Роль министра внутренних дел П. А. Столыпина в татаро-мусульманском вопросе в начале XX века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Сафиуллин, Ф. А. Роль министра внутренних дел П. А. Столыпина в татаро-мусульманском вопросе в начале XX века / Ф. А. Сафиуллин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110813/ (дата обращения: 07.05.2024).



Статья посвящена деятельности реформатора и государственного деятеля П. А. Столыпин, который не только провёл целый ряд законопроектов на посту министра внутренних дел с 1906 по 1911 гг. по продолжению сложившейся к концу XIX в. политику ограниченной веротерпимости в отношении мусульман, но, и придал ей активное практическое развитие.

Ключевые слова : русоцентризм, «исламская угроза», записки Столыпина, «мусульманский фактор», Харузин, особое совещание.

Значимость «исламского фактора» в политической жизни России П. А. Столыпин реально ощутил в Поволжье, когда он был саратовским губернатором с 1903 по 1906 г. Анализируя внутриполитическую ситуацию на окраинах, положение дел в мусульманских странах, систематические сигналы РПЦ о мусульманской угрозе, доносы кадимистов и политизацию татаро-мусульманского движения, по приходе в 1906 г. на пост премьер-министра Российской империи он начал радикальную смену правительственного курса в отношении национальных и религиозных меньшинств [4].

П. А. Столыпин, как адепт русоцентризма, выступал за интеграцию всех нерусских народностей. Он поддерживал выборный закон от 3 июня 1907 года, который уменьшил количество депутатов от национальных окраин в Государственной думе и лишил мусульман Казахстана, Средней Азии и большей части Северного Кавказа избирательных прав. В результате, только 11 мест в Третьей Думе (1907–1912) были предоставлены мусульманам. Заметно, что именно этот состав Думы принял решение о необходимости государственного контроля над мусульманскими учебными заведениями.

Власть начала вводить ограничительные меры в отношении мусульман, закрывая школы, вводя цензуру для печатных изданий и т. д. Органы власти оказывали давление на многих активных мусульманских деятелей, например в 1907 году были арестованы и отправлены в ссылку Г. Исхаки, в 1908 году сослан Г. Баруди, Ю. Акчурин вынужден был покинуть Россию и эмигрировать в Османскую империю, а Садри Максуди, бывший активным среди мусульманских депутатов, не был допущен к участию в выборах в Четвертую Думу (1912–1917), где мусульманская фракция получила только 6 мест [3].

Таким образом, многие представители мусульманской интеллектуальной элиты по историческому опыту пришли к выводу, что достижение каких-либо результатов для мусульман в рамках существующей государственной системы невозможно. Это оттолкнуло многих от идеи о сотрудничестве с правительством, предложенной Исмаил-беем Гаспринским. Одновременно возникла другая тенденция: в условиях политических неудач и русоцентристской политики П. А. Столыпина происходил рост местных мусульманских организаций, защищающих интересы отдельных национальных групп или социальных страт, связанных с конкретным регионом. Нацеленные на национальные интересы, они получили поддержку в свете событий в Османской империи 1908–1909 гг., связанных с приходом к власти группировки «младотурок». Многие активные интеллектуалы из российских мусульман решили уехать за границу, чтобы продолжать свою деятельность. Также некоторые деятели присоединились к революционным партиям, отмежевавшись от бывших соратников. Таким образом, произошел окончательный раскол в рядах джадидистов.

Организация управления жизнью мусульман России была в ведении двух отделов МВД — Департамента духовных дел иностранных исповеданий и Департамента полиции. Главным инициатором и исполнителем этих мер был А. Н. Харузин, который возглавлял ДДДИИ с 1908 по 1912 гг. и работал в тесном сотрудничестве с П. А. Столыпиным. Он выразил необходимость активной государственной политики в отношении неправославного населения, преимущественно мусульман, ещё в 1889 г. в своем крупном труде «Киргизы Букеевской орды», считая устремление ислама и укрепление положения татар среди казахов чрезвычайно неблагоприятным: «Необходимо устранить враждебное отношение магометанско-татарского направления к нашим государственным началам» [7].

