Теоретический анализ конфликтного взаимодействия в образовательной среде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (503) январь 2024 г.

Дата публикации: 26.01.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Ковалёва, Н. С. Теоретический анализ конфликтного взаимодействия в образовательной среде / Н. С. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 4 (503). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/503/110728/ (дата обращения: 04.05.2024).



В настоящее время невозможно представить нашу жизнь без конфликтов и разногласий. Везде, где есть люди со своими интересами и желаниями, в условиях ограниченности ресурсов, встречаются конфликтные ситуации и споры. В какой-то степени они являются способом общения и взаимодействия в обществе.

В условиях повышенного уровня стресса и увеличения напряжённости в современном обществе проблема межличностных конфликтов, затрагивающих все сферы общества, становится всё более актуальной.

Достаточно сложно упорядочить разнообразие определения конфликта. Слово «конфликт» (от лат. «conflictatio» — столкновение, спор) — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В самом общем виде конфликт понимают, как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, как трудно разрешимое разногласие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.

В работах зарубежных авторов (Р. Дарендорф, Г. Зиммель, Л. Козер, К. Левин и др.), а также в трудах отечественных учёных (А. Я. Анцупов, Н. В. Гришина, Н. И. Леонов, Б. И. Хасан, А. И. Шипилов и др.) даны разнообразные определения конфликта, рассмотрены разные точки зрения на его природу и социальную роль.

Западный социолог Р. Дарендорф определяет конфликт как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности». В анализе последствий конфликтного взаимодействия он признаёт конструктивный, положительный характер любого противоречия, поскольку такое столкновение порождает качественные изменения как в структуре организации, так и в коллективе в общем [4, с. 48].

Согласно западному теоретику Льюису Козеру, конфликт это «борьба за ценности и притязания на определённый статус, власть и ограниченные ресурсы, в которой целями конфликтующих сторон являются не только достижение желаемого, но и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперников» [2, с. 51].

Л. Г. Здравомыслов трактует конфликт как «важнейший элемент взаимодействия между субъектами в обществе, мотивация которых обусловлена противостоянием ценностям и нормам, интересам и потребностям» [1, c. 16].

Конфликтное поведение представляет собой воздействие, направленное на прямое или косвенное противодействие достижению противоположной стороной своих целей, намерений и интересов. Необходимо не только осознать свои цели и интересы, противоположные другой стороне, но и сформировать установки на борьбу с ней.

В образовательных учреждениях повышена вероятность возникновения конфликтных ситуаций в силу специфики деятельности таких организаций. Конфликты в учебных учреждениях происходят повсеместно и на регулярной основе, это является нормой для любой динамически развивающейся системы.

В современном обществе трудно найти подобный социальный институт, столь неоднородный по своим параметрам (возраст, уровень интеллекта, интересы, авторитет, социальный статус, потребности и жизненные ценности его участников) и столько же многочисленный по своему составу, здесь значительная часть противоречий сконцентрирована в закрытой системе.

Актуальность исследования конфликтов в педагогической среде обусловлена необходимостью создания условий, при которых конфликты не будут являться источником негативного воздействия, а поспособствуют развитию личности и эффективному процессу обучения.

Проблема эффективного разрешения конфликтов в образовательных учреждениях становится особенно актуальной в условиях разнообразия культур, социальных структур, психологических особенностей участников образовательного процесса.

В педагогической среде проблемой межличностных конфликтов занимались отечественные теоретики В. Г. Каменская, М. М. Рыбакова, В. И. Журавлев, Н. У. Заиченко, а также их западные коллеги К. Томас, М. Фоллет.

М. М. Рыбакова выделяет три типа педагогических конфликтов. Это конфликты деятельности, конфликты поступков и конфликты отношений [3, c. 10].

Конфликт деятельности возникает в случае отказа ученика от выполнения учебного задания или в случае ненадлежащего его исполнения. Такие ситуации могут возникнуть из-за сложности усвоения учебного материала, перегруженности информацией или неудачного замечания учителя, вместо конкретной поддержки при выполнении задач.

