Воспитание патриотизма у курсантов высших военных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Воспитание патриотизма у курсантов высших военных заведений / К. В. Романов, М. Р. Габбасов, А. А. Арапов [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 178-181. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110823/ (дата обращения: 28.04.2024).



Статья посвящена рассмотрению проблемы воспитания патриотизма у курсантов высших военных заведений. Показана значимость патриотического воспитания в современном обществе. Рассмотрены вопросы организации патриотического воспитания в высшем военном заведении.

Ключевые слова : патриот, патриотизм, патриотическое воспитание курсантов.

The article is devoted to the consideration of the problems of instilling patriotism among cadets of higher educational institutions. The innovativeness of patriotic education in modern society is shown. The issues of organizing patriotic education in the government of military personnel in terms of content are considered.

Keywords: patriotism, patriotism, patriotic education of cadets.

Актуальность исследования. Задача педагогического воспитания, связанная с привитием патриотических ценностей, является одной из сложнейших задач. Её сложность проистекает из самого понятия патриотического воспитания и содержания, которое в него вкладывается в определённый период времени.

За последние десятилетия российское общество значительно изменилось, что привело к возникновению новых проблем, связанных с воспитанием. В связи с этим возникла необходимость переосмысления сущности патриотического воспитания и его роли в обществе. Сегодня патриотическое воспитание стало неотъемлемой частью программы подготовки молодежи к выполнению социальных функций в различных сферах жизни.

Патриотизм, который является одной из основных моральных характеристик личности, возникает в сознании человека еще с детства. Сначала это проявляется как безоговорочная любовь к родной матери, а затем со временем превращается в более глубокое и осознанное чувство. По словам Б. Т. Лихачева, патриотизм — это «любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические достижения народа» [4, с. 54]. Педагогический энциклопедический словарь определяет патриотизм как «любовь к отечеству, родной земле, своей культурной среде» [6, с. 185]. Это врожденное чувство патриотизма сочетается с его нравственной ценностью как обязанности и добродетели. Ясное осознание своих обязанностей перед отечеством и их исполнение формируют добродетель патриотизма, которая также имеет религиозное значение. Большинство авторов согласны в том, что патриотизм — это возвышенное чувство любви к родному дому, родной земле и Отечеству. Это высокое чувство неизменно влечет за собой глубокое и осознанное желание совершать действия во благо родины.

Воспитание патриотизма у курсантов военных учебных заведений становится вопросом государственной значимости, поскольку именно патриотическое воспитание должно сыграть ключевую роль в формировании истинных защитников Отечества. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» одной из ключевых задач является «формирование... патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания, в том числе военно-патриотического» [5].

Патриотическое воспитание должно быть направлено на формирование у курсантов гражданской ответственности и готовности к защите интересов своей страны, что включает в себя осознание значимости службы в армии, выполнение своих обязанностей и защиту национальных интересов. Проблема воспитания патриотизма у курсантов требует современных средств и методов, адекватных педагогическим реалиям.

Сущность патриотического воспитания состоит в организации целенаправленной педагогической работы, направленной на развитие у курсантов не только профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных задач, но и системы ценностей, связанных с патриотизмом.

Офицер должен быть готов защищать Родину без внутренних сомнений, поэтому у него необходимо сформировать глубокое чувство любви к своей стране, сопоставимое с привязанностью к собственной жизни. Для этого необходимо обеспечить у курсанта хорошее знание истории Отечества, поощрять его размышления о настоящем Родины и формировать веру в будущее России.

Роль педагога заключается в помощи курсантам осознать суть всех явлений и процессов, которые происходят в нашем обществе, а также понять причины возникающих проблем, которые мешают людям вести нормальную жизнь. Курсантам требуется сформировать чувство уверенности в способности грамотно и эффективно решать эти проблемы и показать, что они имеют возможность изменить действительность в лучшую сторону.

Микросреда, в которой обучается и воспитывается будущий офицер, такая как коллектив образовательного учреждения, семья и его окружение, играет важную роль в патриотическом воспитании. Военные вузы создают условия для развития коллективного духа и солидарности среди курсантов. В коллективе военного вуза курсанты взаимодействуют друг с другом, обмениваются опытом и вместе преодолевают трудности, что способствует развитию коллективного духа и чувства принадлежности к общей цели — службе Родине.