В 1909 году Столыпин направил письмо в Святейший Синод, подтвердив свою «твердую убежденность» в необходимости противодействия «особо опасной» для «русского» трона «исламской угрозе». Он выделил разработку «вопроса о мусульманах» как одно из важнейших направлений во внутренней и внешней политике монархии. Озабоченность главы правительства еще более усилила развертывание революционных событий в Иране в 1907–1911 годах и в Турции в 1908–1909 годах. Опасения по поводу деятельности «младотурок», возглавивших революцию в Турции, а также возможного влияния процессов в Османской империи на Россию, породили целый ряд соответствующих распоряжений и указаний Столыпина.

Особую внимание Столыпин уделял ситуации в Поволжье, где, по его мнению, действовали очень активные «панисламистские агитаторы». Глава правительства империи в январе 1910 года провел «Особое совещание по разработке мер по ослаблению татарско-мусульманского влияния в Приволжском крае» с целью эффективной борьбы с этой угрозой для государственных интересов.

На собрании, проведенном П. А. Столыпиным, было отмечено как особенно опасное замышленное мусульманскими лидерами строго последовательное формирование религиозного и культурного объединения всего мусульманского населения России на автономной основе под руководством высшего духовного лица, независимо от правительства в управлении делами веры и школы [3].

По результатам этого Особого совещания в январе и августе 1911 года министром внутренних дел Столыпиным были представлены две служебные записки в Совет министров. Эти записки могут рассматриваться как обобщение его взглядов на роль ислама в жизни России. Ввиду того, что Столыпин никогда специально не изучал ислам, был постоянно занят, он, скорее всего, просто сформулировал свое политическое видение темы для исполнителей записок, определил задачи и цели работы, возможно, вносил коррективы и уточнения на завершающей стадии подготовки материалов.

По мнению Д. Ю. Арапова, ведущую роль в подготовке обоих этих текстов сыграл А. Н. Харузин, ближайший сторонник Столыпина. Он полностью разделял негативное мнение Столыпина относительно воздействия «мусульманского фактора» на империю. По поручению премьера Харузин готовил и руководил Особым совещанием 1910 года.

Первая из записок столыпинской на русский Совет министров, под названием «О противодействии панисламскому и пантуранскому (пантюркскому) влиянию среди мусульманского населения империи», была составлена 11 января 1911 года и представляет аналитически-обобщающий характер [2].

В ней было указано три направления деятельности:

«1) По пути укрепления положения православной церкви в области её государственно-культурной деятельности — меры духовно-просветительные;

2) по пути урегулирования школьно-образовательного дела, в соответствии с интересами населения и государственною пользою — меры культурно-просветительные;

3) по пути упорядочения государственно-правового положения мусульманства и усиления правительственного контроля за его проявлениями — меры административные» [2].

Данный документ отметил развитие в «русском мусульманстве» движения, которое, по мнению автора записки, было организовано «агитаторами», прибывающими из Турции, в основном из числа «русских татар». По мнению Столыпина, это движение «последнее время приняло особенно интенсивный и даже угрожающий историческим задачам русской государственности характер».

Премьер-министр внутренних дел Российской империи видел определенные проявления этого движения в активной пропаганде мусульманства, как среди недостаточно верующих крещеных инородцев Поволжья, так и среди полуязычных племен северо-восточной России; в постепенной концентрации всей сферы духовного и культурного просвещения мусульман восточных и среднеазиатских областей в руках татарского или обученного в татарской школе духовенства; в создании разнообразных мусульманско-татарских духовно- и культурно-просветительных и благотворительных учреждений, издательств, периодических изданий и аналогичных инициатив, целью которых является введение татарско-мусульманской культуры в широкие круги народных масс; в неотъемлемом интересе к зарубежному мусульманству, установлении постоянных связей с Турцией и Египтом, обучении молодежи в турецких учебных заведениях и т. д.

Описывая круг мер, запланированных Особым совещанием 1910 года с целью предотвращения подобной «угрозы», Столыпин подчеркивал их острую «политическую насущность» и надеялся, что их осуществление способно в значительной мере предотвратить разрушительные «успехи панисламистской и пантуранской пропаганды, чрезвычайно опасной не только для интересов русской культуры, но и для целостности государства». В то же время Столыпин поддерживал достаточно осторожную и гибкую тактику в реализации правительственной политики по «мусульманскому делу».

В своих действиях премьер-министр России уделял особое внимание деятельности организации «русского просвещения» в сфере «мусульманского вопроса». Он считал, что основное значение в этом процессе должно быть уделено начальной ступени образования, распространению русского языка среди детей из мусульманских семей и их обучению любви к общей Родине.

