Сущность, полномочия и структура органов местного самоуправления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 27.01.2024

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Е. А. Сущность, полномочия и структура органов местного самоуправления / Е. А. Волкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110815/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматривается местное самоуправление как многогранное и многоаспектное явление: институт публичной власти, форма народовластия, управленческая деятельность. Приведены разные позиции к определению «местное самоуправление», выявлены его особенности, рассмотрена структура органов местного самоуправления и приведена их классификация по основе формирования, способам принятия решений и основным функциям. Рассмотрены полномочия главы муниципалитета, представительного и исполнительного органов местной власти, контрольного органа и избирательной комиссии.

Ключевые слова: форма народовластия, местное самоуправление, управленческая деятельность, публичная власть, полномочия, структура, представительный орган, местная администрация, глава муниципалитета.

Местное самоуправление является настолько многогранным и многоаспектным явлением, что его следует рассматривать с разных позиций: во-первых, как особый институт публичной власти, что подтверждено последними внесенными изменениями 2020 г. в Конституцию РФ; во-вторых, как деятельность, осуществляемую в пределах установленной компетенции с целью реализации собственных полномочий, осуществляемую на принципах самостоятельности, самодостаточности и ресурсной обеспеченности; в-третьих, как одну из форм народовластия; в-четвертых, как специфический вид управленческой деятельности, охватывающие широкий круг муниципальных отношений, и обеспечивающей единство правовых норм федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении и муниципальных правовых актов.

Долгое время взаимоотношения государственных и местных органов власти характеризовались несогласованностью в их действиях и решениях, а с другой стороны — с их деятельностью, осуществлялась в едином правовом поле, следовательно, нужно было урегулировать вопрос, связанный с их организационным единством. Это обстоятельство стало основным лейтмотивом внесения в 2020 году поправок в 8 главу Конституции РФ.

Объединив органы государственной власти с муниципальными органами, в единую систему публичной власти, законодательство определило их совместную задачу, заключающуюся в осуществлении взаимосвязи, направленной на совместное эффективное решение жизненно важных задач в интересах населения, как конкретного муниципального образования, так и всей страны в целом, что в конечном итоге приведет к повышению уровня социальной удовлетворенности населения властью.

Местное самоуправление является формой власти, с помощью которой «граждане участвуют в управлении делами государства» [5, c.121–124.], либо непосредственно, либо через деятельность органов местного самоуправления. Они могут участвовать активно и пассивно, здесь многое зависит от того, осознают ли жителя себя подлинными хозяевами территории своего проживания.

В настоящее время в научном мире существует более 200 определений местного самоуправления. Один из главных теоретиков муниципального права О. Е. Кутафин определяет местное самоуправление как «совокупность организационных форм, посредством которых обеспечивается решение вопросов местного значения» [6, с.133]. Другой видный исследователь проблем местного самоуправления А.А Акмалова под местным самоуправления понимает «единство элементов институтов и форм, через которые население реализует право на местное самоуправление» [1, с.170]. Специфика местного самоуправления заключается в присутствии в его структуре «элементов, содержащих государственные начала (органы местного самоуправления) и компонентов общественного характера (территориальное общественное самоуправление)» [4, с.45].

Особенность местного самоуправления заключается в том, что сама система местного самоуправления предназначена для «оптимизации управленческих процессов, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения» [7, с.4], и в том, что основные параметры и цели функционирования этой системы создает при помощи правовых норм государство. В системе местного самоуправления все компоненты взаимосвязаны между собой и поэтому она обладает признаками саморегулируемой организации. Главный элемент местного самоуправления — это население, под которым понимается не просто отдельные люди или группа людей, проживающих на определенной территории, это местное сообщество в целом, объединенное целью жизнеобеспечения в пределах определенной территории.

Органы местного самоуправления реализуют установленные законом полномочия, функции и компетенции в целях обеспечения прав и законных интересов граждан. Согласно ст. 34 Федерального Закона № 131-ФЗ в структуру органов местного самоуправления входят: «представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган и иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования» [8]. Согласно Конституции, население самостоятельно решает вопрос о том, какой должна быть структура органов местного самоуправления.

В науке муниципального права существует несколько классификации муниципальных органов власти:

1) по основе формирования: представительный и исполнительный органы власти, функции которых заключаются в том, что они, во-первых, должны изучить интересы населения, проживающего на территории муниципалитета, а далее — выработать решения, при помощи которых определить пути развития муниципального образования.

2) по способу принятия решений: коллегиальный или единоличный. Представительный орган, никоим образом не может быть единоличным, его главное назначение заключается в отражении интересов разных групп населения, представленных депутатами. Вопросы исполнительно-распорядительного оперативного управления более эффективно и целесообразно решать на основе единоначалия, когда отдельными направлениями деятельности руководят профессионалы своего дела и они же будут нести ответственность за результаты своей работы, прежде всего перед жителями муниципалитета.

