В данной статье рассматриваются вопросы физического воспитания детей. Что такое физическое воспитание? Как физическое воспитание влияет на социальные навыки, психические процессы, интеллектуальные и творческие способности ребенка дошкольного возраста? Какие подходы нужно применять к физическому воспитанию ребенка?
Ключевые слова : физическое воспитание, личность, социальные навыки, психические процессы, интеллектуальные способности.
Физическими качествами детей дошкольного возраста являются врожденные качества ребенка, благодаря которым он способен выполнять разного рода активности, в том числе двигательную. Это, в первую очередь, состояние его морфологического и функционального развития, в которое входят: конституция организма и его физиологические функции. В понятие конституции организма входят вес, рост, окружность тела и т. д., в число физиологических функций входит, в первую очередь, двигательная, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития физических качеств [3]. Для того, чтобы как можно более грамотно производить развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе, следует определить особенности развития детей данного возраста. Начать необходимо с анатомо-физиологических особенностей старших дошкольников.
Период от 6 до 7 лет характеризуется как время кардинальных изменений в организме, а также является определенным периодом созревания организма. Именно в старшем дошкольном возрасте дети, как правило, достигают уровня функционального развития, который имеет название «школьная зрелость», но к тому же этот возрастной период является критическим, от которого зависит все последующее физическое развитие. Главной физиологической особенностью детей этого возраста является процесс резкого роста и развития всего организма в целом. Отмечено, что характерной особенностью процесса роста детского организма является неравномерность и волнообразность [3, с. 48]. Но эти процессы имеют место быть лишь в благоприятных условиях взаимодействия с окружающей средой.
Также важной характеристикой старшего дошкольного возраста являются глобальные изменения в опорно-двигательном аппарате (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура): дети данного возраста овладевают новыми движениями и стремительно растут в длину, примерно на 7–10 сантиметров в год. Такое бурное увеличение роста получило название «первого периода вытягивания». В период старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе у детей значительно меняются пропорции тела: заметно удлиняются верхние и нижние конечности, а также увеличивается окружность грудной клетки [4]. Из этого следует вывод о том, что систематическая работа по физическому развитию, в частности, по развитию физических качеств воздействует на увеличение костей в длину.
У детей данного возраста наблюдается плавное совершенствование мышечной системы и двигательных функций. Вместе с ростом мышечной силы активно улучшается координация движений, что имеет тесную связь со всеми физическими качествами. В это время активно формируются психомоторные функции, которые связаны со скоростью и точностью движений [1].
Далее следует отметить гетерохронное развитие крупных и мелких групп мышц [2]. У детей в возрасте от 6 до 7 лет хорошо развиты крупные группы мышц туловища и конечностей, а вот мелкие мышцы спины развиты слабо, хотя они очень важны при формировании осанки. Как известно, формирование осанки напрямую связано с развитием гибкости, поэтому на этом возрастном этапе развитие такого физического качества, как гибкость имеет важное значение.
В этом возрасте у детей наблюдаются относительно слабые дыхательные мышцы. В связи с этим грудная клетка принимает недостаточное участие в процессе дыхания, которое из-за этого производится за счет опускания диафрагмы [4]. Поэтому работа, затраченная на акт дыхания, гораздо больше, чем у взрослого, что сказывается на развитии выносливости детей.
У детей старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе наблюдается незавершенность строения стопы. Ввиду этого важной задачей представляется предотвращение возникновения у детей плоскостопия, причинами которого могут служить обувь большего размера, чем необходимо, избыточная масса тела, перенесенные заболевания.
Нервная система детей старшего дошкольного возраста отличается большей пластичностью, ввиду чего у ребенка легко образуются новые условные связи. Это свойство детского организма следует использовать для формирования различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания. Благодаря этой пластичности физические качества у детей данного возрастного периода развиваются достаточно просто, так как большинство движений, таких как ходьба, ползанье, бег и др. постоянно используются детьми в их повседневной жизни, что, в свою очередь, облегчает взаимодействие с окружающей средой и способствует ее познанию. Если такое свойство нервной системы не использовать в полной мере, то есть не развивать двигательные навыки, то при развитии физических качеств есть шанс закрепления детьми неправильных навыков выполнения движений, следовательно, необходимо развивать физические качества детей с учетом всех компонентов физических качеств и общепедагогических принципов.
Особенностями развития физических качеств старшего дошкольного возраста в период подготовки к обучению в школе С. С. Прищепа называет такие признаки, которые характеризуют конституцию организма, такие как показатели телосложения, рост, вес, окружность тела и другие [4]. К этим особенностям относятся физиологические функции детского организма, среди которых очень важную роль играет двигательная функция организма, которая характеризуется способностью детей старшего дошкольного возраста выполнять двигательные активности определенного уровня развития физических качеств. Стоит отметить, что уровень развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста среди мальчиков и девочек отличается, что является признаком гетерохронности развития физических качеств по половому признаку.
Развитие физических качеств осуществляется на протяжении всего дошкольного детства.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагог должен обладать специальными знаниями и умениями об особенностях развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста при подготовке к обучению в школе. В этом процессе педагогу отведена роль решения следующих задач:
— обеспечить условия, которые позволят не только обеспечить физическое, но и психологическое благополучие детей во время воспитательно-образовательного процесса;
— формировать доступные и понятные концепции и знания о полезности физических упражнений для здоровья ребенка;
— использовать все имеющиеся инновационные методы и средства в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста, чтобы достигнуть максимального уровня развития физических качеств, которые будут укреплять здоровье детей, а не негативно влиять на их организмы;
— формировать в детях правильные представления о безопасности жизнедеятельности;
— планировать проведение процесса подвижных игр и обеспечить необходимым инвентарем и пособиями.
В результате научных исследований было установлено, что отставание в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста может привести к отставанию в развитии их физических качеств. Однако, проведенные исследования показали, что физическая активность оказывает положительное влияние на умственную работоспособность ребенка [4].
В связи с вышеизложенным мы можем сделать вывод об обратной зависимости между уровнем развития физических качеств и успешной адаптацией ребенка к обучению в школе. Так, от уровня развития физических качеств при подготовке к обучению будет зависеть усвоение школьной программы обучения. Следовательно, развивать физические качества у детей старшего дошкольного возраста стоит в рамках подготовки к школе, чтобы обеспечить им успешную адаптацию к школьной жизни, ведь сформированные физические качества у детей 6–7 лет являются основой для их дальнейшего совершенствования в школе и способны оказать помощь в достижении высоких результатов в познавательной сфере.
Так как главным средством развития физических качеств в старшем дошкольном возрасте при подготовке к обучению в школе являются подвижные игры, необходимо рассмотреть их влияние на этот процесс.
Литература:
1. Гаврилова, Н. В. Физическое воспитание детей дошкольного возраста / Н. В. Гаврилова // Педагогический журнал. — 2018. — № 3. — С. 23–26.
2. Кузьмина, О. В. Развитие личности ребенка в процессе физического воспитания / О. В. Кузьмина // Молодой ученый. — 2017. — № 11. — С. 10–12.
3. Леонтьев, А. Н. Физическое воспитание дошкольников / А. Н. Леонтьев, О. Н. Антонова // Вестник науки и образования. — 2019. — Т. 24. — С. 100–104.
4. Самсонова, Е. А. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и перспективы / Е. А. Самсонова // Образование и наука. — 2020. — № 3. — С. 26–30.