Воинские традиции также имеют огромную значимость в военных вузах для патриотического воспитания курсантов. Военные вузы уделяют особое внимание изучению истории и традиций своей военной организации и страны в целом. Знание прошлого помогает курсантам понять значения, ценности и доблести, которые были признаны важными во время боевых действий и службы. Воинские традиции способствуют развитию дисциплины среди курсантов. Они учат пунктуальности, ответственности, соблюдению приказов и правил, а также укреплению самоконтроля. Курсанты учатся быть справедливыми, честными, этичными и заботиться о благе своей нации. Эти ценности являются неотъемлемой частью профессионализма и помогают курсантам принимать правильные решения в сложных ситуациях [3].

Воспитание патриотизма требует учета внутренних факторов формирования личности курсанта, таких как идеалы, ценности, смыслы, установки и убеждения.

Для более эффективного развития патриотизма у обучающихся важно, чтобы педагог целенаправленно работал над формированием этого чувства. Также необходимо обеспечить творческую активность обучающихся, направленную на теоретическое осмысление знаний и самостоятельное решение учебных и жизненных проблем. В военном вузе практически все гуманитарные и социально-экономические дисциплины принимают участие в решении этой важной задачи.

А. К. Быков подчеркивает важность следующих принципов организации патриотического воспитания:

  1. Необходимость комплексного подхода к выбору учебного материала по различным предметам.
  2. Междисциплинарная интеграция, которая предусматривает координацию и объединение усилий педагогов гуманитарных дисциплин с использованием активных методов обучения [2].

Педагогам следует вовлекать студентов в творческую и социально-преобразующую деятельность. Г. В. Агапова перечисляет ряд форм работ, таких как научно-практические конференции, встречи с ветеранами, конкурсы сочинений и рефератов, акции, диспуты, фотоконкурсы, спартакиады, соревнования, оборонно-спортивные лагеря и памятные мероприятия, посвященные историческим датам Родины [1].

Организация таких мероприятий требует тесного сотрудничества военных вузов с общественными институтами, ветеранскими организациями, музеями, архивами и другими соответствующими организациями. Взаимодействие с ними позволяет создать насыщенную воспитательную среду, обогатить образовательный процесс и усилить патриотическую составляющую обучения.

Важно отметить, что организация патриотического воспитания должна учитывать не только общегосударственные интересы, но и специфику каждого военного вуза. Каждое учебное заведение имеет свои особенности, традиции и приоритеты, которые также следует учесть при планировании и проведении мероприятий по воспитанию патриотизма у студентов.

Патриотическое воспитание помогает студентам почувствовать гордость и привязанность к своей Родине. Они осознают свою причастность к истории и достижениям своей страны, что способствует формированию сильного патриотического сознания.

Патриотическое воспитание также способствует осознанию студентами своей ответственности за будущее и судьбу своей страны. Они понимают, что их деятельность и решения могут влиять на развитие и процветание Родины, и поэтому они принимают на себя эту ответственность и стремятся внести свой вклад в развитие общества.

В целом, патриотическое воспитание у курсантов военных вузов имеет глубокое влияние на их интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие, способствуя формированию активных и ответственных граждан, готовых служить своей Родине и стремиться к ее процветанию.

Литература:

  1. Агапова, Г. В. Патриотическое воспитание молодежи и подготовка ее к службе в вооруженных силах Российской Федерации в региональной системе профессионального образования: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Г. В. Агапова. — Елец, 2009. — 349 с.
  2. Быков, А. К. Современные научные проблемы патриотического воспитания молодежи / А. К. Быков // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2006. — № 1. — С. 102–106.
  3. Липатников А. Г. Педагогическая система профессионального образования: монография / А. Г. Липатников. — Москва: Пограничная академия ФСБ России, 2009.
  4. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие / Б. Т. Лихачев — Москва: Юрайт-М, 2021.– 607 с.
  5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. — 2015. — № 122 (6693).
  6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. — Москва: Дрофа, 2019. — 527 с.
Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, курсант, военный вуз, воспитание патриотизма, Родина, задача, коллективный дух, патриотическое воспитание курсантов, родная земля, Россия.


Ключевые слова

патриотизм, патриот, патриотическое воспитание курсантов

Похожие статьи

Задать вопрос