3) по их основным функциям: «нормотворческие, исполнительно- распорядительные, контрольный, избирательный» [2, с.208].

В деятельности представительного и исполнительно — распорядительного органа можно провести определённые аналогии с представительными и исполнительными государственными органами субъектов Российской Федерации. На местном уровне в настоящее время наблюдается тенденция сближения представительной и исполнительной власти, а судебная власть отсутствует. Главный признак представительного органа состоит в том, что он, являясь по своей сути выборным органом, объединяет в своем лице территориальное сообщество, которое в свою очередь предоставило ему полномочия на решение важнейших вопросов своей жизнедеятельности.

Представительный орган муниципального образования избирается на муниципальных выборах, представляет интересы местных сообществ в пределах своей компетенции, которая установлена законами субъектов РФ и Уставом муниципального образования. Законодательство допускает два варианта: создание представительного органа либо из глав поселений, либо избрание депутатов с помощью выборов. В основе его деятельности находятся принципы законности и коллегиальности, гласности и равноправия, но самый главный из них — ответственность перед населением. Представительный орган принимает Устав и утверждает бюджет, принимает планы и программы развития муниципалитета, определяет порядок распоряжения муниципальным имуществом и создания муниципальных предприятий, занимается вопросами межмуниципального сотрудничества, контролирует как осуществляют свои полномочия исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления и т. д.

Должность главы муниципального образования — это ключевая должность в системе органов местной власти, так как он является высшим должностным лицом и обладает собственной компетенции по решению вопросов местного значения и внушительными полномочиями. Как глава он несет почетную миссию и обязанность представлять муниципальное образование на разных уровнях взаимодействия, созывать заседание совета народных депутатов, он издает и подписывает правовые акты муниципалитета. Это минимальный объем полномочий может быть дополнен и другими, скажем так дополнительными полномочиями, согласно Уставу. Круг его полномочий будет зависеть является ли он главой городского округа или района, поселения городского или сельского.

Глава муниципального образования, по сути, назначается после согласования его кандидатуры губернатором региона и косвенно подотчетен ему в своей деятельности. Зачастую, органы исполнительной власти региона рассматривают деятельность местных администраций городов и других населенных пунктов как «одних из органов собственного управления на местах» [3, с. 125].

Полномочия исполнительно-распорядительного органа (местной администрации) определяются также как и главы уставом муниципального образования. Здесь следует отметить, что в круг этих полномочий входит не только решение вопросов местного значения, но и осуществление отдельных государственных полномочий, которые могут быть переданы органам местного самоуправления как федеральными законами, так и законами субъектов. О взаимодействии двух ветвей власти на местном уровне свидетельствует то, что утверждение структуры местной администрации осуществляется представительным органом местной власти.

К органам местного самоуправления также относится контрольный орган муниципального образования. В его поле зрения находится контроль за финансами и их расходованием. Абсолютно правильно, то что этот орган обладает организационной и функциональной независимостью. Кроме осуществления контроля за исполнением бюджета муниципалитета, он имеет право на экспертизу проекта местного бюджета, может контролировать законность использование как местных, так и государственных финансовых средств. К его полномочиям также относится контроль за муниципальным имуществом, обеспечением исполнения обязательств и так далее, полномочий у него достаточно много.

Еще одним органом в структуре органов местного самоуправления является избирательная комиссия, в сфере компетенции которой находится контроль за соблюдением избирательных прав, а также осуществление реализации мероприятий, направленных на подготовку и проведение выборов и иные полномочия.

Местные органы власти, как наиболее близкая к народу власть должны не только заниматься осуществлением хозяйственной деятельности на территории муниципального образования, но и защищать интересы и права населения, прежде всего на комфортное и безопасное проживание, обеспечение их благами цивилизации.

Литература:

  1. Акмалова А. А. Муниципальное право России. М., 2002. 342 с.
  2. Астафичев П. А. Муниципальное право России. М.,2010. 368 с.
  3. Грипп Е. Х., Ситовская А. В. Организационно-правовые проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга как субъектов публичной власти // Регулирование правоотношений в сфере публичного управления: вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 121–126.
  4. Кеня И. А. Правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации. Брянск, 2013, 276 с.
  5. Коваленко К. И. Государственная власть и местное самоуправление в системе единой публичной власти: проблемы и перспективы конституционных поправок // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. № 1(38). С. 121–124.
  6. Кутафин О. Е. Муниципальное право России. М., 2000. 428 с.
  7. Фабричный С. Ю. Муниципальная служба в Российской Федерации: проблемы теории и практики…Автореф. докт. юрид. наук. М., 2005. 60 с.
  8. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 04.08.2023) // URL.: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 17.10.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, муниципальное образование, представительный орган, полномочие, местная администрация, орган, структура органов, местная власть, местное значение, публичная власть.


Похожие статьи

Задать вопрос