Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 27.01.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Подгорная, Е. Ю. Провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство» / Е. Ю. Подгорная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110807/ (дата обращения: 16.12.2024).



Одной из сложных методических задач, которые приходится решать учителю, является поиск методов и приемов предупреждения ошибок обучающихся при обучении географии. М. И. Зайкин, В. А. Колосова, И. С. Григорьева предположили то, что одним из средств предупреждения ошибок обучающихся при обучении могут стать провоцирующие задачи.

Под провоцирующими задачами принято понимать такие задачи, в условиях которых содержатся указания, намеки или другие побудители, которые подталкивают обучающихся к выбору неверного ответа или пути решения [1, с. 32].

Провоцирующие задачи могут быть эффективным средством предупреждения ошибок обучающихся. По предположениям авторов, обучающиеся, угодившие в заранее подготовленную ловушку, испытывают тревогу, неудовлетворенность, от того, что не обратили должного внимания на особенности условия. Совершив ошибку перед учителем или другими обучающимися, ученик надолго запоминает это и далее уже на подсознательном уровне остерегается ее [1,33]).

Выделяются следующие виды провоцирующих задач [1, с.32]:

  1. Задачи, в условиях которых напрашивается неверный ответ
  2. Задачи, условия которых подсказывают неверный ход решения
  3. Задачи, имеющие неоднозначное решение
  4. Задачи, условия которых допускают возможность опровержения
  5. Задачи, в условиях которых предлагается рассуждение с замаскированной ошибкой, из-за которой последует неверный вывод (с использованием в условии словосочетаний «Верно ли, что…? Можно ли…?) [2, с.72].

Понятие «провоцирующей задачи» конкретно можно рассмотреть через понятие «провокация». В различных словарях, слово «провокация» означает предательское поведение, подстрекательство кого — либо к таким действиям, которые влекут за собой тяжелые последствия. [3] Под провокацией в задаче принимается побуждение к ошибочным действиям в ходе решения задачи. Следовательно, можно сказать, что провоцирующие задачи — это задачи, в которых содержатся побудители, подталкивающие к ошибочному выполнению действий на любом этапе решения задачи. Соответственно, классификация провоцирующих задач зависит от видов провокации [1,с.32].

Выделяются виды провокаций:

  1. К задаче предоставляется чертеж (график, схема), содержащие ошибку
  2. Система задач, подталкивающая к выполнению задач по образцу
  3. Задачи, имеющие неоднозначное решение
  4. Использование в условии задачи словосочетаний «Верно ли…? Можно ли…?»
  5. Задачи, в условиях которых содержится противоречие
  6. Задачи, содержащие ошибку в обосновании решения
  7. Представленные к задаче варианты ответов содержат один или несколько правильных ответов (или не содержат правильных ответов)

Каждый тип провокации направлен на предупреждение определенного вида ошибок.

Рассмотрим применение провоцирующих задач как средство предупреждения ошибок при обучении географии на примере курса «География России. Население и хозяйство». Этот курс географии состоит из двух частей — общей и региональной. Проанализировав различные учебники для общеобразовательных школ, можно отметить, что в параграфах кроме основного текста включены географические проблемы и задачи. Решение задач применяется как в разделе «Население», так и в разделе «Хозяйство». Решая географические задачи, обучающиеся часто могут допускать ошибки. Ошибки обучающихся, выявленные учителем на уроках географии, а также их анализ, могут послужить основой для составления провоцирующих задач.

Предлагаем рассмотреть применение некоторых видов провоцирующих задач при изучении тем «Население» и «Хозяйство» в курсе «География России. Население и хозяйство».

1. К задаче предоставляется чертеж (график, схема), содержащие ошибку

В данном виде задачи провокация вводится учителем на этапе понимания текста задачи. Учитель, используя провокацию, допускает ошибку в чертеже (графике, схеме). После того, как учитель представил ошибочный чертеж (график, схему) обучающимся, он может поставить вопрос таким образом: «Возможно ли применить данный чертеж (график, схему) для решения задачи?». Вероятно, что кто — то из обучающихся может сразу обнаружить ошибку и попробует ее пояснить. Но, если же обучающиеся затрудняются в самостоятельном обнаружении ошибки, то учителю предстоит акцентировать их внимание при помощи наводящих вопросов.