Конфликт поступков возникает, когда учитель совершает ошибку в анализе действий ученика, не вдумываясь в его мотивы, делая необоснованные выводы. Учитель корректирует поведение учеников, оценивая их поступки, не обладая достаточной информацией об их истинных причинах, что вызывает естественное недовольство у учащихся.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, затяжной характер. Эти конфликты приобретают личностный характер, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

Конфликты в отношениях часто возникают из-за неудачного разрешения педагогом проблемных ситуаций и обычно имеют длительный характер. Эти разногласия принимают характер личной неприязни, существенно нарушая их взаимодействие на длительное время.

Педагогический конфликт отличается тем, что в этом столкновении участвует ребёнок, не обладающий должным опытом, умениями, волей, самоконтролем и саморегуляцией, приобретёнными с опытом. Кроме того, такой конфликт всегда сопряжён с большим психологическим напряжением, которое вынести ребёнку гораздо сложнее, чем взрослому.

Научные исследования выделяют две основные функции конфликтов между участниками образовательного процесса: деструктивная и конструктивная. Первая проявляется в формировании негативного психологического и эмоционального напряжения, которое значительно снижает эффективность их совместной деятельности, негативно влияет на учебный и познавательный процесс. Тогда как вторая, при условии разрешения, становится источником профессионального роста.

В отечественных и зарубежных исследованиях особое внимание придаётся стратегиям эффективного взаимодействия в конфликте. Они рассматриваются как движущий механизм личностного и профессионального развития, который позволяет учителю и ученику, несмотря на различия в статусе, возрасте и интересах, пересмотреть свои прежние взгляды на конфликт, изменить стиль поведения в конфликте и принять новые жизненные позиции. Подчёркивается важность конструктивного взаимодействия, как специального условия разрешения конфликта и снижения уровня конфликтности личности.

На современном этапе в литературе основное внимание уделяется теоретическому анализу конфликтов среди школьников (исследования Е. В. Фроловой, Т. М. Рябовой); причины и условия возникновения конфликтов в педагогических коллективах (работы Гусаковой Е. М., Чистяковой Т. А.); подготовка будущих учителей к разрешению конфликтов (исследования Декиной Е. В., Ивановой О. А.); конфликты диаде «ученик-учитель» (Клименских М. В., Ершова И. А.), буллинг в образовательной среде (Таланов, С. Л., Шалагинова К. С.).

Конфликт в педагогическом взаимодействии, как и в других сферах деятельности, рассматривается как обычная жизненная ситуация, полностью естественная в контексте школьной жизни. Тем не менее, серьёзные разногласия в образовательном учреждении могут нарушить систему взаимосвязи между обучающимися, спровоцировать возникновение напряжённой обстановки в коллективе и стать причиной стрессового состояния учителя. Кроме того, могут возникнуть негативные последствия для учащихся, в частности, эмоциональные переживания, тревожность. В связи с этим важно, чтобы каждый член педагогического коллектива обладал навыками предотвращения и разрешения любых возникающих конфликтных ситуаций.

В заключении хочется отметить, что конфликтная среда в образовательном учреждении негативно влияет на формирование личности ребёнка и его самооценку, на атмосферу в классе, отношения между участниками образовательного процесса и психологическое состояние всех учеников, что, в свою очередь, может вызвать повышенную тревожность, трудности в общении и снижение успеваемости.

Поэтому важно проводить работу по профилактике и разрешению конфликтов, обучать подростков навыкам конструктивного взаимодействия, а также создавать поддерживающую и безопасную образовательную среду. Работа в этом направлении поможет улучшить образовательный процесс и создать условия для успешного обучения и развития подростков.

Формирование эффективных навыков поведения в конфликте позволит ученикам использовать конструктивные стратегии, уметь оперативно и правильно находить выход из конфликтных ситуаций в процессе межличностного взаимодействия.

Литература:

  1. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. Россия на путях преодоления кризиса. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект-пресс, 1994 (3-е издание доработанное и дополненное. M., 1996). — с. 184
  2. Козер Л. Функции социального конфликта. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. — 208 с.
  3. Рыбакова М. М. Конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.
  4. Степаненкова, В. М. Понятие социального конфликта в теории Р. Дарендорфа / В. М. Степаненкова // Социологические исследования. — 1994. — № 5. — С. 187.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликт, образовательный процесс, интерес, конструктивное взаимодействие, конфликт деятельности, конфликт отношений, конфликт поступков, образовательное учреждение, педагогическая среда, современное общество.


Похожие статьи

Задать вопрос