, закрепившееся в детстве и юности, может стать приемлемым при решении некоторых задач и фиксироваться в подсознании. В результате такое поведение может проявляться на психосоматическом уровне. Одним из ярких примеров формирования стереотипного поведения является нежелание ребенка идти в школу, где его ждет неприятный коллектив или авторитарный учитель. В этом случае ребенок может жаловаться на боль в животе или головную боль, чтобы избежать встречи с неприятностями. Такой симптом становится «удачным» и переходит в работающий при любом конфликте.

Важно отметить, что помимо избегания конфликта, ребенок может получать вторичную выгоду от своей болезни. Например, в случае семейных конфликтов, ребенок может переносить внимание взрослых на свою болезнь. Это может стать неотъемлемой частью жизни личности, а в некоторых случаях — даже ценностью. При хроническом течении заболевания, нозология (от древнегреческого nosos — болезнь, logia — изучение) — становится неотъемлемой частью социализации личности.

Исследователи выделили вторичную выгоду от болезни, как основной смысл психосоматических заболеваний. Вторичная выгода, согласно психодинамической теории, состоит в том, что симптомы дают человеку чувствовать доброе отношение к себе со стороны других, или избежать неприятных ситуаций и решений [2, с. 29].

Болезнь может служить способом избежания неприятной ситуации или сложной проблемы, что является привлекательным для неокрепшей детской психики. За вторичной выгодой в психосоматических расстройствах может стоять детская потребность в получении заботы, любви, уважения, внимания от близких или окружающих людей, что относится к базовым потребностям личности. Потребность в любви и уважении столь же «священна», как и устремленность к истине [4, с. 18].

Болезнь также может помочь переориентировать психическую энергию для решения проблемы или пересмотреть свою позицию в той или иной жизненной ситуации. Кроме того, болезнь может служить стимулом для пересмотра стереотипов поведения, или оценки себя как личности. Однако одним из наиболее вредных аспектов болезни является снижение требований, которые окружающие или сама личность предъявляют к себе, что может привести к чувству жалости к себе со стороны окружающих и снять часть ответственности за текущие задачи.

Для того, чтобы разобраться с причинами вторичной выгоды, необходимо решить две основополагающие задачи: определение потребностей, которые удовлетворяются благодаря болезни, а также поиск путей удовлетворения этих потребностей иным образом, то есть, без участия болезни.

В работе с психосоматикой важно провести глубокое изучение личности и помочь подростку познакомиться с теневыми сторонами своей личности. Существует много научных исследований, которые связывают психосоматические заболевания с индивидуальными особенностями личности. Учеными выявлены связи между типом личностного склада, возрастными рамками, поведенческими особенностями и устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям.

Для изучения личности можно начать с простых вопросов о том, какой перед вами человек и что ему нравится или не нравится в себе. Ответы на эти вопросы помогут понять, дает ли ребенок социально приемлемые ответы, или же он погружен в себя и находит ответы, исходя из своего опыта. Классические методики могут быть полезны в выявлении личностных характеристик в практической деятельности.

Для работы с психосоматическими заболеваниями следующим шагом является помощь в осознании того, как его система отношений может быть связана с заболеванием. Для достижения этой цели могут использоваться различные методы игровой терапии, сказкотерапии или арттерапии, которые могут помочь обойти защитные механизмы психики и будут работать более мягко и эффективно.

В основе каждой психосоматической болезни лежит травмирующая ситуация, поэтому специалист должен оказывать психологическую помощь, чтобы помочь клиенту адекватно справиться с этой ситуацией. Чтобы достичь этой цели, клиенту необходимо осознать, принять и отпустить травмирующую ситуацию. При работе с детьми рекомендуется использовать именно игровые методы психотерапии.

Практически во всех случаях индивидуальная психотерапия у детей и подростков должна сочетаться с семейной психотерапией, так как многие из психологических факторов, вызывающих отрицательное эмоциональное реагирование, формируются под воздействием семейного окружения. Такая работа должна быть направлена на изменение совокупных взаимоотношений, складывающихся в семье.

Для коррекции психосоматических расстройств у подростков используются различные приемы и методы, такие как нервно-мышечная релаксация и аутотренинг, которые направлены на релаксацию мышц, нормализацию деятельности вегетативной нервной системы и достижение эмоционального равновесия. Часто психосоматические симптомы проявляются в мышечных зажимах в областях, таких как плечи, брюшная область, лицо и шея. Игровая психотерапия, особенно с помощью сказкотерапии, также широко используется в работе с подростками, так как она помогает им более легко адаптироваться к реальным условиям жизни и переносить изменения в повседневную жизнь. Арттерапия, включая рисование, лепку и танец, является эффективным средством для общения с внутренним потенциалом, преодоления страхов и повышения самооценки. Кроме того, имаготерапия — метод лечения через позитивный образ, также используется специалистами как диагностический и терапевтический инструмент, в котором подросток примеряет на себя различные образы и проигрывает травмирующие сцены.

Совместно с описанными методами, музыкотерапия может эффективно применяться для успокоения и воздействия на эмоциональное состояние подростков. В случае работы с психосоматическими расстройствами, можно использовать групповую психотерапию, которая помогает преодолеть социальную изоляцию и почувствовать поддержку в решении проблемы. Более того, групповая психотерапия предоставляет возможность обсуждать стратегии преодоления трудностей и сравнивать их. В работе с психосоматическими расстройствами у подростков наиболее эффективными методами считаются различные методы игротерапии, которые при наблюдении специалиста являются безопасными и менее психотравмоопасными.

Таким образом, в период подросткового возраста происходит сложный процесс формирования личности, который сопровождается поиском собственной идентичности. В работе с психосоматикой у подростков особое внимание уделяется анализу индивидуальных особенностей личности и взаимоотношений с родителями или замещающими их фигурами, поскольку каждый человек уникален и обладает собственным мировоззрением, формируемым поведенческими паттернами родителей или замещающих их лиц. В случае возникновения дисбаланса на психологическом уровне, могут возникнуть внутриличностные или межличностные конфликты, оставляющие отпечаток на физическом уровне, который может привести к развитию психосоматических заболеваний. Множество психогенных факторов может вызвать проявления стресса, тревоги, депрессивных расстройств, нарушение нормального функционирования организма и развитие заболеваний.

Важно отметить, что психосоматические симптомы у подростков могут быть вызваны и физическими причинами.

Выводы: При возникновении любых необычных симптомов, необходимо обратиться к врачу для профессиональной оценки состояния здоровья. В конечном счете, в работе с психосоматическим симптомом выступает изменение взаимоотношений больного с окружающими, коррекция неадекватных реакций и форм поведения. Раннее обращение за помощью и профессиональная поддержка могут помочь подросткам более эффективно управлять стрессом и психическими проблемами, что может снизить риск развития психосоматических расстройств и улучшить их физическое и психологическое здоровье.

Литература:

  1. Дольто Ф. На стороне ребенка — СПб., издательство «Петербург–XXI век», 1997. — 515 c.
  2. Кулаков С. А. Психосоматика: 4-е издание, дополненное — [б. м.]: Издательские решения, 2022. — 456 с.
  3. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2004. — 990 с.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2019. — 400 с.
  5. Сандомирский М. Е. Психосоматика и телесная психотерапия/М: Независимая фирма «Класс», 2005. — 592 с.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, вторичная выгода, расстройство, болезнь, ребенок, заболевание, подростковый возраст, работа, симптом, групповая психотерапия.


Ключевые слова

адаптация, подростковый возраст, симптомы, психосоматика, смыслы болезни, вторичная выгода

Похожие статьи

Задать вопрос