Пример задачи: Используя график естественного движения в России, определите показатель естественного прироста населения России в 2000 и 2007 году.

Решение: Рассмотрев график, можно выделить общие показатели рождаемости и смертности в 2000 и 2007 годах. Естественный прирост населения определяется как разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время (например, за один год). Определим естественный прирост в 2000 году. Родившихся — 8,7 тыс. чел., умерших — 15,3 тыс. чел. Соответственно естественный прирост равен: 8,7–15,3= — 6,6. Определим естественный прирост в 2007 году. Родившихся — 11,3 тыс. чел., умерших — 14,6 тыс. чел. Естественный прирост будет равен: 11,3–14,6= — 3,3. Еще раз проанализируем график. В графике естественный прирост в 2000 и 2007 годах является положительным тогда, как при использовании вычислений естественный прирост является отрицательным показателем. Отсюда следует вывод, что при построении графика была допущена ошибка. Предлагается обучающимся исправить ошибку в графике.

Для того, чтобы проверить как обучающиеся усвоили материал, подобную задачу можно включить в домашнее задание или в контрольную работу по данной теме.

2. Система задач, подталкивающая к выполнению задач по образцу

В задаче второго вида провокация применяется учителем при использовании блока задач, в котором первые две задачи решаются аналогично друг другу, но последняя задача будет схожа с двумя предыдущими задачами по формулировке условия, но решение будет иметь отличия от решения первых задач в данной системе.

После изучения необходимого материала учитель, предлагает для выполнения систему задач. Сотрудничая со школьниками, разбирают первые две задачи вместе, а третью предлагает рассмотреть самостоятельно. Большинство учеников возможно и не заметят ошибку, считая свое решение верным. Тогда им нужно будет объяснить ход своего решения. После того, как обнаружится ошибка, ученикам предстоит заново решить задачу и записать верный ответ. Учитель при этом может помогать, задавая им наводящие вопросы.

С помощью данного вида провоцирующих задач можно предупредить ошибки, связанные применением ошибочной аналогии при решении блоков задач по изучаемой теме.

Примеры задач:

— Определите по таблице 1, в какой период в Алтайском крае количество умерших превышало количество родившихся?

Таблица 1

Динамика численности населения Алтайского края в 2007–2010 гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

Общий прирост населения за год, человек

- 14830

11702

- 6062

- 9803

Естественный прирост населения за год, человек

- 9039

- 6576

- 4868

- 5516

Источник: составлено автором по данным Росстат

— Определите по таблице 2, в какой период в Астраханской области количество умерших превышало количество родившихся?

Таблица 2

Динамика численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

Общий прирост населения за год, человек

6747

4367

1872

- 381

Естественный прирост населения за год, человек

— 615

561

820

671

Источник: составлено автором по данным Росстат

— Определите по таблице 3, в какой период в Астраханской области наблюдалось превышение рождаемости над смертностью?

Таблица 3

Динамика численности населения Астраханской области в 2007–2010 гг.

Показатель

2007

2008

2009

2010

Общий прирост населения за год, человек

6747

4367

1872

- 381

Естественный прирост населения за год, человек

— 615

561

820

671

Источник: составлено автором по данным Росстат

3. Задачи, имеющие неоднозначное решение

В задачах третьего типа провокация внедряется на этапе изучения условия задачи. Она побуждает ученика к поиску одного способа решения, тогда как решений может быть несколько. От школьников именно это и требуется, чтобы увидеть всевозможные способы решения данной задачи.

Пример задачи: Почти все железные дороги азиатской части России имеют широтное направление. Предложите одну или несколько наиболее перспективных, с вашей точки зрения, трасс для строительства железных дорог в этом регионе в меридиональном направлении. Свой ответ поясните. Попробуйте указать проблемы, с которыми придется столкнуться рабочим при строительстве таких железных дорог.