В то же время первый министр империи настаивал на отделении общеобразовательных учебных заведений от мусульманских конфессиональных школ и требовал подчинения мусульманской школы государственной власти. Столыпин подчеркивал, что русская администрация должна наблюдать за положением мусульманских конфессиональных школ и следить за их направлением [4]. Премьер-министр настаивал на разработке программы по преподаванию мусульманского вероучения авторитетными представителями мусульманского духовенства и ее утверждении министром внутренних дел. С целью оградить мусульманскую школу от «враждебных государству влияний» Столыпин полагал необходимым оставить в силе распоряжение императора Николая I от 1848 г. о запрете работы в ней «иностранных подданных» и использования в учебном процессе рукописных и печатных «зарубежных учебников и руководств». С точки зрения премьера, в «исламских делах» должна была заметно возрасти контрольная роль имперского Министерства народного просвещения и его инспекторских служб.

Вторая записка Столыпина по «мусульманскому вопросу» от 15 января 1911 года была дополнена еще одним письмом «О создании курсов по исламоведению и журнала для изучения мира ислама», которое было отправлено в Совет министров 4 августа 1911 года. Этот материал был более практически ориентирован. Столыпин подчеркнул важность организации «систематического» наблюдения за развитием «тенденций в мусульманском мире не только в пределах империи, но и в других странах» и анализ «понимания мира [и] правовой психологии мусульманского населения» [2]. По его мнению, возникла необходимость в «организации специальных курсов по изучению ислама и... связанных с ним языков для национальной подготовки административных работников, чтобы они могли полноценно понимать растущие дела среди мусульман». Премьер-министр также предложил создать русское периодическое издание, посвященное «миру ислама», и опубликовать ряд пособий по мусульманскому праву на русском языке.

После смерти П. А. Столыпина в сентябре 1911 года некоторые из его предложений не были осуществлены, но впоследствии они были использованы при разработке комплекса административных, культурных и просветительских мер, направленных на противостояние татаро-мусульманскому влиянию, а также на укрепление позиции РПЦ в Волго-Уральском регионе.

Литература:

  1. Арапов Д.Ю. Система государственного регулирования ислама в Российской империи в 1905–1917 годах. [Электронный ресурс] URL: https://islamnews.ru/2022/6/3/sistema-gosudarstvennogo-regulirovaniya-islama-v-rossiyskoy-imperii-v-1905–1917-godakh (дата обращения: 15.10.2022)
  2. Арапов Д. Ю. Записки П. А. Столыпина по «мусульманскому вопросу», 1911 г. / Д. Ю. Арапов // Императорская Россия и мусульманский мир. — М., 2006.
  3. Голубкина Т. М. Самодержавие и мусульмане Среднего Поволжья В конце XIX в. — 1917 г.: По материалам Казанской, Самарской, Симбирской губерний / Дис.... канд. ист. наук / Т. М. Голубкина. — М.: РГБ, 2005. — 210 с.
  4. Махмутова А. Х. П.А. Столыпин: направить «серьезные усилия к пресечению национально-татарского натиска» // Гасырлар авазы — Эхо веков. 1998. № 3/4. — С. 73–87.
  5. Мухетдинов Д. В. Ислам в России в XVIII — начале XXI вв.: модернизация и традиции / Д. В. Мухетдинов, А. Ю. Хабутдинов. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2011. — 282 с.
  6. Саматова Ч. Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX — начале XX века (по материалам Казанского учебного округа). — Казань: Татар.кн.изд-во, 2013. — 239 с.
  7. Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев. — СПб.: Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1905. — 366 с.
  8. Труды Особого совещания по вопросам образования восточных инородцев / Под ред. А. С. Будиловича. — С.-Петербург: Тип. Э. Л. Пороховщиковой, 1905. — LIII, 366, IV с.; На правах рукописи. [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/item/457841
Основные термины (генерируются автоматически): Особое совещание, Османская империя, Турция, дело, мусульманская школа, отношение мусульман, Поволжье, Россия, русский язык, Совет министров.


Ключевые слова

Особое совещание, русоцентризм, «исламская угроза», записки Столыпина, «мусульманский фактор», Харузин

Похожие статьи

Задать вопрос