Решение: На этот вопрос нет однозначного ответа. Можно предположить несколько маршрутов, так как на всей огромной территории азиатской части России действует всего одна железная дорога субмеридионального направления — к Сургуту и Нижневартовску в Западной Сибири. В Восточной Сибири еще только ведется строительство ответвляющейся от БАМа Амуро-Якутской магистрали. Ответ должен содержать подробное обоснование для прокладывания данного маршрута. Железная дорога должна крупный южный центр с северными территориями, где производится разработка природных ресурсов. Для этого нужно указать все виды природных ресурсов, дать оценку значимости этих ресурсов для экономики страны. Именно от этого и будет зависеть экономическое значение строительства данного маршрута. Необходимо более подробно изучить физико-географические карты для того, чтобы избежать районов с вероятностью опасных и неблагоприятных для эксплуатации дороги природных явлений (последствия сейсмической активности, осыпи, лавины, сели, наводнения). В соответствии с условием задачи должна быть дана оценка возможных проблем, с которыми встретятся строители на разных участках, и предложены меры их решения (возведение насыпей на заболоченной местности, особая конструкция полотна для районов с вечной мерзлотой и т. д.).

Представленные выше примеры провоцирующих задач дают понятие о способах разработки таких задач и методах их применения при обучении географии.

Таким образом, провоцирующие задачи способствуют развитию критического мышления обучающихся [1, с.32]. Их можно использовать при постановке познавательной задачи к уроку. С их помощью, педагог может поставить проблему в начале урока и уже с обучающимися решить ее. В ходе изучения курса «География России. Население и хозяйство» проблемные вопросы встречаются довольно часто. Иногда проблемный вопрос становится основой урока, иногда решается в течение небольшого промежутка времени. Некоторые задания могут привести к дискуссии. Также провоцирующие задачи как средство предупреждения ошибок могут быть использованы на этапах первичного закрепления знаний и рефлексии учебной деятельности. Такие задачи можно порекомендовать использовать при разработке контрольных работ после изучения отдельных блоков тем в курсе «География России. Население и хозяйство».

Литература:

  1. 3айкин М. И., Колосова В. А. Провоцирующие задачи [Текст] // Математика в школе. — № 6. — 1997. — с. 32–36., с. 32
  2. 2. ГригорьеваИ. С. Отклики на статьи прошлого учебного года [Текст] // Математика в школе. — 1998. — № 6. с. 72–73, с. 72
  3. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеол. выражений [Текст]/С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Рос.акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., доп. — М.; Азбуковник, 2003. — 939 с.+ 27 см. — ISBN 5–89285–003-Х. — 20000 экз.
  4. Уроки географии. 8–9 классы: Метод. Пособие для учителя. — М.: Дрофа, 2004. — 160 с.: ил., карт. — (Мастер-класс)
Основные термины (генерируются автоматически): задача, естественный прирост, Астраханская область, География России, естественный прирост населения, ошибка, динамик численности населения, какой период, неоднозначное решение, общий прирост населения.


Похожие статьи

Применение проблемного обучения при формировании знаний по экологической безопасности в курсе ОБЖ

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Похожие статьи

Применение проблемного обучения при формировании знаний по экологической безопасности в курсе ОБЖ

Перспектива развития наук технического профиля на примере предмета «Компьютерные методы моделирования углеводородов» технического профиля обучения студентов в системе высшего образования

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Административно-организационные основы информатизации управления общеобразовательных учебных заведений на базе аналитико-поисковой системы «Дидакт»

Социально-психологические аспекты ролевой игры на занятиях иностранным языком со студентами энергетических направлений подготовки

Деятельность и роль педагогов по развитию автономности учащихся на уроках иностранного языка: методы и стратегии

Концептуальные основы педагогического тестирования и его использование на уроках РКИ

Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе

Технология развития критического мышления как средство подготовки старшеклассников к ГИА по русскому языку

Особенности моделирования дефиниций категории «Воспитание» в структуре изучения дисциплины «Теория и методика воспитания»

Задать вопрос